город Омск |
|
03 октября 2011 г. |
Дело N А46-2325/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Грязниковой А.С., Рябухиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6601/2011) общества с ограниченной ответственностью "Омскнефтегазспецстрой" на решение Арбитражного суда Омской области от 06 июля 2011 года, принятое по делу N А46-2325/2011 (судья Гущин А.И.) по иску закрытого акционерного общества "Трубная Грузовая Компания" (ОГРН 1107746493689; ИНН 7701880758; место нахождения: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 46, стр. 7) к обществу с ограниченной ответственностью "Омскнефтегазспецстрой" (ОГРН 1025500521529, ИНН 5501068986; место нахождения: 644040, г. Омск, Нефтяной переулок, 20), при участии третьих лиц: открытого акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295; ИНН 7708503727; место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2), открытого акционерного общества "Выксунский металлургический завод" (ОГРН 1025201632610; ИНН 5247004695; место нахождения: 607060, Нижегородская область, Выксунский район, г. Выкса, ул. Братьев Баташевых, 45), открытого акционерного общества "Челябинский трубопрокатный завод" (ОГРН 1027402694186; ИНН 7449006730; место нахождения: г. Челябинск, ул. Машиностроителей, 21), общества с ограниченной ответственностью "ЮТЭК" (ОГРН 1036108000796, ИНН 6108006231; место нахождения: Ростовская область, г. Гуково, ул. Кольцевая, 132А) открытого акционерного общества "Находкинский морской торговый порт" (ОГРН 1022500697471; ИНН 2508001449; место нахождения: Приморский край, г. Находка, ул. Портовая, 22), общества с ограниченной ответственностью "ГАЗТЭК" (ОГРН 1047796467278; ИНН 7708528841; место нахождения: 107140, г. Москва, ул. Красносельская Верхняя, 34, 35) о взыскании 1 348 800 руб.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Омскнефтегазспецстрой" - представителя Тарасова А.В. по доверенности N 63-11 от 27.12.2010 сроком действия до 31.12.2011,
от закрытого акционерного общества "Трубная Грузовая Компания" - представителей Фадеева А.В. по доверенности N 11/01/31-02 от 31.01.2011 сроком действия до 31.12.2011, Мягкова Г.А. по доверенности N 11/01/31-01 от 31.01.2011 сроком действия до 31.12.2011,
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - представитель не явился,
от открытого акционерного общества "Выксунский металлургический завод" - представитель не явился,
от открытого акционерного общества "Челябинский трубопрокатный завод" - представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "ЮТЭК" - представитель не явился,
от открытого акционерного общества "Находкинский морской торговый порт" - представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "ГАЗТЭК" - представитель не явился,
установил:
закрытое акционерное общество "Трубная Грузовая Компания" (далее - ЗАО "ТГК", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Омскнефтегазспецстрой" (далее - ООО "ОНГСС", ответчик) о взыскании 1 348 800 руб. штрафа за самовольное использование вагонов, 10 089 руб. расходов за предоставление информации из главного вычислительного центра (далее - ГВЦ) открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о дате прибытия и дате убытия спорных вагонов.
Определением от 04.04.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "РЖД", открытое акционерное общество "Выксунский металлургический завод" (далее - ОАО "Выксунский металлургический завод"), открытое акционерное общество "Челябинский трубопрокатный завод" (далее - ОАО "Челябинский трубопрокатный завод"), общество с ограниченной ответственностью "ЮТЭК" (далее - ООО "ЮТЭК"), открытое акционерное общество "Находкинский морской торговый порт" (далее - ОАО "Находкинский морской торговый порт"), общество с ограниченной ответственностью "ГАЗТЭК" (далее - ООО "ГАЗТЭК").
Решением Арбитражного суда Омской области от 06 июля 2011 года по делу N А46-2325/2011 исковые требования удовлетворены. С ООО "ОНГСС" в пользу ЗАО "ТГК" взыскано 1 348 800 руб. штрафа за самовольное использование вагонов, 10 089 руб. расходов за предоставление информации из ГВЦ ОАО "РЖД" о дате прибытия и дате убытия спорных вагонов, 26 588 руб. 89 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "ОНГСС" указывает, что принятие неправильного решения вызвано ошибочным толкованием судом положений абзаца 6 статьи 62, статей 99, 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), каковое и вызвало применение не подлежащих применению положений статей 99,100 УЖТ РФ.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "ТГК" просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещнные в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. ОАО "РЖД" заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Данное ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции. На основании статей 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представители истца высказались согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ЗАО "ТГК" (арендатор) и закрытым акционерным обществом "Трансальянс", обществом с ограниченной ответственностью "ЕТК-Транссервис", открытым акционерным обществом "ВТЗ", обществом с ограниченной ответственностью "ПГК-Лизинг", открытым акционерным обществом "Отраслевой комитет по науке и технике" (арендодатели) заключены договора аренды и субаренды железнодорожных вагон-платформ, вагонов, специализированных вагон-платформ N 12-07/10А от 12.07.2010, N ЕТКТС-ТГК-1- от 30.07.2010, N 110010002580 от 01.09.2010, N ПГК-ТГК-10 от 02.08.2010, N УВ/ОКНТ-06-10 от 10.08.2010 соответственно, всего арендовано 1959 единиц подвижного состава (том 1 л. 55-151).
В период с сентября по ноябрь 2010 года грузоотправителями ОАО "Выксунский металлургический завод", ОАО "Челябинский трубопрокатный завод", ООО "ЮТЭК", ОАО "Находкинский морской торговый порт", ООО "ГАЗТЭК" со станций Навашино, Гуково, Челябинск-южный, Мыс Астафьева в адрес ООО "ОНГСС" (грузополучатель) были отправлены принадлежащие истцу на праве аренды вагоны в количестве 67 штук с трубной продукцией (номера вагонов указаны в информации ГВЦ ОАО "РЖД").
Указанные вагоны прибывали на стации Вяземская и Хабаровск-2 Дальневосточной железной дороги, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными, представленными в материалы дела (том 1 л. 15-54) и не оспаривается ответчиком.
25.11.2009 между ОАО "РЖД" (исполнитель) и ООО "ОНГСС" (заказчик) заключён договор транспортной экспедиции N 05/09/667/ДМ221 (том 2 л. 48-53), по условиям которого исполнитель обязался за вознаграждение и за счёт заказчика оказать заказчику услуги по предоставлению тяжеловесных площадок, оказанию услуг по погрузочно-разгрузочным работам, оформлению соответствующих документов, креплению грузов на железнодорожном подвижном составе и т. п.
Исполнитель выполняет услуги, определённые настоящим договором, по всем грузовым станциям Дальневосточной железной дороги (пункт 1.3 договора N 05/09/667/ДМ221 от 25.11.2009).
Согласно информации ГВЦ ОАО "РЖД" о выполненных перевозках грузов по представленному списку вагонов и железнодорожных накладных (67 единиц) за период август-ноябрь 2010 года (том 2 л. 5-7), простой вагонов, принадлежащих истцу, на станциях Вяземская, Хабаровск-2 за указанный выше период составлял от 4 до 17 суток.
Данное обстоятельство послужило основанием для начисления ЗАО "ТГК" штрафа за использование ООО "ОНГСС" вагонов без согласия их владельца в соответствии со статьей 99 УЖТ.
Штраф начислен в отношении 45 вагонов, простой которых составлял более 72 часов.
В адрес ответчика со стороны истца было направлено пять претензий (ноябрь 2010 года-январь 2011 года) с требованием оплатить штраф за самовольное использование вагонов (том 2 л. 8-13).
Поскольку претензии истца оставлены ООО "ОНГСС" без исполнения, ЗАО "ТГК" обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований явилось причиной подачи ответчиком апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учёл следующее.
Сложившиеся между сторонами гражданско-правовые отношения подлежат регулированию УЖТ РФ и главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу части 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии с частью 2 статьи 784 ГК РФ условия перевозки грузов отдельными видами транспорта, в том числе ответственность сторон, определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и Кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ним правилами не установлено иное.
Согласно части 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или Кодексом).
Гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (статья 8 ГК РФ).
Исходя из положений статьи 307 ГК РФ, обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
О наличии договора перевозки свидетельствуют имеющиеся в материалах дела транспортные железнодорожные накладные, в которых грузополучателем указан ответчик.
Части 2, 3 статьи 791 ГК РФ предусматривают, что погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и Кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, Предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу части 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и Кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с частью 6 статьи 62 УЖТ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 УЖТ РФ.
Согласно части 1 статьи 99 УЖТ РФ в случае использования вагонов, контейнеров для перевозок грузов без согласия их владельцев грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, а также в случае самовольного использования перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (в том числе на праве аренды), виновные физические или юридические лица уплачивают в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава за задержку вагонов, контейнеров.
В силу статьи 100 УЖТ РФ за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. Задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
Как разъяснено в пункте 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", штраф подлежит взысканию за нарушения, указанные в статье 62 Устава, независимо от того, предусмотрен ли он в договоре.
Факт задержки вагонов подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Таким образом, ответчик как грузополучатель, подпадает под категорию лиц, несущих ответственность за задержку вагонов, а сверхнормативная продолжительность нахождения вагонов на путях не общего пользования свидетельствует о фактическом их использовании ответчиком, является обоснованным.
Произведенный истцом расчет суммы штрафа, повторно проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
При таких обстоятельствах, взыскав с ООО "ОНГСС" в пользу ЗАО "ТГК" 1 348 800 руб. штрафа за самовольное использование вагонов, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного.
Обстоятельства удовлетворения требования о взыскании с ответчика 10 089 руб. расходов за предоставление информации из ГВЦ ОАО "РЖД" о дате прибытия и дате убытия спорных вагонов, установлены судом первой инстанции правильно и не являются предметом апелляционного обжалования.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 06 июля 2011 года по делу N А46-2325/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме.
Председательствующий |
Ю. М. Солодкевич |
Судьи |
А. С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-2325/2011
Истец: ЗАО "Трубная Грузовая Компания"
Ответчик: ООО "Омскнефтегазспецстрой"
Третье лицо: ОАО "Выксунский металлургический завод", ОАО "ГАЗТЭК", ОАО "Находкинский морской торговый порт", ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице директора по управлению терминально-склдским комплексом Дальневосточной железной дороги - филиал ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице дирекции по управлению терминально-складским комплексом Дальневосточной железной дороги - филиал ОАО "РЖД", ОАО "Челябинский трубопрокатный завод", ООО "ГазТЭК", ООО "ЮТЭК", ООО "ЮТЭКо"