г. Пермь |
|
06 февраля 2012 г. |
Дело N А60-33474/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Масальской Н.Г.,
судей Шварц Н.Г., Рубцовой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Минкович И.А.,
при участии:
от истца, открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9", должников: Федерального бюджетного учреждения Войсковая часть 61207, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу представителя субсидиарного должника, Министерства обороны Российской Федерации
на определение Арбитражного суда Свердловской области
о процессуальном правопреемстве
от 26 октября 2011 года
по делу N А60-33474/2009,
принятое судьей Лазаревым С.В.,
по иску открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (ОГРН 1045900550024, ИНН 5904119383)
к 1) Государственному учреждению Войсковая часть 61207
2) Российской Федерации в лице Государственного учреждения Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации
о взыскании задолженности по договору энергоснабжения, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - ОАО "ТГК N 9") обратилось в Арбитражный суд с иском к Государственному учреждению Войсковая часть 61207 (далее - Войсковая часть 61207) о взыскании задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и теплоносителя, поставленных по договору энергоснабжения N 11904-С/1Т от 01.05.2008 в период с ноября 2008 года по июнь 2009 года в сумме 1 032 288 руб. 68 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 134 405 руб. 91 коп. за период с 16.12.2008 по 25.07.2009, исходя из суммы долга без НДС, расходов по уплате государственной пошлины в сумме 17 333 руб. 47 коп. (т.1, л.д.3-4).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 01.10.2009 по ходатайству истца в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Государственного учреждения Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации для возложения субсидиарной ответственности при недостаточности денежных средств у Войсковой части 61207 (т.1, л.д.79-81).
До принятия судом решения истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлено ходатайство об отказе от иска в части взыскания суммы основного долга и об увеличении размера исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами; просит взыскать 158 598 руб. 97 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга с НДС за период с 16.12.2008 по 25.07.2009 (т.1, л.д.85, 93).
Ходатайство истца судом рассмотрено и удовлетворено на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что отражено в протоколе судебного заседания (т.1, л.д.102-104).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.10.2009 исковые требования удовлетворены: с Войсковой части 61207 в пользу ОАО "ТГК N 9" взыскано 158 598 руб. 97 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 17 333 руб. 47 коп. расходов по уплате государственной пошлины. При недостаточности денежных средств постановлено произвести взыскание в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Государственного учреждения Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. Производство по делу в части взыскания суммы основного долга 1 032 288 руб. 68 коп. прекращено (т.1, л.д.107-112).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2009 года решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 октября 2009 года по оставлено без изменений (т.1, л.д.158-166).
После вступления решения в законную силу арбитражным судом выдан исполнительный лист (т.2, л.д.1-4).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 04.05.2010 (т.2, л.д.14-16) по ходатайству ОАО "ТГК-9" (т.1, л.д.6) произведена замена должника - Государственного учреждения Войсковая часть 61207 по исполнительному листу серии АС N 001043883 от 01.02.2010, выданного на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 30.10.2010 по делу N А60-33474/2009 на нового должника - Федеральное бюджетное учреждение Войсковая часть 61207.
Выданный судом исполнительный лист направлен взыскателем (ОАО "ТГК-9") в Отделение по Кировскому району г. Екатеринбурга Управления федерального казначейства по Свердловской области для исполнения.
Отделение по Кировскому району г. Екатеринбурга Управления федерального казначейства по Свердловской области 06.05.2011 (письмо N 03.3-07/694) возвратило исполнительный лист без исполнения, указав, что лицевой счет получателя бюджетных средств (Войсковая часть 61207) был закрыт 01 марта 2011 года. Основанием для закрытия лицевых счетов реорганизуемых Министерством обороны бюджетных учреждений является приказ Министерства обороны Российской Федерации N 1266 от 22.09.2010 "О распорядителях бюджетных средств и администраторах доходов бюджета" и приказ начальника аппарата Министра обороны Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации N 0228 от 15.12.2010 "О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и учреждений Министром обороны Российской Федерации". ОАО "ТГК-9" рекомендовано обратится в суд для получения нового исполнительного документа о взыскании денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности (т.2, л.д.21).
Для обеспечения возможности исполнения решения суда 19.09.2011 ОАО "ТГК-9" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о замене органа, уполномоченного выступать от имени Российской Федерации в качестве ответчика по делу N А60-33474/2009 на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 30.10.2009, с Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации на Министерство обороны Российской Федерации (т.2, л.д.19-20).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 26 октября 2011 года (судья С.В. Лазарев) произведена замена представителя субсидиарного должника (Российской Федерации) - с Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации по делу N А60-33474/2009 на Министерство обороны Российской Федерации (т.2, л.д.52-54).
Министерство обороны Российской Федерации, не согласившись с определением суда, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, в удовлетворении заявления ОАО "ТГК-9" отказать. Заявитель полагает, что замена представителя субсидиарного должника (Российской Федерации) с Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации на Министерство обороны Российской Федерации, произведена судом в нарушение норм действующего законодательства, поскольку после внесения записи о ликвидации Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации (16.05.2005) правопреемство невозможно (статьи 61, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации). Ссылку суда на положения Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" заявитель находит необоснованной, так как данный нормативный правовой акт противоречит положениям федерального законодательства, имеет меньшую юридическую силу по отношению к Арбитражному процессуальному и Гражданскому кодексам Российской Федерации. Полагает, что ОАО "ТГК-9" приняло не все меры для взыскания с задолженности с основного должника - Войсковой части. Поскольку запись о ликвидации Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации внесена в ЕГРЮЛ 16.05.2005, заявитель считает незаконным решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами и расходов по уплате государственной пошлины в порядке субсидиарной ответственности с Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции 02.02.2012 не явились. Взыскатель (ОАО "ТГК-9") в письменном отзыве отклонил доводы апеллянта как несостоятельные. Находя определение суда законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами действующего законодательства, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. На замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован. Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Приведенный в указанной норме перечень оснований перемены лиц в обязательстве не является закрытым.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации была упразднена (пункт 12). Функции упраздняемой Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации были переданы Министерству обороны Российской Федерации (пункт 14).
В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации.
Поскольку ликвидация Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации явилась результатом реорганизации системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, функции и полномочия ликвидированного лица переданы Министерству обороны Российской Федерации, общее правило о последствиях ликвидации юридического лица, закрепленное в пункте 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, к рассматриваемой ситуации не применимо.
Апелляционный суд отмечает, что взыскание задолженности произведено с субсидиарного должника - Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, при этом ликвидированная Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации поименовано не как самостоятельное юридическое лицо, а как представитель интересов Российской Федерации (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации). Перераспределение государством своих полномочий не затрагивает установленных с его участием гражданских правоотношений.
С учетом изложенного, довод заявителя апелляционной жалобы о нарушении судом статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятелен.
Таким образом, производя замену представителя субсидиарного должника (Российской Федерации) - с Федеральной службы железнодорожный войск Российской Федерации по делу N А60-33474/2009 на Министерство обороны Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что требование заявителя о процессуальном правопреемстве основано на законе и подтверждено материалами дела.
Ссылка заявителя на незаконность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами и расходов по уплате государственной пошлины в порядке субсидиарной ответственности с Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации состоятельной признана быть не может, поскольку в установленном законом порядке указанные судебные акты не отменены и не изменены, вступили в законную силу.
Довод жалобы о том, что ОАО "ТГК-9" приняло не все меры для взыскания с задолженности с основного должника - Войсковой части 61207, о незаконности или необоснованности оспариваемого определения не свидетельствует.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, определение Арбитражного суда Свердловской области от 26.10.2011 является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Свердловской области от 26 октября 2011 года по делу N А60-33474/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.Г. Масальская |
Судьи |
Н.Г. Шварц |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации была упразднена (пункт 12). Функции упраздняемой Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации были переданы Министерству обороны Российской Федерации (пункт 14).
...
Поскольку ликвидация Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации явилась результатом реорганизации системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, функции и полномочия ликвидированного лица переданы Министерству обороны Российской Федерации, общее правило о последствиях ликвидации юридического лица, закрепленное в пункте 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, к рассматриваемой ситуации не применимо.
Апелляционный суд отмечает, что взыскание задолженности произведено с субсидиарного должника - Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, при этом ликвидированная Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации поименовано не как самостоятельное юридическое лицо, а как представитель интересов Российской Федерации (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации). Перераспределение государством своих полномочий не затрагивает установленных с его участием гражданских правоотношений.
С учетом изложенного, довод заявителя апелляционной жалобы о нарушении судом статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятелен."
Номер дела в первой инстанции: А60-33474/2009
Истец: Территориальная генерирующая компания N9 "в лице филиала ОАО" ТГК N9" "Свердловтеплосбыт"
Ответчик: Войсковая часть 61207, Министерство обороны Российской Федерации, РФ, в лице ГУ Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации
Третье лицо: Министерство обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12332/09