город Ростов-на-Дону |
|
07 февраля 2012 г. |
дело N А32-8844/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко Е.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Анапагоргаз"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2011 по делу N А32-8844/2011,
принятое в составе судьи Данько М.М.,
по заявлению открытого акционерного общества "Анапагоргаз"
к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа
о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Анапагоргаз" (далее - ОАО "Анапагоргаз", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа (далее управление) о признании отказа управления имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа в передаче в собственность земельного участка площадью 6274 кв.м., кадастровый номер 23:37:0101049:5, находящегося по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Таманская, 140, выразившегося в письме от 29.12.2009 г. недействительным; обязать управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа в месячный срок заключить с ОАО "Анапагоргаз" договор купли-продажи земельного участка площадью 6274 кв.м., кадастровый номер 23:37:0101049:5, находящегося по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Таманская, 140 за плату по цене 2,5 % от его кадастровой стоимости, но не более 2016927 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд установил, что спорный земельный участок находится в черте города-курорта Анапа, в силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежит отчуждению. Кроме того, заявителем пропущен срок, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.
ОАО "Анапагоргаз" обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2011 и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что ОАО "Анапагоргаз" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, состоящие из административного здания литер "В", гаража литер "II", склада литер "Ж", склада-мастерской литер "/I", проходной литер "А", токарного цеха литер "В", "в", склада литер "С", гаража литер "II", гаража литер "К", столярного цеха литер "3", гаража-котельной литер "И", склада литер "М", "м1", "м2", "мЗ", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Указанные объекты недвижимости были отчуждены из государственной собственности в процессе приватизации объекта государственной собственности ПЭУ "Анапагоргаз" способом преобразования в акционерное общество открытого типа "Анапагоргаз", что подтверждается планом приватизации ПЭУ "Анапагоргаз" от 1994 года. Правопреемником АООТ "Анапагоргаз" является ОАО "Анапагоргаз". Вышеуказанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0101049:5 общей площадью 6274 кв.м., находящемся по адресу: Краснодарский край, г.-к. Анапа, ул. Таманская. 140.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретения права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, Федеральными законами.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона N 137 от 25.10.2010 года "О введении в действие земельного кодекса РФ" установлено, что до 01.01.2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами РФ в пределах 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
17.12.2009 года ОАО "Анапагоргаз" обратилось в Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа с просьбой о предоставлении земельного участка в собственность цене 2,5 % его кадастровой стоимости, однако ответа в установленный законом срок не получило. В ходе судебного разбирательства из Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа было истребовано письмо-отказ в предоставлении земельного участка в собственность на том основании, что территория г.-к. Анапа и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны курорта Анапа отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения, не подлежащим приватизации в силу ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества". Вследствие этого был изменен предмет иска. Поэтому, выводы суда, о пропуске срока на оспаривание действий ответчика необоснованны.
Суд пришел к выводу о том, что спорный земельный участок на основании постановления Совета министров РСФСР от 30.01.1985 года N 45 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапы в Краснодарском крае" находится в границах округов санитарной охраны. Между тем, судом не учтено следующее. Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2011 N685-р "О передаче в ведение Минприроды России дендрологического парка "Южные культуры", признано утратившим силу Распоряжение Правительства РФ от 12.04.1996 N591. Утратившим силу Распоряжением был утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно которому курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта г. Анапы признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. Распоряжение Правительства РФ от 21.04.2011 N685-р Перечня особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение не содержит. Указанное подтверждается сообщением территориального отдела по г.-к. Анапа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 10.03.2010 года, согласно которому так же следует, что сведения о границах зон округов санитарной охраны г.-к. Анапа, а так же о землях особо охраняемых природных территориях на сегодняшний день не утверждены в установленном законном порядке и не внесены в Государственный кадастр недвижимости, в связи, с чем в характеристиках спорного земельного участка, занимаемого объектами производственной базы ОАО "Анапагоргаз" отсутствуют сведения о его принадлежности к землям особо охраняемых природных территориях.
Представленные документы, а также указанные в них сведения, администрацией не были опровергнуты. Согласно ч.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действии (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило. Дело рассмотрено в порядке п.3 ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "Анапагоргаз" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, состоящие из административного здания литер "В", гаража литер "Н", склада литер "Ж", склада-мастерской литер "Д", проходной литер "А", токарного цеха литер "В", "в", склада литер "С", гаража литер "Л", гаража литер "К", столярного цеха литер "З", гаража-котельной литер "И", склада литер "М", "м2, "м1", "м2", "м3", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Имущество истца расположено на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0101049:5 общей площадью 6274 кв.м., находящемся по адресу Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул. Таманская, д. 140.
17.12.2009 г. ОАО "Анапагоргаз" обратилось в Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о предоставлении ему земельного участка с собственность за плату.
29.12.2009 г.. управление отказало обществу в удовлетворении его заявления, сославшись на то, что участок приватизации не подлежит.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 указанного Кодекса к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом. В силу пункта 4 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 22.09.1994 N 1954 "О федеральном курортном регионе Анапа" району курорта Анапа в границах округа санитарной охраны, определенного Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.01.1985 N 45, предоставлен статус федерального курортного региона.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно которому курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Округа санитарной или горно-санитарной охраны организуются на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения (п.2 ст.32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").
Согласно пункту 11 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 (в ред. от 20.12.2002 N 909, от 19.07.2006 N 449) округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, представляющих собой единый курортный регион (район), может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курортного региона (района).
Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку внешний контур округа санитарной охраны курорта Анапа является границей лечебно-оздоровительной местности курорта, курортного региона (статья 1 Федерального закона N 26-ФЗ от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), спорный земельный участок расположенный в черте города-курорта Анапа входит в состав особо охраняемой природной территории.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте, а в соответствии с частью 2 указанной статьи не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. К числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 96 Кодекса).
В соответствии с п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов. Таким образом, оспариваемый отказ управления не противоречит закону.
Исходя из изложенного, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя в порядке и размерах, установленных ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2011 по делу N А32-8844/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку внешний контур округа санитарной охраны курорта Анапа является границей лечебно-оздоровительной местности курорта, курортного региона (статья 1 Федерального закона N 26-ФЗ от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), спорный земельный участок расположенный в черте города-курорта Анапа входит в состав особо охраняемой природной территории.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте, а в соответствии с частью 2 указанной статьи не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. К числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 96 Кодекса).
В соответствии с п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов. Таким образом, оспариваемый отказ управления не противоречит закону."
Номер дела в первой инстанции: А32-8844/2011
Истец: ОАО "Анапагоргаз"
Ответчик: Управление имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа
Третье лицо: Управление имущественных отношений администрации города-курорта, Анапа