город Омск |
|
13 февраля 2012 г. |
Дело N А70-8677/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10395/2011) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижняя Салда Свердловской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.11.2011 по делу N А70-8677/2011 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Нижняя Салда Свердловской области (ОГРН 1026600784825, ИНН 6222002808) к индивидуальному предпринимателю Бикулевой Марии, 662200591045) о взыскании финансовых санкций в размере 1 039 руб. 20 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Нижняя Салда Свердловской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя Бикулевой М.Г. - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Нижняя Салда Свердловской области (далее - заявитель, Управление Пенсионного фонда в г. Нижняя Салда) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Бикулевой М.Г. (далее - ИП Бикулева М.Г., предприниматель) финансовых санкций в размере 1039 руб. 20 коп. за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 03.11.2011 по делу N А70-8677/2011 в удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда в г. Нижняя Салда отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда в г. Нижняя Салда обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Заявителем 10 марта 2011 года составлен Акт N 8 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором указано, что предпринимателем Бикулевой М.Г. в нарушение пункта 1 статьи 8 и пункта 5 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год (л.д. 6).
В этой связи решением заявителя от 13 апреля 2011 г. N 7 предприниматель Бикулева М.Г. привлечена к ответственности на основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки вышеуказанных сведений в виде финансовых санкций в размере 1039 рублей 20 копеек (л.д. 10).
В качестве объективной стороны состава правонарушения предпринимателю вменено непредставление в определенные законом сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решение о привлечении к ответственности от 13 апреля 2011 г. N 7 и требование от 10 мая 2011 г. N 3 об уплате штрафа в срок до 1 июня 2011 года направлены заказным письмом по месту нахождения ответчика.
Неисполнение предпринимателем Бикулевой М.Г. требования послужило основанием для обращения с выше указанным заявлением в арбитражный суд (л.д. 2-4).
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал на том основании, что у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, к которым относится ИП Бикулева М.Г., отсутствует обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда в г. Нижняя Салда с выводами суда первой инстанции не соглашается и указывает, что судом неверно применены нормы материального права. В обоснование своей позиции податель жалобы ссылается на положения Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и положения Федерального закона "Об индивидуальном персонифицированном учете", в которые с 01.01.2011 были внесены изменения Федеральным законом от 24.07.2009 N 213. В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы один раз в год, но не позднее 1 марта года следующего за истекшим календарным годом, представляет в пенсионный Фонд РФ соответствующие сведения. Данная норма закона судом не принята во внимание и упущена при рассмотрении дела.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Судебное заседание апелляционного суда по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела и не заявивших о его отложении. Управление Пенсионного фонда в г. Нижняя Салда заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании регулируют положения Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Статьей 1 данного Закона определено, что индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В течение 2010-2012 года Федеральный закон "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" претерпевал ряд изменений.
Так до 01.01.2011 редакция названного закона предусматривала обязанность для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять в орган Пенсионного фонда исчерпывающий перечень сведений и случаи (пункты 1, 2 статьи 10, пункт 2 статьи 11 Закона).
Индивидуальный предприниматель мог быть отнесен к категории страхователей в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствовала обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
С 01.01.2011 в Федеральный закон "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" были внесены изменения в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
Так, подпунктом "б" пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" абзац первый пункта 5 статьи 11 Закона был изложен в следующей редакции: "Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии".
Абзац первый пункта 5 статьи 11 Закона подлежал применению в приведенной редакции с 1 января 2011 года, в связи с чем предприниматель как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, обязан был представить соответствующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год не позднее 01.03.2011.
Таким образом, следует признать ошибочным вывод суда первой инстанции относительно отсутствия у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, обязанности представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В рассматриваемом случае Управлением пенсионного фонда в г. Нижная Салда установлен факт неисполнения ИП Бикулевой М.Г. обязанности представлению необходимых сведений за 2010 год, что отражено в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 8 от 10.03.2011 (л.д. 6) и предпринимателем не опровергается.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
По таким основаниям, на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции требования Управления Пенсионного фонда в г. Нижняя Салда о взыскании с индивидуального предпринимателя санкции в размере 1039 руб. 20 коп., составляющей 10% от начисленных взносов, были законными и обоснованными.
Однако, с 01.01.2012 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ "Об внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды". Пунктами 2-4 статьи 1, статьей 8 Федерального закона N 379-ФЗ, исключена обязанность и ответственность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, на момент рассмотрения требований заявителя в суде апелляционной инстанции исключена обязанность предпринимателя представлять рассматриваемые сведения, а также его ответственность за их непредставление.
В силу статьи 2 Федерального закона от 12.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в том числе состоит из Конституции РФ.
Статьей 54 Конституции РФ предусмотрено, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Следовательно, если лицо совершило деяние во время действия прежнего закона, которым оно признавалось правонарушением, но новым законом ответственность за это деяние устранена, такое лицо не может быть привлечено к ответственности. Это деяние не считается больше правонарушением.
Положения статьи 54 Конституции РФ распространяются на все виды правонарушений и отрасли законодательства.
Статья 54 Конституции РФ имеет прямое действие. Ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.
Согласно пункту 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 4-П императивное по своему характеру правило статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона. Следовательно, государство, обязанное в силу статьи 2 Конституции РФ признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечивать на практике действие механизма приведения в соответствие с ним ранее принятых судебных решений независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованных лиц.
Апелляционный суд при повторном рассмотрении дела в силу своих полномочий применяет закон, смягчающий ответственность за совершение административного нарушения, не смотря на то, что он вступил в силу после принятия решения судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, в настоящее время предприниматель не может быть подвергнут санкции за неисполнение обязательства, которое отменено федеральным законодателем. При этом, сама санкция за неисполнение этого обязательства также отменена и не подлежит применению с 01.01.2012.
По таким основаниям, не смотря на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, апелляционная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения заявленных Управлением пенсионного фонда в г. Нижней Салде требований.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган территориальный Пенсионного фонда освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Нижняя Салда Свердловской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.11.2011 по делу N А70-8677/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По таким основаниям, на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции требования Управления Пенсионного фонда в г. Нижняя Салда о взыскании с индивидуального предпринимателя санкции в размере 1039 руб. 20 коп., составляющей 10% от начисленных взносов, были законными и обоснованными.
Однако, с 01.01.2012 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ "Об внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды". Пунктами 2-4 статьи 1, статьей 8 Федерального закона N 379-ФЗ, исключена обязанность и ответственность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
...
В силу статьи 2 Федерального закона от 12.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в том числе состоит из Конституции РФ.
Статьей 54 Конституции РФ предусмотрено, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
...
Положения статьи 54 Конституции РФ распространяются на все виды правонарушений и отрасли законодательства.
Статья 54 Конституции РФ имеет прямое действие. Ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.
Согласно пункту 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 4-П императивное по своему характеру правило статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона. Следовательно, государство, обязанное в силу статьи 2 Конституции РФ признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечивать на практике действие механизма приведения в соответствие с ним ранее принятых судебных решений независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованных лиц."
Номер дела в первой инстанции: А70-8677/2011
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижняя Салда Свердловской области
Ответчик: ИП Бикулева Мария Геннадьевна