город Омск |
|
23 ноября 2011 г. |
Дело N А46-9634/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8289/2011) общества с ограниченной ответственностью "Калачинский элеватор" на решение Арбитражного суда Омской области от 22.09.2011 по делу N А46-9634/2011 (судья Ярковой С.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Калачинский элеватор" (ОГРН 1045511018497, ИНН 5515010986)
к Региональной энергетической комиссии Омской области
о признании незаконным и отмене постановления от 20.07.2011 N 04-02/75-3-30 о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Калачинский элеватор" - Пашута Н.В. (паспорт, по доверенности от 11.01.2011 сроком действия до 31.12.2011);
от Региональной энергетической комиссии Омской - Ванюкова Ю.А. (удостоверение, по доверенности от 09.06.2011 сроком действия до 31.12.2011);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Калачинский элеватор" далее по тексту - ООО "Калачинский элеватор", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее по тексту - РЭК Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 20.07.2011 N 04-02/75-3-30 о привлечении ООО "Калачинский элеватор" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.09.2011 по делу N А46-9634/2011 в удовлетворении требований ООО "Калачинский элеватор" о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Омской области N 04-02/75-3-30 о назначении административного наказания от 20.07.2011 о признании ООО "Калачинский элеватор" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, отказано.
Судебный акт мотивирован наличием состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Суд указал, что тарифы на оказание услуг по взвешиванию вагонов, подлежат государственному регулированию, в связи с чем оказание услуг по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах по тарифам, не установленным РЭК Омской области, является нарушением законодательства в области государственного регулирования тарифов.
Оснований для применения к ООО "Калачинский элеватор" положений статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, не имеется.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что фактически никаких неблагоприятных последствий от совершенного заявителем правонарушения не наступило. Взвешивание вагонов для ИП Тумановой осуществлялось три раза в 4 квартале и было прекращено 31.12.2010, для ООО ТК "Сибирь" взвешивание вагонов и взимание платы осуществлялось около 9 месяцев. Считает, что нарушение законодательства в области ценообразования было прекращено заявителем до возбуждения дела об административном правонарушении.
Ссылается на то, что процедура урегулирования тарифа РЭКом носит длительный характер, а поскольку заявитель не собирался оказывать услугу по взвешиванию в дальнейшем, в связи с чем в соответствующий орган для урегулирования цен по такой услуге, Общество не обращалось.
ООО "Калачинский элеватор" считает совершенным им административное правонарушение малозначительным.
От Региональной энергетической комиссии Омской поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
Представитель ООО "Калачинский элеватор" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Региональной энергетической комиссии Омской с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, возражения на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Калачинский элеватор" зарегистрировано в качестве юридического лица 22.12.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1045511018497.
27.04.2011 председателем РЭК Омской области было издано распоряжение N 01-03/38 о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО "Калачинский элеватор".
Специалистами контрольно-ревизионного отдела РЭК Омской области в период с 04 мая по 01 июня 2011 года была проведена проверка деятельности ООО "Калачинский элеватор" по вопросу соблюдения дисциплины цен, порядка ценообразования и регулирования при осуществлении регулируемого вида деятельности за 2010-2011 на территории Омской области: оказание услуг на подъездных железнодорожных путях, по результатам которой был составлен акт проверки N 04-02/75-1-14 от 30.05.2011.
24.06.2011 главным специалистом контрольно-ревизионного отдела РЭК Омской области Задорожной О.Н. составлен протокол N 04-02/75-2-28 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из содержания протокола следует, что в ходе плановой проверки ООО "Калачинский элеватор" было установлено, что в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 21.10.2008 N 234/54 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами в Омской области" в период с июля 2010 года по март 2011 года ООО "Калачинский элеватор" оказывало услуги по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах на подъездных железнодорожных путях необщего пользования по тарифам, не утвержденным уполномоченным государственным органом.
Данные действия влекут административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
27.06.2011 заместителем председателя РЭК Омской области Меньшиковым А.Ю. было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Калачинский элеватор", определены дата и время - 06.07.2011 в 10 час. 30 мин.
В связи с поступившим от ООО "Калачинский элеватор" ходатайством от 27.10.2010 об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении 27.10.2010 заместителем председателя РЭК Омской области Меньшиковым А.Ю. было вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Калачинский элеватор", определены новые дата и время - 20.07.2011 в 10 час. 00 мин.
По результатам рассмотрения протокола N 04-02/75-2-28 об административном правонарушении от 24.06.2011 и других материалов дела в отношении ООО "Калачинский элеватор" заместителем председателя РЭК Омской области Меньшиковым А.Ю. было вынесено постановление N 04-02/75-3-30 о назначении административного наказания от 20.07.2011, согласно которому ООО "Калачинский элеватор" было привлечено к административной ответственности, по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Полагая, что указанное постановление не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО "Калачинский элеватор", последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
22.09.2011 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано ООО "Калачинский элеватор" в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Как следует из части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительство Российской Федерации праве определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлен перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
В данный перечень включены транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Указом Губернатора Омской области от 28.05.2003 N 95 "О Региональной энергетической комиссии Омской области" утверждено Положение о Региональной энергетической комиссии Омской области.
Подпунктом 11 пункта 7 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, установлено, что Комиссия в целях возложенных на нее задач устанавливает тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Как указано в пункте 1.2 Методических указаний по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами в Омской области, утвержденных приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 21.10.2008 N 234/54, регулируемые услуги - транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, по осуществлению транспортной связи различных организаций с сетью железнодорожных путей общего пользования через обособленную систему подъездных железнодорожных путей, а также иные услуги в соответствии с приведенным в настоящих Методических указаниях перечнем.
К регулируемым услугам относятся: перевозка грузов, подача и уборка вагонов; маневровые работы (перестановка, подбор вагонов); работа локомотива по заявкам; погрузочно-разгрузочные работы, в том числе разгрузка вагоноопрокидывателем, выгрузка на площадке оборудования; использование подъездного железнодорожного пути (отстой, хранение, пропуск вагонов); слив мазута; очистка вагонов; работа снегоуборочного поезда; взвешивание вагонов; иные транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях.
Как правильно указал суд первой инстанции, что тарифы на оказание услуг по взвешиванию вагонов, подлежат государственному регулированию.
Из пункта 1.6 Методических указаний следует, что организация, оказывающая регулируемые услуги, при обращении в регулирующий орган для установления тарифов представляет: письменное заявление об установлении тарифов, подписанное руководителем и заверенное печатью организации, оказывающей регулируемые услуги. В заявлении должны быть указаны сведения об организации, направившей заявления, и пояснения, содержащие: обоснование необходимости установления тарифов; описание регулируемых услуг.
Таким образом, установление тарифов на определенные регулируемые услуги обязательно для предприятия промышленного железнодорожного транспорта только в том случае, если данное предприятие оказывает эту регулируемую услугу.
В силу части 1 статьи 26.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Деятельность на железнодорожных путях ООО "Калачинский элеватор" осуществляет в соответствии с договором, заключенным с ОАО "РЖД" от 16.10.2008 N 1/108 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Калачинский элеватор" при станции Калачинская Западно-Сибирской железной дороги.
Приказом РЭК Омской области от 15.04.2008 N 32/15 "Об установлении тарифа на услугу, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью "Калачинский элеватор" на подъездных железнодорожных путях" установлен и введен в действия с 05.05.2008 тариф на услугу в размере 144,28 руб./т, без учета НДС.
Услуга, оказываемая на подъездных железнодорожных путях, включает в себя подачу-уборку вагонов собственным локомотивом, погрузку груза, взвешивание на железнодорожных весах.
Проверкой было установлено, что в соответствии с договорами на использование железнодорожных весов от 01.03.2010 б/н, от 11.01.2011 N 1/ВЗ, заключенными с ООО "ТК "Сибирь" и ИП Тумановой В.В. соответственно, общество предоставляет железнодорожные весы грузоподъемностью 150 тонн для взвешивания вагонов (полувагонов, цистерн) с грузом и порожних.
Стоимость взвешивания одного вагона (полувагона, цистерны) по условиям договоров составляет 2 000 руб., включая налог на добавленную стоимость.
Стоимость взвешивания вагонов определена методом калькулирования затрат и утверждена директором общества Шкурай С.Н. (калькуляция на взвешивание вагонов на железнодорожных весах).
Факт выставления сумм к оплате и получения выполненных работ, платежными поручениями, приходными кассовыми ордерами.
Услуга по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах входит в состав комплексной услуги, оказываемой Обществом на подъездных железнодорожных путях, плата за которую утверждена приказом РЭК Омской области, в связи с чем оказание услуг по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах как отдельная услуга подлежит государственному регулированию.
Материалами дела подтверждается и фактически сторонами не оспаривается, что для установления тарифа на взвешивание вагона на железнодорожных весах ООО "Калачинский элеватор" в РЭК Омской области не обращалось, такой тариф РЭК Омской области не утверждался, в связи с чем суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе Обществе считает, что совершенное им правонарушение является малозначительным, поскольку фактически никаких неблагоприятных последствий не наступило, взвешивание вагонов осуществлялось незначительный период времени.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным доводом Общества по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Такие обстоятельства, как совершение административного правонарушения впервые, отсутствие причинения ущерба охраняемым государством интересам, в силу пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Определение самим законодателем административного наказания за совершение административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере ста тысяч рублей на юридических лиц без применения иного основного и дополнительного административного наказания, свидетельствует о существенности правонарушения, и применение малозначительности может иметь место в исключительных случаях, наличие таких случаев Обществом не доказано.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридического лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств принятия мер по согласованию тарифов на оказание услуги по взвешиванию вагонов, а равно невозможности их согласования по не зависящим от него причинам.
Как правильно указал суд первой инстанции, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении к исполнению предусмотренных законом обязанностей, в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Указанное ограничивает РЭК Омской области в возможности осуществлять свои непосредственные функции.
То обстоятельство, что нарушение законодательства в области ценообразования было прекращено заявителем до возбуждения дела об административном правонарушении, не может служить основанием для признания административного правонарушения малозначительным и отмены постановления РЭК Омской области.
Податель жалобы ссылается на то, что процедура урегулирования тарифа РЭК Омской области носит длительный характер около полугода, а поскольку заявитель не собирался оказывать услугу по взвешиванию в дальнейшем, в связи с чем в соответствующий орган для урегулирования цен по такой услуге, Общество не обращалось.
Однако суд апелляционной инстанции отмечает, что продолжительность оказания услуг по взвешиванию вагонов Обществом составила также длительный промежуток времени, так например, услуги для ООО ТК "Сибирь" осуществлялись 9 месяцев, в связи с чем срок фактического оказания услуг значительно превышает срок оформления соответствующих документов по урегулированию тарифа РЭК Омской области.
Таким образом, оснований считать, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, у суда апелляционной инстанции, не имеется.
Оспариваемое постановление вынесено РЭК Омской области законно и обоснованно.
Нарушений срока привлечения к административной ответственности и порядка производства по делу об административном правонарушении не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку, исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по государственной пошлине.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калачинский элеватор" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 22.09.2011 по делу N А46-9634/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9634/2011
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Калачинский Элеватор"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Омской области
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8289/11