г. Пермь |
|
06 февраля 2012 г. |
Дело N А60-41269/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сафоновой С.Н.,
судей Полевщиковой С.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя Заместителя прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга: не явились;
от заинтересованного лица ООО "Абсолют-2000": не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Заместителя прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 декабря 2011 года
по делу N А60-41269/2011,
принятое судьей Киреевым П.Н.
по заявлению Заместителя прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга
к ООО "Абсолют-2000" (ОГРН 1026605767946, ИНН 6664076520)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Заместитель прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга (далее - прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ООО "Абсолют-2000" (далее - Общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 декабря 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт изменить, исключив из мотивировочной части выводы об отсутствии в действиях заинтересованного лица состава правонарушения по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, а так же о нарушении прокурором процедуры привлечения Общества к ответственности, производство по делу прекратить, ссылаясь на несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель указывает на доказанность наличия в действиях Общества правонарушения, выразившегося в осуществлении строительства без специального разрешения, что подтверждается представленными в дело актом проверки, пояснениями работников, осуществлявших строительство, жалобой жителей близлежащего дома. Вывод суда первой инстанции о том, что заинтересованное лицо осуществляло работы по консервации объекта капитального строительства, прокурор считает ошибочными, противоречащими имеющимся в деле доказательствам, из которых следует, что в настоящее время Общество фактически осуществляет строительство третьего этажа здания. По мнению заявителя, суд первой инстанции не учел так же, что о проведении работ о консервации объекта на момент проведения проверки Общество уполномоченные органы не извещало. Так же ошибочными прокурор считает выводы суда первой инстанции о том, что законный представитель Общества не был надлежащим образом извещен о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку материалами дела факт надлежащего извещения подтвержден.
Общество письменный отзыв на жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 210 АПК РФ не является препятствием для ее рассмотрения в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения прокурором проверки соблюдения Обществом градостроительного законодательства при осуществлении строительства административного здания с кафе и подземным паркингом по ул. Циолковского, 61 (перекресток ул. Ст. Разина-Циолковского) г. Екатеринбурга, оформленной актом осмотра объекта нежилого фонда от 09.09.2011, прокурором установлено, что Общество осуществляет строительные работы в отсутствие разрешения на строительство, что является нарушением ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. В акте зафиксировано, что строящийся объект представляет собой монолитную конструкцию, возводимую путем заливки арматурных конструкций бетоном; строительство ведется с марта 2011 г.., на момент проверки окончен "нулевой" цикл строительства, на 20% возведен каркас административного здания; строительные работы осуществляются и в момент проверки, ведутся монтажные работы, а именно: осуществляется монтаж арматурных конструкций и подпорок, работает строительная техника (кран), на территории объекта ведется разгрузка строительных материалов и оборудования, при этом разрешение на строительство у заинтересованного лица отсутствует.
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения в отношении Общества постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.09.2011, которое вместе с материалами проверки направлено прокурором в Арбитражный суд Свердловской области для рассмотрения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, а так же нарушении прокурором процедуры привлечения заинтересованного лица к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 названного Кодекса.
Пунктом 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.
В силу пункта 7 названной нормы в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство.
Застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта (п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждены следующие обстоятельства.
Постановлением Главы г. Екатеринбурга N 789-н от 15.07.2004 в аренду Обществу сроком на 3 года предоставлен земельный участок площадью 755,44 кв.м. по ул. Ст. Разина г. Екатеринбурга для строительства кафе.
Договор аренды N 5-1023 на указанный земельный участок (кадастровый номер 66:41:05 01 031:0018) заключен между Администрацией г.Екатеринбурга и Обществом 12.04.2005.
09.03.2011 заинтересованным лицом получено разрешение на строительство N RU 6630200-1468 сроком до 01.06.2012; 18.03.2011 заключен договор с ООО "Корпорация "Маяк" на выполнение функций заказчика, генподрядчика и генпроектировщика.
30.06.2011 между ООО "Корпорация "Маяк" и ООО "Росстройинвест" заключен договор генерального подряда с выполнением функций заказчика, генподрядчика и генпроектировщика.
При этом 19.09.2010 администрацией города Екатеринбурга в адрес Общества направлено уведомление об отказе от договора аренды земельного участка от 12.04.2005 N 5-1023. Разрешение на строительство N RU 6630200-1468 от 09.03.2011 аннулировано приказом заместителя главы Администрации г. Екатеринбурга N 30/0132-3 от 28.06.2011.
Суд первой инстанции, приняв во внимание пояснения заинтересованного лица, посчитал, что указанные в акте осмотра объекта нежилого фонда от 09.09.2011 работы не являются строительными, а ведутся в целях консервации объекта, для недопущения обрушение здания или его конструкций, что предусмотрено положениями ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ. При этом суд первой инстанции указал так же, что окончание строительства "нулевого" цикла, возведение на 20% административного каркаса осуществлялось в отсутствие разрешения, поскольку разрешение на строительство аннулировано лишь 28.06.2011, тогда как работы ведутся с марта 2011 г..
Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции об осуществлении заинтересованным лицом работ по консервации объекта строительства и недоказанности осуществления им строительных работ в отсутствие разрешения на строительство.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Согласно пункту 6.15.1 Строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", одобренных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 19.04.2004 N 70 (далее - СНиП 12-01-2004) при необходимости прекращения работ по строительству объекта или их приостановки на срок более 6 мес. должна выполняться консервация объекта - приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды.
В силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р СНиП 12-01-2004 включен в утвержденный перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности здания и сооружений"
Согласно п. 6.15.2 СНиП 12-01-2004 решение о прекращении или приостановке строительства принимает застройщик и извещает о принятом решении лицо, осуществляющее строительство (при осуществлении строительства на основании договора), орган местного самоуправления, а также соответствующие органы государственного надзора. Ответственность за безопасность объекта, строительство которого прекращено или приостановлено, несет застройщик.
Как следует из материалов дела, решение о прекращении либо приостановке строительства на момент проведения прокурорской проверки заинтересованным лицом, либо иными уполномоченными лицами не принималось, о начале консервации объекта капитального строительства орган местного самоуправления, а также соответствующие органы государственного надзора не уведомлялись.
Извещение от заказчика ООО "Корпорация "Маяк" поступило в УГАСН лишь 21.10.2011, при том, что проверка проводилась 09.09.2011 - то есть за месяц до принятия указанного решения.
Иного из материалов дела не следует, суду апелляционной инстанции заинтересованным лицом в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказано.
Пояснения заинтересованного лица о проведении им работ по консервации объекта капитального строительства при отсутствии соответствующих доказательств приняты судом первой инстанции во внимание необоснованно.
Выводы суда первой инстанции о проведении Обществом работ по консервации объекта капитального строительства являются ошибочными, противоречат имеющимся в деле доказательствам, подтверждающим осуществление заинтересованным лицом работ по строительству объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министра регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 (далее Перечень). Согласно указанного Перечня такие работы как устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций (пункт 6 раздела III Перечня); монтаж металлических конструкций (пункт 10 раздела III Перечня) являются работами по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Как следует из акта, во время проведения проверки на строительной площадке велись строительные работы, а именно: шел монтаж коробов и арматуры для заливки из бетоном на 2 этаже здания, осуществляется монтаж арматурных конструкций и подпорок, работает строительная техника (кран), на территории объекта ведется разгрузка строительных материалов и оборудования, осуществляется монтаж бетононасоса для заливки бетонных конструкций каркаса (л.д.15).
Кроме того, факт осуществления Обществом именно строительных работ, а не работ по консервации объекта подтвердили опрошенные в ходе проведения проверки прораб Асватов Р.Ф., который пояснил, что строительство не прекращалось с апреля 2011 года, на что указано в акте проверки (л.д.14), а так же разнорабочие Одинабеков Б.Д. (л.д.15), Давлатбеков Ф.П. (л.д.17), Назариев Г.Х. (л.д. 18), Шакарбеков П.З. (л.д.20), Пахлавонов М.П. (л.д. 23) Мамадакимов Г.Д. (л.д.22), Замиров У.Г. (л.д.24).
Осуществление Обществом строительных работ следует так же из обращения жителей соседнего дома (л.д.38 об.сторона).
Таким образом, наличие в действиях заинтересованного лица объективной стороны вменяемого административного правонарушения: осуществление строительных работ при отсутствии разрешения на строительство, подтвержден материалами дела.
Иного апелляционному суду в нарушение ст. 65 АПК РФ заинтересованным лицом не доказано. Устные пояснения представителя общества изложенные доказательства не опровергают.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является виновность действия (бездействия) физического или юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что Обществом были приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований градостроительного законодательства, в материалах дела не имеется; вина Общества в совершении правонарушения подтверждается материалами дела.
Таким образом, наличие в действиях заинтересованного лица состава правонарушения по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ подтверждается материалами дела.
Существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, апелляционным судом не установлено.
Выводы суда о том, что законный представитель Общества не был извещен о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении опровергаются представленными в дело доказательствами.
Из материалов дела следует, что о вынесении постановления прокурором 30.09.2011 директор Общества извещался путем направления уведомления (л.д.73), которое было заблаговременно получено Обществом (л.д. 74). Кроме того, директор извещался о вынесения постановления телефонограммой (л.д.72). При этом директор сообщил, что при рассмотрении дела присутствовать не будет, в связи с чем прокурор вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отсутствие законного представителя Общества надлежащим образом извещенного о времени и месте его составления.
Соответствующие доводы жалобы суд апелляционной инстанции считает обоснованными.
Таким образом, оснований для освобождения заинтересованного лица от привлечения к административной ответственности у суда первой инстанции не имелось, выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам (ст.270 ч.1 п.3 АПК РФ).
Вместе с тем на дату рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции установленный положениями ст. 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности для привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений истек.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Данные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, в связи с чем решение суда первой инстанции по существу является правильным.
Согласно п. 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при принятии постановления суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции на основании пункта 2 статьи 269 Кодекса изменяет судебный акт, удовлетворяя апелляционную жалобу в этой части, и принимает по делу новый судебный акт с той же резолютивной и иной мотивировочной частями. На изменение мотивировочной части судебного акта указывается в резолютивной части постановления.
С учетом изложенного апелляционная жалоба прокурора об изменении мотивировочной части решения суда по настоящему делу подлежит удовлетворению, выводы суда об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ и о существенном нарушении прокурором порядка привлечения заинтересованного лица к административной ответственности подлежат исключению из мотивировочной части обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 декабря 2011 года по делу N А60-41269/2011 изменить, исключив из его мотивировочной части выводы об отсутствии в действиях ООО "Абсолют-2000" состава правонарушения по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ и о существенном нарушении Заместителем прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга порядка привлечения заинтересованного лица к административной ответственности.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.Н.Сафонова |
Судьи |
С.Н.Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соответствующие доводы жалобы суд апелляционной инстанции считает обоснованными.
Таким образом, оснований для освобождения заинтересованного лица от привлечения к административной ответственности у суда первой инстанции не имелось, выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам (ст.270 ч.1 п.3 АПК РФ).
Вместе с тем на дату рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции установленный положениями ст. 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности для привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений истек.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
...
Согласно п. 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при принятии постановления суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции на основании пункта 2 статьи 269 Кодекса изменяет судебный акт, удовлетворяя апелляционную жалобу в этой части, и принимает по делу новый судебный акт с той же резолютивной и иной мотивировочной частями. На изменение мотивировочной части судебного акта указывается в резолютивной части постановления.
С учетом изложенного апелляционная жалоба прокурора об изменении мотивировочной части решения суда по настоящему делу подлежит удовлетворению, выводы суда об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ и о существенном нарушении прокурором порядка привлечения заинтересованного лица к административной ответственности подлежат исключению из мотивировочной части обжалуемого судебного акта."
Номер дела в первой инстанции: А60-41269/2011
Истец: Заместитель прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга
Ответчик: ООО "Абсолют-2000"
Третье лицо: Прокуратура Чкаловского района г. Екатеринбурга