город Омск |
|
28 ноября 2011 г. |
Дело N А46-16055/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16.11.2011 - 22.11.2011 апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3868/2011) открытого акционерного общества "Омскшина", ОГРН 1025501244779, ИНН 5506007419 (далее - ОАО "Омскшина"; Общество; заявитель)
на решение Арбитражного суда Омской области от 19.04.2011 по делу N А46-16055/2010 (судья Крещановская Л.А.), принятое
по заявлению ОАО "Омскшина"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, ОГРН 1045507036783, ИНН 5504097167 (далее - Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области; Инспекция; заинтересованное лицо)
о признании частично недействительным решения от 14.09.2010 N 447,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Омскшина" - Зайцев В.В. по доверенности N 01/218 от 31.10.2011, действительной по 31.12.2011 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); Каныгина Е.Ю. по доверенности от 30.09.2011, сохраняющей силу в течение трех лет сроком действия 3 года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); Репина Л.Н. по доверенности от 30.09.2011, сохраняющей силу в течение трех лет (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области - Сорокина О.В. по доверенности N 08/05228 от 18.07.2011, действительной по 31.12.2011 (удостоверение УР N 640711); Василишин Р.В. по доверенности N 08/09586 от 27.12.2010, действительной до 31.12.2011 (удостоверение УР N 640684),
установил:
ОАО "Омскшина" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.09.2010 N 447 в части отказа в уменьшении суммы земельного налога за 2008 год в размере 42 047 642 руб., определения налоговых обязательств по земельному налогу за 2008 год в размере 79 668 567 руб., а также внесения необходимых исправлений в бухгалтерский учет.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.04.2010 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что у налогоплательщика имелась возможность исчислить и уплатить налоговые обязательства в части земельного налога надлежащим образом, в соответствии с доведенными до него сведениями, поскольку процедура доведения необходимых сведений для целей налогообложения прав и законных интересов налогоплательщика не нарушает.
Арбитражный суд первой инстанции также отметил, что в материалах дела отсутствует документальное подтверждение оспаривания заявителем результатов кадастровой оценки принадлежащих ему земельных участков или положений постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Суд первой инстанции также отклонил довод Общества о том, что применение при определении налоговой базы кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", возможно лишь по истечении сроков вступления в законную силу актов законодательства о налогах и сборах, установленных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ОАО "Омскшина" просит решение Арбитражного суда Омской области от 19.04.2010 по делу N А46-16055/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленного требования.
Общество полагает, что судом первой инстанции при принятии решения неправильно применены нормы материального права.
Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 06:117 поставлен на кадастровый учет 09.07.2007, то есть в период проведения новой государственной кадастровой оценки земель, до утверждения её результатов постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление N 174-п), в связи с чем является вновь образованным на дату постановки на кадастровый учет.
Таким образом, заключает Общество, на начало налогового периода (на 01.01.2008) в государственном кадастре содержалась кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 06:117 в размере 1 703 647 871 руб.
Заявитель отмечает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 06:117 в размере 3 885 645 688 руб. 08 коп. по состоянию на 01.01.2008 отсутствовала в государственном кадастре недвижимости.
Общество не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что в 2008 году необходимо применять для целей налогообложения в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 06:117 кадастровую стоимость земельного участка в размере 3 885 645 688 руб. 08 коп., рассчитанной исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением N 174-п.
Податель жалобы также обращает внимание суда на то, что решение суда первой инстанции принято с нарушением положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявитель указывает на то, что кадастровая стоимость земельного участка 55:36:12 03 06:117 в период времени с 01.01.2008 по 13.02.2008 составляла 1 703 647 871 руб., а с 13.02.2008 по 31.12.2008 - 3 885 645 688 руб. 08 коп.
Изменения в государственный кадастр недвижимости были внесены 13.02.2008.
ОАО "Омскшина" считает в данном споре необоснованной ссылку суда первой инстанции на Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309, от 19.04.2011 N 15932/10, поскольку существуют отличия фактических обстоятельств определения кадастровой стоимости и внесения её в кадастр, в том числе с учетом времени совершения соответствующих действия органом Росреестра.
Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу, дополнениях к нему и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указав на соответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали свои доводы по основаниям, изложенным выше.
В судебном заседании в порядке в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к апелляционной жалобе, письменный отзыв на апелляционную жалобу и дополнение к нему, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "Омскшина" принадлежат на праве собственности и праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки с кадастровыми номерами:
- 55:36:140107:7 площадью 19 732 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования для эксплуатации профилактория "Мечта", с местоположением в Омской области, городе Омске, Кировском административном округе, улице Суворова, дом 110, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 16.07.2010 N 5536/213/10-2324;
- 55:36:120308:45 площадью 33 800 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования для производственных целей, с местоположением установленным относительно 3-этажного крупнопанельного строения, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица 3 Молодежная, дом 2 А, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 19.07.2010 N 5536/213/10-2342;
- 55:36:120308:22 площадью 142 146 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного для производственных целей, с местоположением установленным относительно 5-этажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица Рельсовая, дом 30, корпус 1, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 19.07.2010 N 5536/213/10-2341;
- 55:36:120308:3026 площадью 11 914 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, фактически занятый складами и гаражом, с местоположением установленным в 35 м относительно 1-этажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица 3 Молодежная, дом 2 Б, корпус 4, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 19.07.2010 N 5536/213/10-2340;
- 55:36:120308:3025 площадью 87 961 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, фактически занятый складами и гаражом, с местоположением установленным относительно нежилого строения, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица 3 Молодежная, дом 2 Б, корпус 3, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 19.07.2010 N 5536/213/10-2339;
- 55:36:120306:14 площадью 13 000 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, фактически занятый ДК "Шинник", с местоположением по адресу: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица Будеркина, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 19.07.2010 N 5536/213/10-2338;
- 55:36:120306:13 площадью 3 280 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, фактически занятый спорткомплексом, с местоположением установленным относительно спортивно-оздоровительного комплекса, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица 3 Транспортная, дом 10 А, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 19.07.2010 N 5536/213/10-2337;
- 55:36:120308:19 площадью 133 280 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, фактически занятый складами и гаражом, с местоположением по адресу: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица 3 Молодежная, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 19.07.2010 N 5536/213/10-2336;
- 55:36:120306:9 площадью 10 858 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования для общественно-деловых целей под строение, с местоположением по адресу: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица 6 Шинная, дом 6, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 19.07.2010 N 5536/213/10-2335;
- 55:36:120305:166 площадью 260 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, фактически занимаемый зданием магазина Шинник, с местоположением по адресу: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, Камерный переулок, дом 2 А, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 19.07.2010 N 5536/213/10-2334;
- 55:36:120305:196 площадью 38 980 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования для эксплуатации имущественного комплекса стадиона "Шинник", с местоположением по адресу: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица 6 Шинная, дом 9 А, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 19.07.2010 N 5536/213/10-2333;
- 55:36:120306:117 площадью 870 376 кв.м., относящийся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования для производственных целей, с местоположением установленным относительно административно-бытового здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица П.В. Будеркина, дом 2, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 19.07.2010 N 5536/213/10-2332.
ОАО "Омскшина" в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области 29.05.2009 подана первая уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2008 год, согласно которой налогоплательщиком исчислен земельный налог в отношении 13 земельных участков, кадастровая стоимость по которым применена в соответствии с Постановлением N 174-п в редакции Постановления от 26.11.2008 N 193-п.
Кроме того, в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области 20.04.2010 подана вторая уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2008 год, согласно которой ОАО "Омскшина" в отношении 11 земельных участков (за исключением земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:12 03 08:3025, 55:36:12 03 08:3026) рассчитало свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.
При этом кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:12 03 08:3025 и 55:36:12 03 08:3026 рассчитана в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", в виду их преобразования из иного земельного участка.
Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО "Омскшина" второй уточненной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт от 03.08.2010 N 541 (исх. N 06-10/4/1951 ДСП).
Названный акт камеральной налоговой проверки послужил основанием для принятия налоговым органом решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.09.2010 N 447, которым ОАО "Омскшина" отказано в привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу отсутствия события налогового правонарушения, отказано в уменьшении суммы земельного налога за 2008 год в размере 42 047 672 руб., а также его налоговые обязательства по земельному налогу за 2008 год определены в размере 79 668 567 руб., а также ОАО "Омскшина" предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Принимая оспариваемое решение, налоговый орган при установлении налоговой базы руководствовался данными, предоставленными на основании запроса Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
В свою очередь, налогоплательщик, при определении размера своих налоговых обязательств и величины кадастровой стоимости земельного участка, руководствовался данными, содержащимися в указе Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.
Считая, что вышеупомянутое решение Инспекции не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ОАО "Омскшина", последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
19.04.2011 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными законами и нормативными правовыми актами и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В силу пункта 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
При этом налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 390).
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Пунктом 10 названного Постановления установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании пункта 11 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительство Омской области, во исполнение положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3 и 10 Правил государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, приняло Постановление N 174-п, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению, которое определило средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового обозначенного района 55:36 по видам разрешенного использования в рублях за квадратный метр.
Из указанного следует, что названным Постановлением N 174-п в редакции от 19.12.2007 утверждена стоимость одного квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного использования. При этом, определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка осуществляется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом местоположения земельного участка и вида разрешенного использования.
С учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 (дата вступления в силу 20.02.2008) N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" результаты проведения кадастровой оценки земель подлежат доведению до налогоплательщика не позднее 1 марта календарного года.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в предусмотренном законом порядке.
Кроме того, необходимые сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном интернет-сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
С учетом положений Постановления мэра г.Омска "Об утверждении порядка доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков, распложенных в г. Омске" информация о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2008 опубликована 29.02.2008 в газете "Третья столица" N 10(432).
Проанализировав вышеперечисленные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у налогоплательщика имелась возможность исчислить и уплатить свои налоговые обязательства в части земельного налога надлежащим образом.
В апелляционной жалобе ее податель указывает на то, что применение кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной на основании Постановления N 174-п, при определении налоговой базы по земельному налогу возможно лишь по истечении сроков вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не ранее чем 25.01.2008, следовательно, по состоянию на 01.01.2008 Постановление N 174-п не вступило в законную силу и не могло быть использовано для определения кадастровой стоимости земельного участка, которая послужила налоговой базой для определения земельного налога.
Однако налогоплательщиком не учтено следующее.
По общему правилу, установленному в пунктах 11, 12 и 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта, а в налоговые органы - ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Как уже было отмечено выше, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска Постановлением N 174-п утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования.
Данное постановление опубликовано в средствах массовой информации 25.12.2007.
Таким образом, экономические показатели, характеризующие кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008, необходимые для определения налоговой базы по земельному налогу, доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2008.
Положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствовали налогоплательщику определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2008 год самостоятельно в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации на основе экономических показателей, содержащихся в Постановлении N 174-п.
Данный вывод суда согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.10.2010 N ВАС-10610/10.
В своей апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 06:117 поставлен на кадастровый учет 09.07.2007, то есть в период проведения новой государственной кадастровой оценки земель, до утверждения её результатов Постановлением N 174-п, в связи с чем является вновь образованным, а потому результаты государственной оценки должны определяться в соответствии с указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.
Таким образом, заключает Общество, на начало налогового периода (на 01.01.2008) в государственном кадастре содержалась верная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 06:117 в размере 1 703 647 871 руб.
Относительно названного обстоятельства суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктами 3.2.6, 3.3.1 Положения об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, утвержденного Приказом Роснедвижимости от 30.12.2004 N П/119, к функциям Управления Роснедвижимости по Омской области относится организация ведения государственного земельного кадастра, проведение государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 3 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215, государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель исполняется Роснедвижимостью и управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила от 08.04.2000 N 316).
Пункт 10 Правил от 08.04.2000 N 316 указывает, что органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 4 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" к полномочиям Правительства Омской области относится утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, а также утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области.
Во исполнение вышеперечисленных правовых норм Правительством Омской области 19.12.2007 было принято Постановление N 174-п, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36, а именно средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования, которые используются исключительно для исчисления кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка при упорядочении его границы;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи (Приказ Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка").
Проанализировав вышеперечисленные нормы, а также учитывая, что спорный земельный участок, образованный после 01.01.2007, является вновь образованным, Восьмой арбитражный апелляционный суд приходит к заключению о законности определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 06:117 методом, предусмотренным пунктом 2.1.3 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации N 222 от 12.08.2006, а именно: путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок (утвержденного Постановлением Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007 (в редакции Постановления N 193-п от 26.11.2008), на площадь земельного участка.
Заявитель указывает на то, что кадастровая стоимость земельного участка 55:36:12 03 06:117 в период с 01.01.2008 по 13.02.2008 составляла 1 703 647 871 руб., а с 13.02.2008 по 31.12.2008 - 3 885 645 688 руб. 08 коп. Изменения в государственный кадастр недвижимости были внесены 13.02.2008.
Однако Обществом не учтено следующего.
В государственном кадастре недвижимости должны содержаться экономические характеристики, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти.
Указанное согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлении Президиума от 21.09.2010 N 7309.
Кроме того, как уже было отмечено выше, средние удельные показатели необходимые при исчислении кадастровой стоимости для определения налоговой базы по земельному налогу на 01.01.2008 определены Постановлением N 174-п.
Действующее законодательство о налогах и сборах, определяя источник получения необходимых сведений о земельном участке, не содержит правовых оснований для изменения обязанности по уплате налога в случае несвоевременного внесения уполномоченным органом сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Общество в своей апелляционной жалобе настаивает на том, что кадастровая стоимость земельного участка 55:36:12 03 06:117 должна определяться в соответствии с государственной кадастровой оценкой земель населенных пунктов, утвержденных указом губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с данной позицией заявителя, поскольку положения указа N 110 утратили силу и, следовательно, применяться к спорным правоотношениям в качестве основания для определения кадастровой стоимости земельного участка не могли.
Арбитражный суд апелляционной инстанции при формулировано данного вывода учитывает правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума от 19.04.2011 N 15932/10.
Податель апелляционной жалобы ссылается на неприменимость к настоящему делу Постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309, 19.04.2011 N 15932/10.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с данной ссылкой Общества, поскольку содержащиеся в названных Постановлениях толкование правовых норм, на основании которых заключены соответствующие выводы, являются общеобязательными и подлежат применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В апелляционной жалобе Общество указывает на решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2011 по делу N А46-5715/2011, которым признаны незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области по определению кадастровой стоимости земельного участка ОАО "Омскшина" с кадастровым номером 55:36:12 03 06:117 на основании кадастровой оценки, утверждённой Постановлением N 174-п, и последующему внесению данных сведений в кадастр 13.02.2008. Этим же судебным актом на Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области возложена обязанность внести в сведения государственного кадастра недвижимости исправления кадастровой стоимости земельного участка 55:36:12 03 06:117 по состоянию на 01.01.2009, 01.01.2010, заменив стоимость 3 885 645 688,08 руб. на 1 703 647 871 руб.
Однако арбитражный суд апелляционной инстанции не может принять данное указание Общества во внимание, поскольку названное решение суда от 30.09.2011 по делу N А46-5715/2011 не вступило в законную силу.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. относятся на ее подателя, то есть на ОАО "Омскшина".
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 информационного письма от 11.05.2010 N 139, Обществом при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб., а фактически им была уплачена в сумме 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату ОАО "Омскшина" из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 19.04.2011 по делу N А46-16055/2010 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Омскшина" из федерального бюджета 1 000 рублей излишне уплаченной по платежному поручению N 194 от 03.05.2011 на сумму 2 000 рублей при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16055/2010
Истец: Открытое акционерное общество "Омскшина"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9610/13
11.09.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-16055/10
09.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10496/12
26.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10496/12
25.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4768/11
28.11.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3868/11
31.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4768/11
19.04.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-16055/10