город Омск |
|
20 декабря 2011 г. |
Дело N А75-5854/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8660/2011) Администрации города Урая,
а также апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9124/2011) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России; антимонопольный орган)
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.10.2011 по делу N А75-5854/2011 (судья Дроздов А.Н.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стандарт-Ком" ОГРН 1108603023980 (далее - ООО "Стандарт-Ком"; Общество; заявитель)
к Ханты-Мансийскому УФАС России,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
1) Администрации города Урая,
2) Муниципального учреждения "Управления капитального строительства города Урая" ОГРН 1038600104905,
о признании незаконным и отмене решения от 29.06.2011,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации города Урая - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения настоящего спора извещено надлежащим образом;
от Ханты-Мансийского УФАС России - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения настоящего спора извещено надлежащим образом;
от ООО "Стадарт-Ком" - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения настоящего спора извещено надлежащим образом;
от муниципального учреждения "Управления капитального строительства горда Урая" - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения настоящего спора извещено надлежащим образом,
установил:
ООО "Стандарт-Ком" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Ханты-Мансийскому УФАС России, в котором просило признать незаконным решение от 29.06.2011.
Определением суда от 25.07.2011 к участию в рассмотрении настоящего спора в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Администрация города Урая, муниципальное учреждение "Управления капитального строительства города Урая".
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.10.2011 заявленное Обществом требование удовлетворено.
Ханты-Мансийское УФАС России, Администрация города Урая, не согласившись с принятым судебным актом, обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленного ООО "Стандрат-Ком" требования.
Податели жалоб отметили, что размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства для нужд заказчика осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Администрация города Урая и Ханты-Мансийское УФАС России отмечают, что в извещении о проведении аукциона в электронной форме, а также в документации об аукционе в электронной форме были указаны все обязательные сведения о проводимом аукционе именно в электронной форме.
К апелляционной жалобе Ханты-Маснийского УФАС России были приложены следующие документы: распечатка реестра недобросовестных поставщиков с сайта антимонопольного органа; решение Арбитражного суда Красноярского края от 27.05.2011 по делу N А33-5832/2011.
Возможность предоставления в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств ограничена нормами статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, независящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В ходе рассмотрения настоящего спора в порядке апелляционного производства антимонопольный орган не указал, причин невозможности представления суду первой инстанции вышеперечисленных документов и не заявил ходатайства об их приобщении к материалам настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции также считает, что подателем апелляционной жалобы не подтверждено того обстоятельства, что у него отсутствовала возможность представления суду первой инстанции указанных выше документов.
В связи с названными обстоятельствами перечисленные выше документы, приложенные к апелляционной жалобе Ханты-Мансийского УФАС России, подлежат возврату подателю жалобы.
Администрация города Урая и Ханты-Мансийское УФАС России, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своих представителей не обеспечили.
Муниципальное учреждение "Управление капитального строительства города Урай", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своего представителя не обеспечило, в письменных отзывах на апелляционные жалобы просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
ООО "Стандарт-Ком" в письменных отзывах на апелляционные жалобы просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие участвующих в деле лиц.
Рассмотрев апелляционные жалобы, письменные отзывы, материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
26.04.2011 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (http://zakupki.gov.ru) опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0187300001911000081 на выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ СОШ N 5 (с изменениями от 05.05.2011) (т.1 л.д. 12-14, т.2 л.д.7-13).
ООО "Стандарт-Ком" подало заявку на участие в электронном аукционе.
По результатам рассмотрения первых частей заявок, заявка Общества признана "допущенной к участию" в электронном аукционе N 0187300001911000081 под номером 13 (т.1 л.д. 36).
Электронный аукцион N 0187300001911000081 состоялся на сайте http://www.sberbank-ast.ru 30.05.2011 в 08 часов 00 минут, что подтверждается копией протокола проведения аукциона (л.д.36-37).
Согласно протоколу аукциона предложение о цене контракта в сумме 19 096 155 руб. 71 коп., сделанное участником открытого аукциона ООО "Стандарт-Ком" заняло 1-е место (т.1 л.д. 36-37).
На основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 02.06.2011 N 118-АР-2 победителем признано ООО "Стандарт-Ком", которое предложило наиболее высокую цену контракта в размере 19 096 155 руб. 71 коп. (т.1 л.д. 38-40).
Муниципальное учреждение "Управление капитального строительства города Урай" в адрес ООО "Стандарт-Ком" был направлен проект контракта, цена которого составила 0 руб. Так же в проект контракта включено обязательное дополнительное требование об оплате стоимости права заключения контракта в размере 19 096 155 руб. 71 коп., которое в проекте контракта размещенного на электронной площадке отсутствовало (т.1 л.д.24-35, 47-59).
14.06.2011 Общество, не согласившись подписывать проект контракта в редакции муниципального учреждения "Управление капитального строительства города Урай", направило протокол разногласий от 14.06.2011 N 27 (т.1 л.д.42-45).
Муниципальное учреждение "Управление капитального строительства города Урай" в ответе на письмо ООО "Стандарт-Ком", указало на необходимость подписания контракта в предлагаемой им редакции, с ценой контракта равной нулю (т.1 л.д. 46).
22.06.2011, получив отказ муниципального учреждения "Управление капитального строительства г. Урай", заявитель обратился в Ханты-Мансийское УФАС России с жалобой на действия муниципального учреждения "Управление капитального строительства города Урай " при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ СОШ N 5, заказчиком которого выступило муниципальное учреждение "Управление капитального строительства города Урай" (т.1 л.д.60-64).
29.06.2011 по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой камеральной проверки комиссией Ханты-Мансийского УФАС России принято решение, которым жалоба Общества признана необоснованной (т.1 л.д.65-69).
Полагая, что упомянутое выше решение антимонопольного органа нарушает права и законные интересы ООО "Стандарт-Ком", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.
03.10.2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
Согласно части 4.1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме.
Частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ установлено, что под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети "Интернет" в порядке, установленном главой 3.1. названного закона.
В соответствии с частью 4 статьи 41.10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ открытый аукцион в электронной форме проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме.
Частью 6 статьи 41.10 названного правового акта определено, что "Шаг аукциона" составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
При проведении открытого аукциона в электронной форме участники открытого аукциона подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона" (часть 7 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
При проведении открытого аукциона в электронной форме любой участник открытого аукциона также вправе подать предложение о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 настоящей статьи (часть 8 статьи 41.10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
В части 9 статьи 41.10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ определено, что при проведении открытого аукциона в электронной форме участники открытого аукциона подают предложения о цене контракта с учетом следующих требований:
1) участник открытого аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта, равное предложению или большее чем предложение о цене контракта, которые поданы таким участником открытого аукциона ранее, а также предложение о цене контракта, равное нулю;
2) участник открытого аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта ниже чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах "шага аукциона";
3) участник открытого аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта ниже чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если такое предложение о цене контракта подано этим же участником открытого аукциона.
При этом в соответствии с частью 9 статьи 41.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ победителем аукциона признается участник аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка которого соответствует требованиям документации об аукционе.
В то же время из статьи 41.10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ следует, что в части 18 этой нормы законодатель предусмотрел изъятие из общего правила.
В части 18 статьи 41.10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ определено, что в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме цена контракта снижена до нуля, проводится открытый аукцион в электронной форме на право заключить контракт. В этом случае открытый аукцион в электронной форме проводится путем повышения цены контракта исходя из положений настоящего Федерального закона о порядке проведения открытого аукциона в электронной форме с учетом следующих особенностей:
1) открытый аукцион в электронной форме в соответствии с настоящей частью проводится до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей;
2) в случае проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с настоящей частью участник открытого аукциона в электронной форме не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной суммы сделки для такого участника размещения заказа, указанной в содержащемся в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, решении об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа;
3) в случае проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт до достижения цены контракта, превышающей соответствующее значение начальной (максимальной) цены контракта, обеспечение исполнения контракта предоставляется в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном документацией об открытом аукционе в электронной форме, исходя из цены контракта, достигнутой на открытом аукционе в электронной форме, проводимом в соответствии с настоящей частью.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений следует, что после снижения цены контракта до нуля начинается иная процедура - покупка права на заключение контракта путем подачи участниками размещения заказа своих ценовых предложений. Предлагаемая же претендентами в этом случае стоимость уже не связана с ценой контракта, так как она составляет ноль, а представляет собой выкупную стоимость (оплату) приобретения вышеназванного права.
Имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют о том, что 26.04.2011 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (http://zakupki.gov.ru) опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0187300001911000081 на выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ СОШ N 5 (с изменениями от 05.05.2011) (т.1 л.д. 12-14, т.2 л.д.7-13).
ООО "Стандарт-Ком" подало заявку на участие в электронном аукционе.
По результатам рассмотрения первых частей заявок, заявка Общества признана "допущенной к участию" в электронном аукционе N 0187300001911000081 под номером 13 (т.1 л.д. 36).
Электронный аукцион N 0187300001911000081 состоялся на сайте http://www.sberbank-ast.ru 30.05.2011 в 08 часов 00 минут, что подтверждается копией протокола проведения аукциона (л.д.36-37).
Согласно протоколу проведения открытого аукциона в электронной форме, размещенного оператором электронной площадки на электронной площадке 30.05.2011, открытый аукцион в электронной форме проводился путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, в указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, на шаг аукциона.
Затем, в процессе подачи предложений о цене контракта участниками аукциона начальная (максимальная) цена контракта была снижена до нуля, и открытый аукцион в электронной форме далее проводился на право заключать контракт согласно части 18 статьи 41.10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ путем повышения цены контракта.
Из содержания протокола аукциона следует, что предложение о цене контракта в сумме 19 096 155 руб. 71 коп. сделано участником открытого аукциона ООО "Стандарт-Ком", которое заняло 1-е место (т.1 л.д. 36-37).
На основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 02.06.2011 N 118-АР-2 победителем признано ООО "Стандарт-Ком", которое предложило наиболее высокую цену контракта в размере 19 096 155 руб. 71 коп. (т.1 л.д. 38-40).
Таким образом, из изложенного следует, что в процессе проведения открытого аукциона в электронной форме цена контракта была снижена до нуля и открытый аукцион в электронной форме проводился в соответствии с частью 18 статьи 41.10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ на право заключить контракт.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод Общества о том, что приведенная норма не устанавливает покупку претендентом права заключить контракт, а напротив, закрепляет возможность участника размещения заказа повысить цену контракта в соответствии с приведенными в этой норме условиями.
Приведенная позиция Общества не только не согласуется с требованиями самого Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, закрепляющего обязанность заказчика изначально устанавливать в конкурсной (аукционной) документации начальную (максимальную) цену контракта, которая может остаться неизменной или понизиться, но, прежде всего, противоречит положениям бюджетного законодательства, определяющих возможность заключения и оплаты государственного контракта в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Более того, заключение государственного контракта по цене, превышающей начальную (максимальную), не соответствует и общим целям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развития добросовестной конкуренции.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене как основанное на неверном применении норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.10.2011 по делу N А75-5854/2011 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Стандарт-Ком" о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 29.06.2011, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Стандарт-Ком", проверенного на соответствие Федерального закона от 24.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", отказать полностью.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5854/2011
Истец: ООО "Стандарт-Ком"
Ответчик: Администрация г. Урай, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление Федеральной антимонопольной службы по ХМАО-Югре
Третье лицо: Администрация города Урай, МУ "Управление капитального строительства г. Урай", Муниципальное учреждение "Управление капитального строительства города Урай"