г. Москва |
|
09 февраля 2012 г. |
Дело N А41-26135/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Тарановой М.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Миненков Н.Н., доверенность от 07.07.2011,
от заинтересованного лица: Махмудова Э.Э., доверенность от 19.09.2011 N 14/79,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Московской области от 31.10.2011 по делу N А41-26135/11, принятое судьей Гапеевой Р.А., по заявлению индивидуального предпринимателя Исаева Геннадия Андреевича (ИНН: 501400036840, ОГРНИП: 304501421800022) к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Исаев Геннадий Андреевич (далее - предприниматель, заявитель, ИП Исаев Г.А.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу (далее - административный орган, департамент) о признании незаконными и отмене постановления от 29.06.2011 N 13-35/1056 о привлечении к административной ответственности в соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей, постановления от 29.06.2011 N 13-35/1057 о привлечении к административной ответственности в соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 4000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.06.2011 Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу проведена проверка деятельности ИП Исаева Г.А. с целью установления фактов нарушения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления
По факту выявленных нарушений должностным лицом департамента в присутствии предпринимателя составлены протоколы об административных правонарушениях от 22.06.2011: N 13/33/851, согласно которому предпринимателем совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, выразившееся в отсутствии у предпринимателя Исаева Г.А. лимитов на размещение отходов, непроведении инвентаризация отходов, отсутствии паспорта опасных отходов, непредставление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год; N 13/33/852, согласно которому обществом совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ, выразившееся в том, что предпринимателем Исаевым Г.А. не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2010 года.
Уведомлениями от 22.06.2011 предпринимателю предложено явиться на рассмотрение дел об административных правонарушениях 29.06.2011. Указанные уведомления административного органа получены ИП Исаевым Г.А. лично на руки 22.06.2011.
В назначенную дату в присутствии предпринимателя административным органом рассмотрены материалы административных дел и вынесены постановления от 29.06.2011: N 13-35/1056 о привлечении предпринимателя к административной ответственности в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей; N 13-35/1057 о привлечении к административной ответственности в соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 4000 рублей.
Не согласившись с постановлениями административного органа от 29.06.2011 N 13-35/1056, N 13-35/1057, предприниматель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что ИП Исаев Г.А. не является субъектом административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 8.2 и 8.41 КоАП РФ.
Обжалуя решение суда первой инстанции, департамент указывает на то, что материалами административных дел подтверждается факт наличия в действиях предпринимателя составов вменяемых ему правонарушений, процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена.
В судебном заседании апелляционного суда представитель департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель предпринимателя в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1); запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2); отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (пункт 3).
Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "обращением с отходами" понимается не только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, но и деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Опасными отходами являются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами (абзац 2 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно статье 28 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, могут являться граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ определены следующие понятия:
- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
- обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
- сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
- транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
- накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно статье 12 названного Федерального закона об отходах производства и потребления создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое).
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Как усматривается из материалов дела, предприниматель Исаев Г.А. занимается розничной торговлей продовольственными товарами в двух магазинах, расположенных в г.Луховицы Московской области.
Предпринимателем не оспаривается тот факт, что у него образовываются твердые бытовые отходы от деятельности магазинов.
Между тем образование отходов законодательно не отнесено к деятельности по обращению с отходами.
Департамент указывает, что предприниматель, в результате хозяйственной деятельности которого образуются отходы, осуществляет их захоронение, являясь лицом, которое их размещает на объекте размещения отходов в соответствии с договором, заключенным со специализированной организацией, оказывающий услуги по вывозу отходов на объект размещения отходов в целях их последующего захоронения.
Между предпринимателем (заказчиком) и МУП "Луховицкое районное коммунально-бытовое хозяйство" (исполнителем) заключен договор от 01.01.2010 N 42 на вывоз твердых бытовых и приравненных к ним отходов, согласно условиям которого исполнитель принимает на себя выполнение работ по вывозу своими силами твердых бытовых отходов от объектов заказчика.
Пунктом 1.4 названного договора установлено, что порядок выполнения работ по договору определяется законодательством, определяющим деятельность по вывозу и захоронению ТБО.
Тот факт, что в результате деятельности предпринимателя образуются отходы и им заключен указанный договор, не свидетельствует о том, что ИП Исаев Г.А. осуществляет захоронение отходов и размещает указанные отходы на объекте размещения отходов в целях их последующего захоронения, поскольку согласно условиям договора от 01.01.2010 N 42 вывоз и захоронение отходов осуществляет именно МУП "Луховицкое районное коммунально-бытовое хозяйство". При этом размещение отходов в смысле, придаваемом Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ, предпринимателем не осуществляется.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для привлечения предпринимателя Исаева Г.А. к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, именно за перечисленные административным органом нарушения, не имеется.
При этом апелляционный суд учитывает, что в действиях предпринимателя административным органом установлено именно несоблюдение требований законодательства, предъявляемых к специализированным участникам деятельности по обращению с отходами, а не за какие-либо иные нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, за которые лицо может быть привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Постановлением от 29.06.2011 N 13-35/1057 предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ, за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2010 года.
Исходя из статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) определен срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Законом об охране окружающей среды.
Как следует из постановления департамента от 29.06.2011 N 13-35/1057, предприниматель привлечен к ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления.
Учитывая, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, а доказательств того, что предприниматель Исаев Г.А. занимался специализированной деятельностью по размещению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, не представлено, оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ, не имеется.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 12.07.2011 N 1752/11.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности оспариваемых ненормативных актов и удовлетворил заявленные предпринимателем требования. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.10.2011 по делу N А41-26135/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
...
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) определен срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Законом об охране окружающей среды.
...
Учитывая, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, а доказательств того, что предприниматель Исаев Г.А. занимался специализированной деятельностью по размещению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, не представлено, оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ, не имеется."
Номер дела в первой инстанции: А41-26135/2011
Истец: ИП Исаев Г. А.
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по ЦФО
Третье лицо: Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-278/12