город Омск |
|
03 августа 2011 г. |
Дело N А70-1852/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4492/2011) открытого акционерного общества "Запсибгазпром" открытого акционерного общества "Газпром" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.04.2011 по делу N А70-1852/2011 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Запсибгазпром" открытого акционерного общества "Газпром" (ОГРН 1027200821196, ИНН 7203001796) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - сооружение (межпоселковый газопровод с.Шаблыкино - д.Сажино - д.Голдобино - д.Октябревка Ишимского района Тюменской области), расположенное по адресу: Тюменская область, Ишимский район, село Шаблыкино - деревня Октябревка - гп1, изложенное в "Сообщении об отказе в государственной регистрации" от 13.02.2010 N06/067/2010-94-0356, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области осуществить регистрацию права собственности открытого акционерного общества "Запсибгазпром" на сооружение (межпоселковый газопровод с.Шаблыкино - д.Сажино - д.Голдобино - д.Октябревка Ишимского района Тюменской области), расположенное по адресу: Тюменская область, Ишимский район, село Шаблыкино - деревня Октябревка - гп1,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Запсибгазпром" открытого акционерного общества "Газпром" - Евсеенко Л.И. по доверенности N 166 от 07.12.2010 сроком действия до 31.12.2011 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
Открытое акционерное общество "Запсибгазпром" открытого акционерного общества "Газпром" (далее - ОАО "Запсибгазпром", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - Управление Росреестра по Тюменской области, регистрационный орган) об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - сооружение (межпоселковый газопровод с.Шаблыкино - д.Сажино - д.Голдобино - д.Октябревка Ишимского района Тюменской области), расположенное по адресу: Тюменская область, Ишимский район, село Шаблыкино - деревня Октябревка - гп1, изложенное в "Сообщении об отказе в государственной регистрации" от 13.02.2010 N 06/067/2010-94-0356 и об обязании Управления Росреестра по Тюменской области осуществить регистрацию права собственности ОАО "Запсибгазпром" на указанное сооружение (межпоселковый газопровод с.Шаблыкино - д.Сажино - д.Голдобино - д.Октябревка Ишимского района Тюменской области), расположенное по адресу: Тюменская область, Ишимский район, село Шаблыкино - деревня Октябревка - гп1.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.04.2011 по делу N А70-1852/2011 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Запсибгазпром" обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
15.12.2010 ОАО "Запсибгазпром" обратилось в Управление Росреестра по Тюменской области (Ишимский отдел) с заявлением о государственной регистрации права собственности ОАО "Запсибгазпром" на созданный объект недвижимого имущества: межпоселковый газопровод с.Шаблыкино - д.Сажино - д.Голдобино - д.Октябревка Ишимского района Тюменской области), расположенное по адресу: Тюменская область, Ишимский район, село Шаблыкино - деревня Октябревка - гп1 (далее - Газопровод).
13.02.2011 Управлением Росреестра по Тюменской области принято решение об отказе ОАО "Запсибгазпром" в государственной регистрации права собственности на Газопровод на основании абзаца 10 (не представлены документы, необходимые для государственной регистрации) пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В сообщении об отказе в государственной регистрации от 13.02.2010 N 06/067/2010-94 разъяснено, что причиной отказа является непредставление правоустанавливающих документов на земельные участки, по которым проходит вновь выстроенный объект недвижимого имущества - Газопровод.
Общество, полагая причины отказа необоснованными и не соответствующими действующему законодательству, оспорило в арбитражный суд вышеуказанное решение регистрационного органа.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из правомерности спорного решения и его оснований. При этом, суд отклонил доводы общества об отсутствии необходимости получения прав на земельные участки, на которых был возведен Газопровод, указав, что действующее законодательство не позволяет лицу осуществлять строительство, в том числе систем газоснабжения, в отсутствие соответствующих прав на земельные участки, без согласия собственников земельного участка, иных законных владельцев.
В апелляционной жалобе ОАО "Запсибгазпром" решение суда первой инстанции оспаривает и считает его выводы не соответствующими действующему законодательству.
По мнению подателя жалобы, для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения не требуется заключения договора аренды земельного участка либо получения иных прав на него, поскольку специальными нормами Правил охраны газораспределительных сетей, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, не предусмотрено соответствующих положений. В силу пункта 47 названных Правил земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются.
Кроме того, права третьих лиц, на земельные участки, занятые Газопроводом, не подтверждены, так как при составлении землеустроительного дела по состоянию на 2007 год не были установлены. Таким образом, как считает общество, представленный Управлением Росреестра по Тюменской области государственный акт N ТЮ-210-00271 на право собственности на землю, выданный в 1992 АОЗТ "Шабалинское", не свидетельствует о наличии прав третьих лиц, так как не отражает произошедших изменений. Судом не установлены лица, чьи права нарушены, соответственно не установлено, нарушены ли они вообще.
Управление Росреестра по Тюменской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы общества отклонило, считает спорный отказ законным и обоснованным. Регистрационный орган пояснил, что Правила охраны газораспределительных сетей устанавливают нормы использования земельного участка, на котором расположен газопровод, но не регулируют отношения по оформлению прав на земельный участок, в связи с чем заявителю следовало представить на государственную регистрацию соответствующие правоустанавливающие документы.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя ОАО "Запсибгазпром" поддержавшего доводы жалобы.
До начала судебного заседания от Управления Росреестра по Тюменской области поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие лица, участвующего в деле. Данное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие регистрационной службы, надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания по делу.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя общества, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (пункт 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ).
Статьей 13 Закона N 122-ФЗ установлен порядок проведения государственной регистрации прав, который включает в себя:
- прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
- правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
- установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В свою очередь, в силу статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности, правоустанавливающие документы (документы основания).
В соответствии абзацем 1 статьи 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям - собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40, пунктом 1 статьи 41 и пунктом 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ правом возводить сооружения на земельном участке обладают только собственник, землепользователь, землевладелец и арендатор.
Из названных норм следует, что для регистрация вновь созданного недвижимого имущества возможна в том числе только при условии наличия у заявителя вещных прав на земельный участок (представления на государственную регистрацию документов, свидетельствующих о правах на земельные участки, на которых возведен объект недвижимого имущества).
Как следует из материалов дела и не оспаривается обществом, документы, подтверждающее какие-либо права в отношении земельных участков, через которые проходит вновь возведенный газопровод, ОАО "Запсибгазпром" на государственную регистрацию не представлено.
Так, протяженность Газопровода составляет 22 794 кв.м.
Общество представило договор 163/012229-к-7-8 от 03.09.2007, заключенный с администрацией Ишимского муниципального района, в соответствии с которым ЗАО "Запсибгазпром" передан в аренду земельный участок 83 кв.м., для обслуживания объекта газоснабжения.
На остальную протяженность Газопровода ни в материалы регистрационного дела, ни в материалы арбитражного дела не представлены документы, свидетельствующие о наличии прав на земельные участки, занятые Газопроводом.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" непредставление документов на государственную регистрацию является основанием для отказа в ее проведении.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает правомерным спорный отказ Управления Росреестра по Тюменской области.
В апелляционной жалобе общество высказало мнение, что представление правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый Газопроводом, является необязательным, так как правилами охраны газораспределительных сетей, утв. постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 не установлено такого требования. Более того, данными Правилами в пункте 47 установлено, что земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы или с учетом ограничений (обременений).
Судебная коллегия апелляционного суда считает изложенный довод несостоятельным и поддерживает позицию суда первой инстанции, отклонившего аналогичные доводы.
А именно, судом первой инстанции на основании положений абзаца 1 статьи 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" подпункта 2 пункта 1 статьи 40, пункта 1 статьи 41, пункта 3 статьи 5, пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса РФ было верно указано, что действующее законодательство не позволяет лицу осуществлять строительство, в том числе систем газоснабжения, газопроводов, в отсутствие соответствующих прав на земельные участки, без согласия собственников земельного участка, иных законных владельцев.
Никаких исключений из указанных законоположений "Правила охраны газораспределительных сетей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, не содержат. Более того, данные правила устанавливают правовой режим использования земельного участка в пределах охранных зон в случае законного строительства систем газоснабжения (законного занятия земельного участка), и не исключают необходимость получения прав на земельный участок для осуществления строительства.
Как следует из материалов дела, газопровод был возведен на земельном участке, находящимся в общей долевой собственности третьих лиц. В связи с чем, правила использования земельных участков в охранной зоне к рассматриваемой ситуации не применяются, данные правила регулирует вопросы использования земельных участков, расположенных в охранной зоне уже существующего газопровода и не регулируют вопросы предоставления земельных участков для строительства газопровода.
ОАО "Запсибгазпром" в апелляционной жалобе утверждает, что большая часть Газопровода расположена под землей, в связи с чем представление правоустанавливающих документов на земельные участки не требуется, поскольку это не ограничивает возможность их использования.
Между тем, во-первых, действующие нормативные акты, требующие оформления прав на земельные участки, на которых возводится объект недвижимости, не устанавливают особых условий в отношении подземных газопроводов, а, во-вторых, независимо от того, является ли газопровод наземным либо подземным, его наличие на земельном участке ограничивает возможность его распоряжения правообладателем (в том числе Правилами охраны газораспределительных сетей установлены ограничения (обременения) в пользовании, например установление охранных зон предполагает запрет на осуществление разного рода деятельности - пункты 7, 14 Правил).
По мнению общества, права третьих лиц на земельные участки, через которые проходит Газопровод, не подтверждены, так как из документов, входящих в землеустроительное дело N 902-ю, утвержденное 22.06.2007, следует, что было произведено согласование границ участков со смеженными землепользователями. В числе данных лиц отсутствует АОЗТ "Шаблыкинское".
Между тем, обществом не учтено следующее.
Регистрационной службой представлен государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей (л.д. 75), выданный в 1992 году АОЗТ "Шаблыкинское", в соответствии с которым последнему было отведено 31 966 кв.м. земель, в том числе 14 778 кв.м в коллективную собственность и 17 188 кв.м. в бессрочное пользование.
Спорный Газопровод расположен в том числе на территории земель АОЗТ "Шаблыкинское", что установлено Управлением Росреестра по Тюменской области и судом первой инстанции. Данное обстоятельство не опровергается обществом.
На основании статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, удостоверяющие права не землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав не недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В материалах дела отсутствуют сведения о прекращении прав АОЗТ "Шаблыкинское" на ранее выделенные ему земли, в связи с чем отсутствие в землеустроительном деле сведений о правах АОЗТ "Шаблыкинское" на земельные участки, через которые проходит Газопровод, не означает прекращение этих прав, подтвержденных действительным документом - государственным актом.
Заявитель считает, что поскольку акт выбора и обследования земельного участка для проектирования и строительства межпоселкового газопровода от 26.09.2004, утвержденный распоряжением главы администрации Ишимского Муниципального района от 26.09.2005 N 939-р предусматривает, что границы земельного участка определяются проектом N 065, а в проекте N 065 указана протяженность газопровода 22794 м., то земельный участок был предоставлен для проектирования и строительства всей протяженности газопровода.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, распоряжение главы администрации Ишимского муниципального района Тюменской области N 939-р от 26.09.2005 утверждающее акт выбора земельного участка является решением уполномоченного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта строительства.
Вместе с тем, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет в силу пункта 8 статьи 31 и статьи 32 Земельного кодекса РФ. Данное решение является основанием для заключения договора аренды предоставленного земельного участка в соответствии со статьей 22 Земельного кодекса РФ.
Именно заключенный на основании решения о предоставлении земельного участка договор является правоустанавливающим документом на земельный участок, в целях установления прав застройщика на построенный им объект.
Однако, договор аренды N 163/012229-К-7-8 от 03.09.2007 между Администрацией Ишимского муниципального района и заявителем заключен в отношении земельного участка площадью 83 кв.м. При этом согласно преамбуле договора основанием его заключения послужило распоряжение администрации от 03.09.2007 N 1202-р.
Доказательств того, что земельный участок, необходимый для строительства всей протяженности газопровода был выбран, предварительно согласован и предоставлен заявителю в аренду, не представлено.
При отсутствии доказательств обратного, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о непредставлении заявителем правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором осуществлено строительство газопровода.
Обществу не доказало факт предоставления ему земельного участка для строительства объекта в существующих его параметрах.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на лицо, подавшее жалобу, то есть на ОАО "Запсибгазпром".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Запсибгазпром" открытого акционерного общества "Газпром" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.04.2011 по делу N А70-1852/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1852/2011
Истец: ООО "Запсибгазпом" Открытого акционерного общества "Газпром"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области