город Омск |
|
25 ноября 2011 г. |
Дело N А70-13292/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4100/2011) Государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиала N 1 на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.04.2011 по делу N А70-13292/2010 (судья Свидерская И.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ластр" (ОГРН 1027200829248, ИНН 7204035131)
к Государственному учреждению - Тюменскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации филиалу N 1
о признании недействительным решения о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения N 16452 от 20.10.2010, об обязании возмещения расходов страхователя на выплату пособия в размере 126 229 руб. 60 коп.
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиала N 1 - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Ластр" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ластр" (далее - ООО "Ластр", заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 1 (далее - ответчик, фонд, страховщик) о признании недействительным решения о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения N 16452 от 20.10.2010 и об обязании возмещения расходов страхователя на выплату пособия в размере 126 229 рублей 60 копеек.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.04.2011 по делу N А70-13292/2010 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным, не соответствующим Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", вынесенное Филиалом N 1 Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении ООО "Ластр" решение о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 20.10.2010 N 16452.
Суд обязал Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 1 перечислить на расчетный счет ООО "Ластр" в возмещение расходов страхователя на выплату пособия по беременности и родам денежные средства в сумме 126 229 рублей 60 копеек.
Этим же решение суда с Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 1 в пользу ООО "Ластр" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 786 рублей 89 копеек.
Судебный акт мотивирован тем, что фондом не представлено доказательств, подтверждающих, что документы, представленные ООО "Ластр" при обращении за выделением денежных средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату пособия по беременности и родам не соответствуют законодательству Российской Федерации.
Суд указал, что фондом необоснованно отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 126 229 рублей 60 копеек, т.к. указанные расходы подтверждены документами, которые оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Не согласившись с принятым судебным актом, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы фонд указал, что действия страхователя направлены на неправомерное возмещение пособия в завышенном размере за счет средств фонда социального страхования Российской Федерации.
Указанный довод, по мнению подателя жалобы, подтверждается тем, что единовременная премия произведена только одному сотруднику Общества непосредственно перед наступлением страхового случая, при этом отсутствовала экономическая необходимость и деловая обоснованность. Документы, подтверждающие повышение производительности труда Ю.В. Ерка не представлены.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
До начала судебного заседания от ООО "Ластр" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие лица, участвующего в деле. Данное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Фондом в отношении ООО "Ластр" была проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения.
По результатам проверки составлен Акт N 16452 камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 08.09.2010, в котором фонд сделал вывод о том, что расходы на обязательное социальное страхование произведены страхователем с нарушением законодательства РФ, в связи с чем, решением о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения N 16452 от 20.10.2010, в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 126 229 рублей 60 копеек, отказано.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
12.04.2011 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано фондом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, считает, что оно подлежит отмене исходя из следующего.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N 165-ФЗ), обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Статьей 4 указанного Федерального закона закреплены основные принципы осуществления обязательного социального страхования, включающие, в том числе обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов, ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования.
Согласно статье 8 Федерального закона N 165-ФЗ каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются также пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Исходя из пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 12 приведенного Федерального закона страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Вместе с тем, исходя из пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее по тексту - Федеральный закон N 81-ФЗ).
Согласно статье 3 указанного Федерального закона устанавливается, в том числе, такие виды государственных пособий, как пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Право на пособие по беременности и родам, исходя из положений статьи 6 Федерального закона N 81-ФЗ, имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию.
В силу статьи 4 Федерального закона N 81-ФЗ выплата пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее по тексту - Федеральный закон N 255-ФЗ) с 01.01.2007 отношения по определению условий, размера и порядка обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, урегулированы настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ право на пособия по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определен статьей 14 Федерального закона N 255-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 14 рассматриваемого закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
В соответствии с пунктом 1 статьи Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ).
Статьей 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ, регламентирующей порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, установлено, что страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как указано в части 2 данной статьи, сумма страховых взносов, подлежащих перечислению такими страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
Согласно положениям частей 3-5 данной статьи, территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, а также вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку с истребованием от страхователя дополнительных сведений и документов (в этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки).
Как следует из материалов дела, 18.08.2010 ООО "Ластр" обратилось в фонд за возмещением расходов по обязательному социальному страхованию на случай беременности и родов в сумме 151 566, 80 рублей и единовременного пособия, вставшим на учет в ранние сроки беременности, в сумме 412, 08 рублей, начисленные Ерка Юлии Владимировне.
Ерка Ю.В. принята на работу в ООО "Ластр" на должность начальника отдела налогового учета, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке за номером 14 от 01.06.2010 (л.д. 53), приказ N 2/3 от 01.06.2010 о приеме работника на работу (л.д. 21), трудовой договор N 09 от 01.06.2010 (л.д. 18-20) с окладом согласно штатному расписанию в сумме 5 520 рублей (в том числе районный коэффициент).
Согласно представленного страхователем приказа о внесении изменений в штатное расписание от 01.02.2010 N 2-шт (л.д. 25) в ООО "Ластр" была введена должность начальника отдела налогового учета. Согласно штатному расписанию в обществе числится 8 человек.
До принятия приказа соответствующую должность никто не занимал.
После ухода Ерка Ю.В. в отпуск по беременности и родам данную должность также никто не занимал, что подтверждается письмом от 06.09.2010 (л.д. 89).
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что Ерка Ю.В. с первого месяца работы в ООО "Ластр" начислены премии за повышение производительности труда: в июне 2010 года в размере 27 000 рублей (приказ N 4 от 30.06.2010); в июле 2010 года в размере 28 000 рублей (приказ N 5 от 30.07.2010).
Всего за два месяца работы Ерка Ю.В. было начислено премий на сумму 55 000 рублей.
Таким образом, при расчете сумм пособия учитывалась заработная плата, выплаченная за июнь 2010 года в размере 27 000 рублей, за июль 2010 года в размере 28 000 рублей и 55 000 рублей премий.
Фондом выплачено пособие с сумм, полученной заработной платы, однако, исключена из расчета пособия премия в размере 55 000 руб., поскольку размер премии экономически не обоснован, документально не подтвержден, финансовые возможности у страхователя отсутствуют.
Оценивая указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции соглашается с подателем апелляционной жалобы о необоснованности размера пособия.
В августе 2010 года Ерка Ю.В. предъявила к оплате листок нетрудоспособности по беременности и родам с 17.08.2010 по 03.01.2011 (л.д. 45).
Однако на образовавшуюся вакансию начальника отдела налогового учета новый работник не принят, следовательно, его должностные обязанности либо выполняются, либо в их выполнении нет необходимости.
В подтверждение правомерности выплаты премии, заявитель представил Положение о премировании (л.д. 30), согласно которому премия выплачивается за успешное выполнение производственного задания, за успешное выполнение должностных обязанностей.
Страхователь указывает, что за период своей деятельности (2 месяца 16 дней перед наступлением отпуска по беременности и родам) Ерка Ю.В. готовила налоговые декларация, должностные инструкции, уточненные декларации и др., однако, согласно трудовому договору, заключенному с Ерка Ю.В. за выполнение трудовой функции работнику выплачивается оклад, согласно штатному расписанию (5 520 рублей), указанные страхователем работы непосредственно предусмотрены трудовым договором.
Но документы, подтверждающие повышение производительности труда Ерка Ю.В., страхователем не представлены.
На основании представленных страхователем документов, учитывая, что единовременная премия произведена только одному сотруднику Общества (в течение всего периода деятельности страхователя) непосредственно перед наступлением страхового случая, при отсутствии для этого экономической необходимости, и деловой обоснованности, свидетельствует о том, что указанные действия страхователя были направлены на неправомерное возмещение пособия в завышенном размере за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Кроме того, на должность начальника отдела налогового учета на время отпуска по беременности и родам (около трех месяцев, а в последующем отпуск по уходу за ребенком 18 месяцев) никто не принят, соответственно указанная единица работодателем не востребована как экономический показатель производительности труда.
Суд апелляционной инстанции полагает, что Обществом не обоснована экономическая целесообразность и финансовая необходимость приема сотрудницы на работу.
Суд первой инстанции, делал вывод о наличии оснований для возмещения суммы пособия в полном объеме, однако суд не учел, что ООО "Ластр" создана искусственная ситуация на неправомерное возмещение средств за счет фонда.
Формальное соответствие представленных заявителем доказательств требованиям законодательства о подтверждении обоснованности получения компенсационной выплаты по социальному страхованию при установленных арбитражным судом вышеуказанных обстоятельствах, не свидетельствуют о правомерности действий Общества.
Возмещение средств из Фонда социального страхования Российской Федерации является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных и обоснованных затрат страхователя. Создание заявителем искусственной ситуации для получения бюджетных средств исключает удовлетворение заявленных требований, поскольку свидетельствует о злоупотреблении правом работодателя.
В силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Поэтому обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Ластр" требований. Апелляционная жалоба Государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиала N 1 судом апелляционная инстанции удовлетворяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиала N 1 удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.04.2011 по делу N А70-13292/2010 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Ластр" о признании недействительным решения о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения N 16452 от 20.10.2010, об обязании возмещения расходов страхователя на выплату пособия в размере 126 229 рублей 60 копеек отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-13292/2010
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Ластр"
Ответчик: Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации