г. Красноярск |
|
07 февраля 2012 г. |
Дело N А74-2464/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 07 ноября 2011 года по делу N А74-2464/2011, принятое судьей Тутарковой И.В.,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуальный предприниматель Ухварин Эдуард Иванович (ОГРН 304191021000047, ИНН 191000000605) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением (уточненным в предварительном судебном заседании) о признании незаконным бездействия Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия (ОГРН 1051901105079, ИНН 1901070090), выразившегося в непринятии решения по оформлению и приглашению на въезд в Российскую Федерацию граждан Китайской Народной Республики в количестве 93 человек и о выдаче указанным гражданам разрешения на работу, обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 07 ноября 2011 года заявление удовлетворено. Бездействие Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия, выразившееся в непринятии решения по оформлению и приглашению на въезд в Российскую Федерацию граждан Китайской Народной Республики в количестве 93 человек и о выдаче указанным гражданам разрешения на работу, на основании ходатайств, поданных заявителем 05.04.2011, признано незаконным как не соответствующее требованиям Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2007 N 655 "Об утверждении Правил оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства", приказа Федеральной миграционной службы от 06.06.2008 N 142 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства", приказов ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства".
Не согласившись с данным решением, Управление Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на следующие доводы:
- у государственного орган отсутствовали основания для рассмотрения заявления предпринимателя и для выдачи разрешения на работу, в связи с представлением документов не в полном объеме и оформленных ненадлежащим образом;
- факт получения заявления и пакета документов не является основанием для их регистрации, рассмотрения и принятия решения;
- заявителем не представлялось ходатайство о выдаче приглашений на въезд иностранных граждан, следовательно, вывод о бездействии Управления по оформлению приглашений является необоснованным;
- судом первой инстанции не учтен факт изъятия документов Управлением Федеральной службы безопасности по Республике Хакасия.
Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 22.12.2011 о принятии апелляционной жалоб, а также путем размещения 26.12.2011 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/), в судебное заседание не явились, своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом экономической деятельности заявителя является растениеводство.
В целях осуществления указанного вида деятельности главой крестьянского (фермерского) хозяйства Ухвариным Э.И. получено разрешение на привлечение и использование иностранных работников от 25.02.2011 N 19001013 1505-19А, выданное Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия. В данном разрешении указана численность привлекаемых специалистов из Китая - 100 человек по рабочей профессии овощевод, а также срок действия разрешения - с 15.03.2011 по 14.03.2012. Платежным поручением от 31.01.2011 N 6 оплачена пошлина в размере 600 000 рублей (из расчета 6000 рублей за каждого работника).
В марте 2011 года Ухварин Э.И. обратился в Управление Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия с ходатайством о предоставлении однократной рабочей визы для работы по найму гражданам Китая. Платежным поручением от 03.03.2011 оплачена пошлина за выдачу разрешения на работу в размере 200 000 рублей (из расчета 2000 рублей за каждого работника). Платежным поручением от 30.03.2011 оплачена пошлина за выдачу приглашения в размере 50 000 рублей (из расчета 500 рублей за каждого работника).
С целью получения приглашения на въезд в Российскую Федерацию указанным иностранным гражданам и выдачи им разрешения на работу 05.04.2011 в Управление Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия представлены комплекты документов на 97 граждан КНР.
В ходе предварительной проверки указанных документов должностным лицом Управления установлено, что документы представлены не в полном объеме, кроме того, выявлены признаки подделки некоторых документов, а именно: свидетельств о проверке на наркоманию и инфекционные заболевания, выданных Управлением карантина и проверки въезда-выезда за границу г. Маньчжурия КНР; свидетельств о проверке на СПИД, выданных Управлением карантина и проверки въезда-выезда за границу г. Маньчжурия КНР. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в Управление Федеральной службы безопасности по Республике Хакасия.
18.04.2011 сотрудниками Управления Федеральной службы безопасности по Республике Хакасия проведено оперативно-розыскное мероприятие - обследование служебного помещения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия, результаты которого отражены в акте обследования помещений от 18.04.2011. В ходе обследования были изъяты: свидетельства о проверке на наркоманию и инфекционные заболевания, выданные Управлением карантина и проверки въезда-выезда за границу г. Маньчжурия КНР, в количестве 95 штук; свидетельства о проверке на СПИД, выданные Управлением карантина и проверки въезда-выезда за границу г. Маньчжурия КНР, в количестве 97 штук, паспорта граждан КНР в количестве 24 штук.
06.05.2011 Управление Федеральной службы безопасности по Республике Хакасия возвратило Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия паспорта, свидетельства о проверке на наркоманию и инфекционные заболевания, свидетельства о проверке на СПИД, оформленные на граждан КНР: Тэн Баоган, Ван Цяоянь, Юй Ляньшэн, Ван Юйлинь, поскольку указанные документы не содержали признаков подделки.
26.05.2011 указанным гражданам были выданы разрешения на оформление приглашения на въезд в Российскую Федерацию, оформленные путем проставления штампа на ходатайстве заявителя от 05.04.2011 о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию.
02.06.2011 следователем Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Хакасия в ходе обыска (выемки), проведенного в Управлении Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия, было изъято 93 комплекта документов граждан КНР, представленных с целью получения разрешения на работу в Российской Федерации. Каждый комплект документов состоял из: заявления о выдаче разрешения на работу и его копии; копии национального паспорта; нотариально заверенного перевода национального паспорта; свидетельства о подготовке и обучении рабочих, выезжающих за границу и нотариально заверенного перевода указанного свидетельства.
Считая бездействие Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия, выразившееся в непринятии решения по оформлению и приглашению на въезд в Российскую Федерацию граждан Китайской Народной Республики в количестве 93 человек и о выдаче указанным гражданам разрешения на работу, незаконным, нарушающим права и законные интересы, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ухварин Э.И. обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о несоответствии оспариваемого бездействия государственного органа действующему законодательству и нарушении прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 928 (далее - Положение), Федеральная миграционная служба России является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, одной из основных задач которой является осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию. Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы (пункт 4 Положения).
Из подпункта 2 пункта 6 Положения следует, что Федеральная миграционная служба осуществляет полномочия, в том числе, выдачу в установленном порядке разрешения на привлечение работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использование их труда, а также разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ) под приглашением на въезд в Российскую Федерацию понимается документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации; разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
В силу статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.
Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
На основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган. Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции либо непосредственно в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.
При рассмотрении ходатайства о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции либо непосредственно федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции проверяет на основании имеющихся в федеральном органе исполнительной власти в сфере миграции сведений о наличии у работодателя или заказчика работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Согласно статьям 24, 25 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ) иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии визы, основаниями для выдачи которой являются: приглашение на въезд в Российскую Федерацию, оформленное в соответствии с федеральным законом в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан, порядок подачи ходатайств о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника и их рассмотрения определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 08.10.2007 N 655 "Об утверждении Правил оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства" (далее - Правила N 655) и разъяснены в Административном регламенте Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденном приказом Федеральной миграционной службы от 06.06.2008 N 142 (далее - Административный регламент по оформлению и выдаче приглашений).
Пунктом 25 Правил N 655 и пунктами 10, 10.1-10.5 Административного регламента по оформлению и выдаче приглашений определен перечень документов, необходимых для оформления приглашения, представляемых приглашающей стороной.
Согласно пунктам 26, 27 Правил N 655 и пункту 12 Административного регламента по оформлению и выдаче приглашений сотрудник, принявший документы, проверяет правильность оформления ходатайства и наличие представляемых документов; факт проверки заверяются подписью сотрудника, принявшего документы; лицу, представившему документы, выдается справка, подтверждающая прием документов; разъясняются установленные законодательством Российской Федерации основания, по которым иностранному гражданину въезд в Российскую Федерацию может быть не разрешен либо не разрешается.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 655 и пунктом 13 Административного регламента по оформлению и выдаче приглашений приглашение оформляется в срок, не превышающий 30 дней со дня обращения и представления всех необходимых документов и надлежащим образом оформленных документов.
Пунктом 28 Правил N 655 и пунктами 37, 39, 40 Административного регламента по оформлению и выдаче приглашений определено, что по результатам рассмотрения ходатайства принимается решение о выдаче или отказе в выдаче приглашения, которое утверждается руководителем территориального отдела ФМС России, которое оформляется проставлением штампа установленного образца на свободной части ходатайства (приложение N 6 к Административному регламенту).
При отказе в выдаче приглашения в течение 10 дней со дня принятия решения приглашающей стороне направляется письменное уведомление с указанием оснований отказа (пункт 30 Правил N 655, пункт 41 Административного регламента по оформлению и выдаче приглашений).
Пунктом 6 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ определено, что порядок выдачи разрешения на работу и Правила получения разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила получения разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности установлены Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008 (далее - Административный регламент по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам).
Согласно пункту 107 данного административного регламента для получения разрешения на работу иностранным гражданам работодатель, заказчик работ (услуг) представляет непосредственно в ФМС России или ее территориальный орган документы, установленные Административным регламентом.
Юридическим основанием для рассмотрения документов, поданных работодателем, заказчиком работ (услуг) или уполномоченным ими лицом, является их регистрация при приеме в ФМС России или ее территориальном органе (пункт 108 Административного регламента по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам).
В соответствии с пунктами 109 Административного регламента по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам сотрудник ФМС России или ее территориального органа, ответственный за прием документов, осуществляет проверку комплектности документов, сверяет заявление на каждого иностранного гражданина с копией документа, удостоверяющего его личность, заносит паспортные данные работодателя или уполномоченного им лица в автоматизированную подсистему "Трудовая миграция" Центрального банка данных по учету иностранных граждан. Принятому пакету документов присваивается регистрационный номер, информация о принятых документах также заносится в журнал учета приема документов и выдачи разрешений на работу иностранным гражданам.
При выявлении в представленных документах признаков подделки (в срок, не превышающий 1 дня с момента выявления) сотрудник ФМС России, ответственный за прием документов, в письменном виде докладывает об этом своему непосредственному руководителю для организации соответствующей проверки работодателя.
Согласно пунктам 110, 111 и 112 Административного регламента по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам, сотрудник ФМС России или ее территориального органа, ответственный за прием документов, в течение суток обязан передать их сотруднику ФМС, ответственному за верификацию документов с персональными данными на иностранных граждан, который, в свою очередь, в течение суток с момента получения направляет в Информационный центр ФМС России для проверки, и если в течение 7 дней со дня направления соответствующего запроса ответ из указанного центра не поступил, это свидетельствует об отсутствии оснований для отказа в выдаче разрешения на работу.
Ответ, поступивший из Информационного центра ФМС России, в течение суток передается руководителю подразделения ФМС России (пункт 113 Административного регламента по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам).
В силу пункта 114 Административного регламента по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам руководитель в срок, не превышающий одних суток со дня получения документов, обязан проверить правильность их оформления и принять решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на работу. В случае принятия руководителем решения о выдаче разрешений он ставит свою подпись на каждом заявлении и передает их работнику ФМС России или ее территориального органа, ответственному за распечатку разрешений на работу.
В случае поступления из Информационного центра ФМС России информации о наличии сведений, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, сотрудником ФМС России, ответственным за проверку, подготавливается проект решения об отказе в выдаче разрешения на работу, который передается на подпись соответствующему руководителю (пункт 115 Административного регламента по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам).
Пунктом 116 Административного регламента по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам предусмотрено, что в течение суток, следующих за подписанием решения об отказе в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, решению присваивается регистрационный номер, и информация о принятии решения фиксируется в автоматизированной подсистеме "Трудовая миграция" Центрального банка данных по учету иностранных граждан. В 3-дневный срок со дня вынесения и регистрации данного решения работодателю, заказчику работ (услуг) направляется письменное уведомление с изложением причины отказа.
Из материалов дела следует, что заявителем получено разрешение от 25.02.2011 N 19001013 1505-19А на привлечение и использование иностранных работников в количестве 100 человек, выданное Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия.
С целью получения приглашения на въезд в Российскую Федерацию указанным иностранным гражданам и выдачи им разрешения на работу заявителем 05.04.2011 в Управление Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия представлены комплекты документов на 97 граждан КНР.
Материалами дела подтверждается (в том числе показаниями Семерюк И.В., Костиной Т.А., допрошенных в качестве свидетелей Арбитражным судом Республики Хакасия) и ответчиком не оспаривается, что пакет документов передан заявителем в Управление Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия 05.04.2011.
Из пояснений заявителя следует, что при приеме документов Управление Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия в нарушение вышеприведенных норм не заверило подписью сотрудника, принявшего документы, факт правильности оформления ходатайства о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию и наличие представляемых документов; не выдало справку, подтверждающую прием документов, не осуществило регистрацию документов, необходимых для выдачи разрешений на работу иностранных работников, не присвоило регистрационный номер принятому по факту пакету документов с последующим занесением в журнал учета приема документов и выдачи разрешений.
Согласно материалам дела, основанием отказа в регистрации представленных заявителем документов послужило представление документов не в полном объеме и наличие признаков подделки в представленных документах.
Доводы ответчика о том, что у государственного орган отсутствовали основания для рассмотрения ходатайства предпринимателя и выдаче приглашения на въезд, а так же разрешения на работу, в связи с представлением документов не в полном объеме и оформленных ненадлежащим образом; факт получения заявления и пакета документов не является основанием для их регистрации, рассмотрения и принятия решения, являются необоснованными и противоречат требованиям указанных выше Административных регламентов.
Довод ответчика о том, что заявителем не представлялось ходатайство о выдаче приглашений на въезд иностранных граждан, не соответствует материалам дела. 26.05.2011 Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия гражданам КНР: Тэн Баоган, Ван Цяоянь, Юй Ляньшэн, Ван Юйлинь (входившим в число 97 граждан, по которым заявитель обратился в миграционную службу) выданы разрешения на оформление приглашения на въезд в Российскую Федерацию, путем проставления штампа на ходатайствах заявителя от 05.04.2011 о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию (л.д. 68, 70, 72, 74).
Государственный орган, фактически осуществив прием от предпринимателя заявления и приложенных к нему документов, обязан принять решение в письменном виде о выдаче или отказе в выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию в течение 30-дневного срока, установленного пунктом 6 Правил N 655, пунктом 13 Административный регламент по оформлению и выдаче приглашений.
Между тем ходатайства главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ухварина Э.И. о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию 93 гражданам КНР не рассматривались, решений об отказе в выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию и разрешений на работу для каждого иностранного работника не принималось.
Следовательно, бездействие Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия, выразившееся в непринятии решения по оформлению и приглашению на въезд в Российскую Федерацию граждан Китайской Народной Республики в количестве 93 человек и о выдаче указанным гражданам разрешения на работу, на основании ходатайств, поданных заявителем 05.04.2011, является незаконным.
Довод ответчика о факте изъятия документов с признаками подделки Управлением Федеральной службы безопасности по Республике Хакасия не имеет правового значения. Кроме того, представление поддельных или подложных документов в силу подпункта 4 пункта 9 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, пункта 7 Правил N 655, статьи 26 Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ является основанием для принятия ФМС России и ее территориальными органами решения об отказе в выдаче приглашения и об отказе в выдаче разрешения на работу.
Оспариваемое бездействие государственного орган нарушило право заявителя на привлечение и использование труда иностранных работников в осуществляемом им виде деятельности - растениеводстве.
Своевременное вынесение решения об отказе в выдаче приглашения на въезд и разрешения на работу иностранных работников позволило бы заявителю переоформить (дооформить) недостающие документы либо собрать пакет документов на иных иностранных граждан КНР в пределах установленной разрешением на привлечение и использование иностранных работников от 25.02.2011 N 19001013 1505-19А численности привлекаемых специалистов из Китая (100 человек).
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции от 07 ноября 2011 года и для удовлетворения апелляционной жалобы. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 07 ноября 2011 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия - без удовлетворения.
Учитывая, что решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Однако, в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия освобождено от уплаты государственной пошлины. Таким образом, расходы по оплате государственной пошлины по настоящему делу не понесены, следовательно, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "07" ноября 2011 года по делу N А74-2464/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан, порядок подачи ходатайств о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника и их рассмотрения определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 08.10.2007 N 655 "Об утверждении Правил оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства" (далее - Правила N 655) и разъяснены в Административном регламенте Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденном приказом Федеральной миграционной службы от 06.06.2008 N 142 (далее - Административный регламент по оформлению и выдаче приглашений).
...
Пунктом 6 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ определено, что порядок выдачи разрешения на работу и Правила получения разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
...
Довод ответчика о факте изъятия документов с признаками подделки Управлением Федеральной службы безопасности по Республике Хакасия не имеет правового значения. Кроме того, представление поддельных или подложных документов в силу подпункта 4 пункта 9 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, пункта 7 Правил N 655, статьи 26 Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ является основанием для принятия ФМС России и ее территориальными органами решения об отказе в выдаче приглашения и об отказе в выдаче разрешения на работу."
Номер дела в первой инстанции: А74-2464/2011
Истец: Глава К(Ф)Х Ухварин Эдуард Иванович, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства - ИП Ухварин Э. И.
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия, УФМС по Республике Хакасия
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6087/11