г.Челябинск |
|
13 февраля 2012 г. |
Дело N А07-12461/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Баканова В.В., судей Деевой Г.А. и
Фотиной О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудиной Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25 ноября 2011 г. по делу N А07-12461/2011 (судья Азаматов А.Д.),
в заседании приняли участие представители:
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Береснева А.М. (доверенность N РЧ-51/1615 от 31.01.2012),
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании не соответствующим Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества" бездействия Администрации городского округа город Уфа (далее - Администрация), выразившегося в неосуществлении действий по принятию в собственность г. Уфы общежития, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Проспект Октября, д. 10 (2-5 этажи), а также обязании Администрации принять из государственной собственности Республики Башкортостан в собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан объект государственной собственности Республики Башкортостан - общежития (с инженерными сетями), расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, пр. Октября, д. 10 со второго по пятый этажи за исключением комнат 99, 94, 92, 90, 9, 89, 83а, 82, 81, 77, 75, 73, 71, 65, 52, 51, 50, 45, 43, 36, 33, 24, 158, 58, 157, 154, 153, 152, 151, 150, 149, 148, 146, 144, 143, 140, 139, 135, 130, 128, 125, 122, 108, 107, 106, 104, 103, 102 (с учетом уточнения, принятого судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено открытое акционерное общество "Строительный трест N 3".
Решением суда от 25.11.2011 (резолютивная часть объявлена 23.11.2011) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство (далее также - податель апелляционной жалобы) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель апелляционной жалобы указал на то обстоятельство, что спорный объект в нарушение положений Постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" числится в реестре государственного имущества Республики Башкортостан, в связи с чем, Администрация не может быть освобождена от обязанности его принять. Спорное общежитие, не включенное в состав приватизируемого имущества третьего лица, подлежит передаче в муниципальную собственность и на органы местного самоуправления возлагается обязанность по его принятию.
Отзывов на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступало.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы. Решение суда просит отменить.
Администрация городского округа город Уфа и открытое акционерное общество "Строительный трест N 3" явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
На основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из письменных материалов дела, согласно Распоряжению Кабинета министров Республики Башкортостан N 279р от 21.03.1994 Государственному комитету Республики Башкортостан по управлению собственностью разрешено осуществить приватизацию строительного треста N 3.
Государственное имущество, находящееся на балансе треста N 3 приватизировано в соответствии с Приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью N 52 от 13.07.1994, Распоряжением Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью Л. 586 от 30.12.1994.
В уставный капитал приватизированного ОАО "Строительный трест N 3" не вошло общежитие, расположенное по адресу: г. Уфа, пр. Октября, 10, 2-5 этажи).
В соответствии с договором N 245/79 ДУ "О передаче государственного имущества в доверительное управление" от 11.05.2007 ОАО "Строительный трест" приняло в доверительное управление государственное имущество, а именно общежитие, расположенное по адресу: г.Уфа, ул.Проспект Октября,10 по 10.05.2008.
Правительством Республики Башкортостан принято распоряжение N 843- р от 10.08.2009 о безвозмездной передаче данного общежития (с инженерными сетями) в собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан поручено в установленном порядке заключить с Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан договор о передаче указанного объекта в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Указанным распоряжением устанавливается, что право муниципальной собственности на объект, передаваемый в соответствии с настоящим распоряжением возникает с момента подписания договора и акта приема-сдачи.
Минземимущество РБ обратилось к Администрации городского округа г. Уфа (письма исх.N ИЗ-36/15432 от 04.12.2009) с предложением заключить договор и подписать акт приема-передачи.
Указанное предложение было отклонено (письмо исх.N 1/2861-9 от 06.10.2010) в связи с неудовлетворительным состоянием здания до разрешения вопроса о приведении передаваемого государственного имущества в технически исправное состояние.
Ссылаясь на то, что у Администрации возникла обязанность принять спорный объект в муниципальную собственность, Министерство обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что в материалы дела не представлены доказательства подписания договора передачи государственного имущества Республики Башкортостан в собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан и акта приема-передачи государственного имущества Республики Башкортостан в собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Таким образом, заявителем не представлено доказательств выполнения им требований ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ. В соответствии с проектом договора передачи государственного имущества и акта приема передачи к договору Администрации передается общежитие 2-5 этажи, расположенное по адресу: г. Уфа, пр. Октября, 10, 2-5 этажи, общая площадь жилых помещений 4096,5 кв.м. Между тем, исходя из истребованных судом и представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним часть жилых помещений зарегистрирована на праве собственности за физическим лицами (комнаты 99, 94, 92, 90, 9, 89, 83а, 82, 81, 77, 75, 73, 71, 65, 52, 51, 50, 45, 43, 36, 33, 24, 158, 58, 157, 154, 153, 152, 151, 150, 149, 148, 146, 144, 143, 140, 139, 135, 130, 128, 125, 122, 108, 107, 106, 104, 103, 102). Таким образом, заявитель не мог передать ответчику общежитие 2-5 этажи, расположенное по адресу: г. Уфа, пр. Октября, 10, 2-5 этажи, общей площадью жилых помещений 4096,5 кв.м. включающее в себя площади, зарегистрированные на праве собственности за физическими лицами. Учитывая вышеизложенное, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен, в том числе, порядок безвозмездной передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Данный порядок включает в себя следующие элементы: наличие предложения о передаче имущества, решения соответствующего органа о передаче имущества, включенного в эти предложения, составление передаточного акта.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В материалы дела не представлены доказательства подписания договора передачи государственного имущества Республики Башкортостан в собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан и акта приема-передачи государственного имущества Республики Башкортостан в собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Таким образом, заявителем не представлено доказательств выполнения им требований ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции также отмечает следующее.
В силу ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно выписок Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, часть жилых помещений общежития, расположенного по адресу: г. Уфа, пр. Октября, 10, 2-5 этажи зарегистрирована на праве собственности за физическим лицами (комнаты 99, 94, 92, 90, 9, 89, 83а, 82, 81, 77, 75, 73, 71, 65, 52, 51, 50, 45, 43, 36, 33, 24, 158, 58, 157, 154, 153, 152, 151, 150, 149, 148, 146, 144, 143, 140, 139, 135, 130, 128, 125, 122, 108, 107, 106, 104, 103, 102).
Как следует из материалов дела, в соответствии с актом приема-передачи площадь общежития, расположенного по адресу: г.Уфа, пр. Октября, 10 со 2 по 5 этажи, составляет 4096,5 кв.м., т.е. включает в себя площади комнат, зарегистрированные на праве собственности за физическими лицами.
Выделение из указанной площади помещений, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, не проводилось.
Таким образом, поскольку общежитие, расположенное по адресу: г. Уфа, пр. Октября, 10, 2-5 этажи, общей площадью жилых помещений 4096,5 кв.м. включает в себя площади комнат, зарегистрированные на праве собственности за физическими лицами, что не нашло отражение в акте приема-передачи, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
При указанных обстоятельствах, ссылка подателя апелляционной жалобы на положения Постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" несостоятельна.
При таких обстоятельствах, решение судом принято в соответствии с нормами материального права, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25 ноября 2011 г. по делу N А07-12461/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
Г.А.Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что в материалы дела не представлены доказательства подписания договора передачи государственного имущества Республики Башкортостан в собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан и акта приема-передачи государственного имущества Республики Башкортостан в собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Таким образом, заявителем не представлено доказательств выполнения им требований ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ. В соответствии с проектом договора передачи государственного имущества и акта приема передачи к договору Администрации передается общежитие 2-5 этажи, расположенное по адресу: г. Уфа, пр. Октября, 10, 2-5 этажи, общая площадь жилых помещений 4096,5 кв.м. Между тем, исходя из истребованных судом и представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним часть жилых помещений зарегистрирована на праве собственности за физическим лицами (комнаты 99, 94, 92, 90, 9, 89, 83а, 82, 81, 77, 75, 73, 71, 65, 52, 51, 50, 45, 43, 36, 33, 24, 158, 58, 157, 154, 153, 152, 151, 150, 149, 148, 146, 144, 143, 140, 139, 135, 130, 128, 125, 122, 108, 107, 106, 104, 103, 102). Таким образом, заявитель не мог передать ответчику общежитие 2-5 этажи, расположенное по адресу: г. Уфа, пр. Октября, 10, 2-5 этажи, общей площадью жилых помещений 4096,5 кв.м. включающее в себя площади, зарегистрированные на праве собственности за физическими лицами. Учитывая вышеизложенное, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
...
Пунктом 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен, в том числе, порядок безвозмездной передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
...
В материалы дела не представлены доказательства подписания договора передачи государственного имущества Республики Башкортостан в собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан и акта приема-передачи государственного имущества Республики Башкортостан в собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Таким образом, заявителем не представлено доказательств выполнения им требований ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
...
В силу ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А07-12461/2011
Истец: Министерство земельных и имущественных отношений РБ
Ответчик: Администрация городского округа г. Уфы
Третье лицо: ОАО "Строительный трест N3", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ