город Омск |
|
23 ноября 2011 г. |
Дело N А70-4397/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7542/2011) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.08.2011 по делу N А70-4397/2011 (судья Тихомиров В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тюменская управляющая компания по ЭЖФ" (ОГРН 1077203055082, ИНН 7204116422)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (ОГРН 1057200990593, ИНН 7203158490)
о признании недействительным постановления N 274 от 13.04.2011 по делу об административном правонарушении
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Тюменская управляющая компания по ЭЖФ" - Кузнецова Н.В. (паспорт, по доверенности от 10.11.2011 сроком действия до 10.11.2012);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тюменская управляющая компания по ЭЖФ" (далее - ООО "Тюменская управляющая компания по ЭЖФ", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением об оспаривании постановления N 274 от 13 апреля 2011 года Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее - Управления Роспотребнадзора по Тюменской области, Управление, административный орган).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.08.2011 по делу N А70-4397/2011 заявленные требования удовлетворены. Постановление по делу об административном правонарушении N 274 от 13.04.2011, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Тюменской области в отношении ООО "Тюменская управляющая компания по ЭЖФ" признано незаконным и отменено.
Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее - КоАП РФ), поскольку на момент совершения правонарушения действующим законодательством не был предусмотрен расчет оплаты коммунальных услуг, в случае, когда имеется общий прибор учета при наличии индивидуальных приборов только у одних жильцов и отсутствии их у остальных жильцов.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Роспотребнадзора по Тюменской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы административный орган указал, что пункт 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 утверждены (далее - Правила) определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги при оборудовании многоквартирного дома коллективным прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными приборами учета помещений. Утверждает, что указанный пункт Правил в полном объеме определяет порядок расчета платы за коммунальные услуги, что в точности отвечает рассматриваемой ситуации, когда дом 55, по ул. Максима Горького в городе Тюмени оборудован частично общедомовым прибором учета и частично оборудован индивидуальными приборами учета.
Податель жалобы указал, что Общество не приняло все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
Представитель ООО "Тюменская управляющая компания по ЭЖФ" с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя ООО "Тюменская управляющая компания по ЭЖФ", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом N 3 от 01.12.2007 ТСЖ "Фартуна-2" и ООО "Тюменская управляющая компания ЭЖФ" (Управляющая организация) заключили договор на выполнение Управляющей организацией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 55 (пункт 1.1)
Из пункта 1.2 договора следует, что управление многоквартирным домом включает в себя следующие виды работ, услуг:
- обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования нежилыми помещениями владельцами нежилых помещений;
- надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- обеспечение реализации решения вопросов пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме;
- обеспечение предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями по перечню и в порядке, установленными договором.
В приложении N 1 к договору указан перечень услуг (работ) по управлению, в том числе заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями, обеспечение организации начисления, сбора, распределения и перерасчета платежей собственникам за содержание и ремонт помещения, коммунальные и прочие услуги.
Из договора N 00463/020 от 23.06.2008, заключенного Обществом с ООО "Тюмень Водоканал" следует, что последний обязуется производить отпуск питьевой воды и (или) принимать сточные воды.
На основании жалобы потребителя (вх. N 10158 от 03.12.2010) Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области проведено административное расследование в ООО "Тюменская управляющая компания по ЭЖФ" по адресу: г.Тюмень, ул.Максима Горького, 55.
Обнаружены признаки нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей, жилищного законодательства, выраженные в нарушении порядка ценообразования на коммунальные услуги "холодное водоснабжение" и "водоотведение".
По факту совершенного Обществом правонарушения административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 14.01.2011 N 700 и вынесено постановление от 13.04.2011 N 274, о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Управления Роспотребнадзора по Тюменской области от 26.04.2011 N 6 жалоба ООО "Управляющая компания по ЭЖФ" оставлена без удовлетворения, постановление по делу об административном правонарушении от 13.04.2011 N 274 без изменения.
Посчитав, что указанное постановление от 13.04.2011 N 274 является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
17.08.2011 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Управлением в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение по делу подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
Согласно частям 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, предусмотрена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение. При этом следует исходить из того, что ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
Порядок предоставления коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", которым приняты Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
В силу пункта 1 Правил N 307, они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
При этом исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, взаимоотношения собственников жилых помещений и управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг, в частности, по вопросам порядка определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии и порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг охватывается понятием "порядок предоставления коммунальных услуг", в силу чего, относятся к компетенции Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области.
Внеплановая проверка, осуществлена заинтересованным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, в силу чего является обоснованным законодательством право на вынесение в данной сфере постановления от 13.04.2011 N 274.
В силу статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу частей 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанное положение конкретизируется в Разделе III "Порядок расчета и внесение платы за коммунальные услуги" Правил N 307, предусматривающем порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (пункты 16-23).
Согласно пунктам 3, 6 Правил N 307:
коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;
водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.
В силу пункта 23 Правил N 307 (редакция от 29.07.2010), при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Как следует из подпункта 1 пункта 3, размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле:
, (9)
где:
- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);
- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);
- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час);
- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);
- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).
Таким образом, указанная формула применяется при расчете за коммунальные услуги в помещениях, не оборудованных приборами учета.
По формуле N 3 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) определяется по формуле:
, (3)
где:
- количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
- норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт·час в месяц на 1 чел.);
- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).
В редакции Правил N 307 от 06.05.2011 указанное выше положение подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 изменено.
Как следует из подпункта 1 пункта 3 приложения N 2 Правил N 307 в редакции от 06.05.2011, размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:
, (9)
То есть указанная формула применяется при расчете платы в случае, когда многоквартирный дом оборудован индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудован индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета.
Однако в данном случае в многоквартирном доме есть и общий прибор учета и частично квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета, в связи с чем применить формулу N 3, указанную в пункте 23 Правил N 307 в редакции от 06.05.2011 не представляется возможным.
Административный орган полагает, что размер оплаты за коммунальные услуги (в том числе холодное водоснабжение, водоотведение) должен рассчитываться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по тарифам, утверждаемым органами местного самоуправления.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, такой порядок применим только в тех случаях, когда в жилых домах отсутствует прибор учета.
Расчет платы производился Обществом следующим образом: показания общедомового прибора водоснабжения уменьшаются на величину (объем) потребленных услуг холодного водоснабжения в квартирах, оснащенных индивидуальными приборами учета. Оставшийся объём распределяется между жильцами квартир, не оснащенными индивидуальными приборами учета водоснабжения.
При таких обстоятельствах, усматривается нарушение ценообразования в исчислении размера оплаты за услуги холодного водоснабжения и водоотведения расчётным путем и не в порядке, установленном нормативным актом.
Однако суд апелляционной инстанции учитывает, что на момент совершения правонарушения в Правилах не был предусмотрен соответствующий отдельный и экономически обусловленный расчет платы за соответствующие коммунальные услуги применительно к возникшей ситуации, когда имеется общий прибор учета при наличии индивидуальных приборов только у одних жильцов и отсутствии их у остальных жильцов.
Суд первой инстанции правильно указал, что соответствующая формула предусмотрена как для случаев с полным наличием индивидуальных приборов в жилом доме, так и с частичным их наличием.
Таким образом, несмотря на то, что применен метод законодательству не соответствующий, однако лицо не имело возможности применить нужный метод, в виду его отсутствия в законодательстве.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, поскольку фактически отсутствует вина Общества в совершении данного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции при вынесении решения полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены решения.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.08.2011 по делу N А70-4397/2011 принято при правильном применении норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.08.2011 по делу N А70-4397/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-4397/2011
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Тюменская управляющая компания по ЭЖФ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучие человека по Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7542/11