город Омск |
|
13 февраля 2012 г. |
Дело N А46-11649/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10448/2011) Министерства финансов Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 15.11.2011 по делу N А46-11649/2011 (судья Стрелкова Г.В.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (ОГРН 1025500517866, ИНН 5503060781) к Министерству финансов Омской области (ИНН 5503078620, ОГРН 1045504005414), при участии третьего лица: бюджетного образовательного учреждения Омской области "Специальная (коррекционная) начальная школа - Детский сад N 292 V вида" (ОГРН 1025500516403, ИНН 5502036955) о признании незаконными действий по отказу в принятии и возвращению без исполнения постановления о взыскании недоимки и обязании совершить действие,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства финансов Омской области - Рядовая А.В. по доверенности от 05.04.2011 сроком действия 1 год (удостоверение N 136 выдано 12.04.2011,);
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска - Кочетова Т.В. по доверенности от 30.12.2011 сроком действия до 31.12.2012 (удостоверение N 13 выдано 07.07.2011,);
от бюджетного образовательного учреждения Омской области "Специальная (коррекционная) начальная школа - Детский сад N 292 V вида" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (далее по тексту - ГУ - УПФ РФ в САО г.Омска) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Омской области, в котором просило признать незаконными действия Министерства финансов Омской области, выразившиеся в непринятии и возвращении 08.08.2011 без исполнения постановления от 27.08.2009 N 3048 о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней с бюджетного образовательного учреждения Омской области "Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад N 292 V вида" в сумме 4914,11 руб. (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле по инициативе суда было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, бюджетное образовательное учреждение Омской области "Специальная (коррекционная) начальная школа - Детский сад N 292 V вида".
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.11.2011 по делу N А46-11649/2011 требования заявителя удовлетворены.
Министерство финансов Омской области с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в порядке апелляционного производства в восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ГУ УПФ РФ в САО г. Омска 27.08.2009 в отношении бюджетного образовательного учреждения Омской области "Специальная (коррекционная) начальная школа - Детский сад N 292 V вида" было вынесено постановление N 3048 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней со страхователя-организации.
Данное постановление было направлено для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
Судебным приставом-исполнителем указанное постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней со страхователей-организаций возвращено в связи с отсутствием у должника открытых расчетных счетов в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В связи с тем, что у бюджетного учреждения нет счетов в учреждениях Банка России или в кредитной организации, а также, руководствуясь разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данными в постановлении Пленума от 17.05.2007 N 31, ГУ ФПФ РФ в САО г. Омска 25.07.2011 направило исполнительный документ для исполнения в Министерство финансов Омской области.
08.08.2011 Министерство финансов Омской области возвратило без исполнения постановление в связи с тем, что глава 24 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) предусматривает исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а также пункт статьи 242.1 БК РФ содержит исчерпывающий перечень исполнительных документов, представляемых в орган федерального казначейства.
ГО УПФ РФ в САО г. Омска, считая неправомерным оставление без исполнения постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней со страхователей-организаций N 3048 от 27.08.2009, обратилось в арбитражный суд с выше указанными требованиями.
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска требования в полном объеме. При этом арбитражный суд исходил из содержания пункта 3 статьи 25, статьи 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", относительно внесудебной процедуры взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням, предусмотренной названными нормами.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Омской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование своей позиции податель жалобы отметил, что суд первой инстанции сослался на постановление Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N 31, которое предусматривает исполнение исполнительного документа органом Федерального казначейства. Между тем, Министерство финансов Омской области не является федеральным органом, при этом, территориальным органом Федерального казначейства является Управление федерального казначейства по Омской области. Таким образом, по убеждению подателя жалобы, Министерство финансов Омской области является ненадлежащим заинтересованным лицом.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя Министерства финансов Омской области, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителя ГУ УПФ РФ в САО г. Омска, которым были заявлены возражения относительно отмены обжалованного судебного акта. Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте проведения судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, ходатайства об отложении не заявило, в связи с чем по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство проведено в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
Статья 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусматривает, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате.
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", установленная статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" случае, решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что бюджетное образовательное учреждение Омской области "Специальная (коррекционная) начальная школа - Детский сад N 292 V вида" является бюджетным учреждениям и имеет лицевые счета.
Из материалов дела также усматривается, что в 2009 году, то есть в период действия Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней с указанных страхователей-организаций направлялось ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска в службу судебных приставов-исполнителей, то есть было предъявлено к исполнению, и было возвращено последней по причине отсутствия у должника открытых расчетных счетов в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
При данных обстоятельствах, с учётом содержания процитированных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно признал действия Министерства финансов Омской области по возврату ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска постановления о взыскании пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование от 27.08.2009 N 3048 незаконными, возложив на заинтересованное лицо обязанность принять к исполнению указанный исполнительный документ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод Министерства финансов Омской области о том, что в соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N 31 исполнение исполнительного документа предусмотрено только органом Федерального казначейства, которым оно не является, в связи с чем заявление было предъявлено к ненадлежащему заинтересованному лицу.
Действительно, в пункте 2 названного постановления указано на исполнение исполнительных документов органами Федерального казначейства. Вместе с тем, в этом же пункте пояснено, что "исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, для уяснения сути процитированного разъяснения высшей судебной инстанции необходимо обратиться к перечисленным нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 242.4 БК РФ, которая в том числе была указана ВАС РФ, установлен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта РФ по денежным обязательствам казенных учреждений.
Так, данной статьей определено, что исполнительный документ направляется и исполняется органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта РФ.
В соответствии с подпунктом 12.2 пункта 9 положения о Министерстве финансов Омской области, утвержденное Указом Губернатора Омской области от 24 февраля 2004 года N 36 министерство Финансов Омской области осуществляет открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей, получателей средств областного бюджета, а также государственных учреждений Омской области.
Следовательно, исполнение исполнительных документов в отношении должников - государственных учреждений Омской области производится Министерством финансов Омской области.
Таким образом, систематическое толкование содержания разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ и статьи 242.4 позволяет прийти к выводу о том, что Министерство финансов Омской области является надлежащим заинтересованным лицом, на которое судом первой инстанции правомерно была возложена обязанность по принятию на исполнение постановления ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска о взыскании пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование от 27.08.2009 N 3048.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что удовлетворив заявленные ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска требования в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Министерства финансов Омской области в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Министерством финансов Омской области, но от уплаты которой оно в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, не подлежит распределению.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Министерства финансов Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 15.11.2011 по делу N А46-11649/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела также усматривается, что в 2009 году, то есть в период действия Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней с указанных страхователей-организаций направлялось ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска в службу судебных приставов-исполнителей, то есть было предъявлено к исполнению, и было возвращено последней по причине отсутствия у должника открытых расчетных счетов в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
...
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод Министерства финансов Омской области о том, что в соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N 31 исполнение исполнительного документа предусмотрено только органом Федерального казначейства, которым оно не является, в связи с чем заявление было предъявлено к ненадлежащему заинтересованному лицу.
Действительно, в пункте 2 названного постановления указано на исполнение исполнительных документов органами Федерального казначейства. Вместе с тем, в этом же пункте пояснено, что "исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, для уяснения сути процитированного разъяснения высшей судебной инстанции необходимо обратиться к перечисленным нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 242.4 БК РФ, которая в том числе была указана ВАС РФ, установлен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта РФ по денежным обязательствам казенных учреждений.
...
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Министерства финансов Омской области в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Министерством финансов Омской области, но от уплаты которой оно в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, не подлежит распределению."
Номер дела в первой инстанции: А46-11649/2011
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Россиской Федерации в Советском административном округе г. Омска, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском административном округе г. Омска
Ответчик: Министерство финансов Омской области
Третье лицо: бюджетное образовательное учреждение Омской области "Специальная " (коррекционная) начальная школа - Детский сад N 292 V вида", бюджетное образовательное учреждение Омской области "Специальная "коррекционная) начальная школа - Детский сад N 292 5 вида"
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10917/12
03.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10917/12
10.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10917/12
16.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2125/12
13.02.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10448/11
15.11.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-11649/11