г. Санкт-Петербург |
|
13 февраля 2012 г. |
Дело N А56-27487/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И. Г. Брюхановой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19980/2011) Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2011 по делу N А56-27487/2011 (судья Т. В. Галкина), принятое
по заявлению ЗАО "Авантек"
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ленинградской области
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Лебедев С. А. (доверенность от 25.11.2011 N 63/2011)
Когановская В. В. (доверенность от 26.01.2011)
от ответчика: Руденко М. В. (доверенность от 30.12.2011 N 03-16/05110)
Пелевина В. В. (доверенность от 13.09.2011 N 03-16/03761)
установил:
Закрытое акционерное общество "Авантек" (ОГРН 1027804882885, ИНН 7810914245, место нахождения: 198323, Ленинградская область, Ломоносовский район, пос. Горелово, Волхонское шоссе, д.4; далее - Общество, ЗАО "Авантек", заявитель), уточнив требования в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 16.12.2010 N 8 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту в Республику Беларусь в сумме 1 131 978 руб. 32 коп., по экспорту в Эстонию в сумме 2 569 644 руб. 03 коп., всего - в сумме 3 701 622 руб. 35 коп.
Решением суда от 19.11.2011 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение от 19.11.2011 отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, у Общества отсутствует право на применение налоговых вычетов по операции реализации лома и отходов черных металлов в Эстонию.
В суде апелляционной инстанции представитель Инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал, а представитель Общества просил решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.07.2010 Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2010 года, в которой заявлено к возмещению из бюджета 3 771 037 руб.
По результатам проверки указанной декларации 16.12.2010 налоговым органом вынесены решения:
- N 94 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- N 8 о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению. Указанным решением установлена обоснованность применения налоговой ставки 0% по операциям реализации товаров (работ, услуг) в сумме 66 016 306 руб., необоснованность применения налоговой ставки 0% по операциям реализации товаров (работ, услуг) в сумме 68 403 898 руб., возмещено 69 415 руб. НДС;
- N 8 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в сумме 3 701 622 руб. (далее - решение N 8).
Не согласившись с законностью решения N 8, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Судом установлено, что ЗАО "Авантек" в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010 года заявлен к возмещению НДС в сумме 3 771 037 руб.(положительная разница между суммой налоговых вычетов по операциям реализации лома и отходов черных металлов (далее - товар) по контрактам от 09.04.2009 N 4/2009 с OU "Hebron" (г.Таллин, Эстония), от 08.02.2010 N 10011160 с Республиканским унитарным предприятием "Белорусский металлургический завод" (г.Жлобин, Республика Беларусь), и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд оценив в совокупности положения подпункта 25 пункта 2 статьи 149, статьей 165, 146, 147, 151 НК РФ, пришел к выводу о том, что операции по реализации товаров на экспорт облагаются НДС по ставке 0 процентов. В остальных случаях реализации лома и отходов черных и цветных металлов, для которых налоговые ставки не указаны специально, применяются положения подпункта 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Суд указал, что в соответствии с требованиями статей 164, 171, 176 НК РФ налоговый орган обязан принять к возмещению сумму НДС, уплаченную на территории России, при обороте металлолома до вывоза товара за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта. Следовательно, после отгрузок и завершения расчетов Общество обоснованно заявило в составе налоговых вычетов НДС, уплаченный на территории Российской Федерации, за приобретение, обработку и транспортировку экспортируемого товара.
Апелляционная инстанция не может согласиться с выводом суда о том, что операции по реализации товара в Эстонию подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 процентов.
Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации различает хозяйственные операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) (статья 149), и операции, облагаемые налогом по различным ставкам, включая ставку 0 процентов (статья 164).
В силу статьи 147 НК РФ для целей обложения налогом Российская Федерация признается местом реализации товара, когда товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется, а также когда товар в момент отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
Поскольку для целей обложения НДС местом реализации экспортируемых товаров признается территория Российской Федерации, то приведенный в статье 149 НК РФ перечень операций, не облагаемых указанным налогом, охватывает и экспортные операции с соответствующими товарами.
Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов (подпункт 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ).
Судом установлено, что заявителем осуществлялся экспорт товара - лома и отходов черных металлов, освобожденного от уплаты налога на добавленную стоимость, в спорный период.
Учитывая, что с 01.01.2009 операции с таким товаром налогом на добавленную стоимость не облагались, то и экспортные операции с ним также не подлежали обложению названным налогом по каким-либо ставкам, включая налоговую ставку 0 процентов.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, либо товаров, приобретаемых для перепродажи, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ в случае использования товаров (работ, услуг) для операций по производству и (или) реализации товаров, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость (освобождаемых от налогообложения), суммы налога, уплаченные при приобретении таких товаров (работ, услуг), учитываются в их стоимости.
Таким образом, статья 171 НК РФ не предусматривает возможности применения вычетов по налогам, уплаченным при приобретении товара, используемого в реализации товара, освобожденного от налогообложения.
При таких обстоятельствах вывод налогового органа о необоснованности применения ставки 0 процентов по операциям реализации товара в Эстонию и отсутствии у заявителя права на применение налоговых вычетов по таким операциям соответствует действующему законодательству.
Из материалов дела следует, что в налоговой декларации за 2 квартал 2010 года Обществом отражены:
- сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164 НК РФ, - 1 843 354 руб.;
- налоговые вычеты по операциям, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена, - 5 614 391 руб.;
- сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, - 3 771 037 руб.
Из оспариваемого решения N 8 невозможно установить, что послужило основанием для отказа Обществу в возмещении 3 701 622 руб. НДС.
В соответствии с представленными в материалы дела рассчетами общая сумма заявленных Обществом налоговых вычетов по НДС, относящихся к реализации товара в Республику Беларусь, составляет 3 044 747 руб. 32 коп., в том числе:
- по операциям, осуществленным в 1 квартале 2010 года и подтвержденным во 2 квартале 2010 года, - 1 876 301 руб. 78 коп. Указанные вычеты налоговым органом подтверждены (решение от 16.12.2010 N 94);
- по операциям, осуществленным во втором квартале 2010 года и подтвержденным во 2 квартале 2010 года, - 1 168 445 руб. 54 коп. Из указанной суммы налоговым органом подтверждена правомерность применения налоговых вычетов - 36 466 руб. 85 коп. (решение от 16.12.2010 N 94), никаких обоснований неправомерности применения налоговых вычетов в сумме 1 131 978 руб. 69 коп. ни в решении N 8, ни в решении от 16.12.2010 N 94 Инспекцией не приведено.
Из представленного в суд первой инстанции акта сверки расчетов следует, что НДС, предъявленный к возмещению в сумме 1 131 978 руб. 69 коп., Инспекция относила к операциям по реализации товара в Эстонию.
Впоследствии налоговый орган, ссылаясь на регистры бухгалтерского учета по счету 19.6, указал, что налоговый вычет в сумме 1 073 769 руб. 87 коп. заявлен Обществом повторно ( в 1 и 2 кварталах 2010 года), причины отказа в применении налогового вычета в сумме 58 208 руб. 82 коп. Инспекция не указала.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 и пунктом 5 статьи 200 АПК РФ именно налоговый орган должен доказать обоснованность вынесенного им ненормативного правового акта как по праву, так и по размеру.
Довод Инспекции о повторном учете заявителем налоговых вычетов в сумме 1 073 769 руб. 87 коп. при реализации товаров в Республику Беларусь материалами дела не подтвержден.
Так, в разделе 8 Положения об учетной политике Общества установлен порядок учета сумм НДС, относящихся к реализации товаров на экспорт, и порядок их списания на вычеты. Указанным положением определено, что суммы НДС, относящиеся к реализации товаров на экспорт, учитываются на счете 19 (субсчет 6); по итогам квартала суммы НДС, относящиеся к подтвержденному экспорту, списываются на счет 76.5 "Экспортный НДС".
Из анализа представленных Обществом в материалы дела регистров бухгалтерского учета по счету 19.6 и 76.5 за 1 и 2 кварталы 2010 года следует, что доводы налогового органа о повторном учете заявителем налоговых вычетов в сумме 1 073 769 руб. 87 коп. при реализации товаров в Республику Беларусь не подтверждены.
При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали законные основания для отказа Обществу в применении налоговых вычетов, предъявленных по реализации товара в Республику Беларусь, в сумме 1 131 978 руб. 69 коп. (1 168 445 руб. 54 коп. - 36 466 руб. 85 коп.).
Вместе с тем, поскольку Общество просит признать недействительным решение N 8 в части отказа в возмещении НДС по экспорту в Республику Беларусь в сумме 1 131 978 руб. 32 коп., а суд не вправе выходить за пределы его требований, заявление подлежит удовлетворению в указанной части.
В остальной части оснований для удовлетворения требований Общества у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 269 пункт 2, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2011 по делу N А56-27487/2011 изменить, изложив его в следующей редакции:
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ленинградской области от 16.12.2010 N 8 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость по экспорту товара в Республику Беларусь в сумме 1 131 978 руб. 32 коп.
В остальной части отказать закрытому акционерному обществу "Авантек" в удовлетворении заявления.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ленинградской области (ИНН 7810556896, место нахождения: 195027, г. Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д.34) в пользу закрытого акционерного общества "Авантек" (ОГРН 1027804882885, ИНН 7810914245, место нахождения: 198323, Ленинградская область, Ломоносовский район, пос. Горелово, Волхонское шоссе, д.4) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов (подпункт 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ).
...
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, либо товаров, приобретаемых для перепродажи, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ в случае использования товаров (работ, услуг) для операций по производству и (или) реализации товаров, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость (освобождаемых от налогообложения), суммы налога, уплаченные при приобретении таких товаров (работ, услуг), учитываются в их стоимости.
Таким образом, статья 171 НК РФ не предусматривает возможности применения вычетов по налогам, уплаченным при приобретении товара, используемого в реализации товара, освобожденного от налогообложения.
...
Из материалов дела следует, что в налоговой декларации за 2 квартал 2010 года Обществом отражены:
- сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164 НК РФ, - 1 843 354 руб.;"
Номер дела в первой инстанции: А56-27487/2011
Истец: ЗАО "Авантек"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ленинградской области