г. Самара |
|
14 февраля 2012 г. |
Дело N А55-19887/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Захаровой Е.И., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании:
представителя муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада N 165 городского округа Самара Моргачевой Н.А. (руководитель; трудовой договор от 12.09.2008 N 0072 ДОМ),
представителя Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области Петрова Н.С. (доверенность от 16.01.2012 N 176-2-1),
представителя Департамента образования администрации городского округа Самара Мироненковой Л.В. (доверенность от 11.01.2012 N 12-01/39),
рассмотрев в открытом судебном заседании 13.02.2012 в помещении суда апелляционную жалобу муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада N 165 городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2011 по делу N А55-19887/2011 (судья Бойко С.А.), принятое по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада N 165 городского округа Самара (ИНН 6315702325, ОГРН 1026300965635), г.Самара, к Главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области, г.Самара, Департаменту образования администрации городского округа Самара, г.Самара, об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 165 городского округа Самара (далее - детский сад) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника отдела надзорной деятельности городского округа Самара Главного управления МЧС по Самарской области (далее - административный орган) от 22.09.2011 N 465 о назначении административного наказания.
Решением от 05.12.2011 по делу N А55-19887/2011 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявленных требований детского сада отказал.
Детский сад в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции.
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Департамент образования администрации городского округа Самара отзыв на апелляционную жалобу не представил, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании представитель детского сада апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель Департамента апелляционную жалобу поддержал.
Представитель административного органа апелляционную жалобу отклонил.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, в выступлении представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, административный орган в ходе проверки детского сада выявил нарушения правил пожарной безопасности и норм пожарной безопасности в Российской Федерации, СНиП: из помещений группы N 1 отсутствует второй эвакуационный выход (п.3 ППБ 01-03, п.6.12* СНиП 21-01-97*); для складских помещений не определены категории по взрывопожарной и пожарной опасности и класс зоны по ПУЭ, информация не указана на дверях помещений (п.3 ППБ 01-03, п.33 НПБ 105-03); транзитные воздуховоды систем вентиляции выполнены не с нормируемым пределом огнестойкости (п.3 ППБ 01-03, п.7.11.8 таб.N 2 СНиП 41-01-2003); в местах пересечения транзитными воздуховодами противопожарных преград отсутствуют противопожарные клапана (п.3 ППБ 01-03, п.7.11.1 СНиП 41-01-2003, п.2.2.5 ППБ 101-89*); кладовое помещение, размещенное в коридоре выхода из кабинета заведующей, не выгорожено противопожарными перегородками с нормируемым пределом огнестойкости (п.3 и 40 ППБ 01-03, п.5.14 таб.N 2 СНиП 21-01-97*); противопожарная преграда (дверной блок складского помещения размещенное в коридоре выхода из кабинета заведующей) выполнена не противопожарной, с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (п.3 ППБ 01-03, п.5.14 и 8.4* таб.N 2 СНиП 21-01-97*, п.1.82 СНиП 2.08.02-89*); планы (схемы) эвакуации людей при пожаре выполнены не в соответствии с требованиями ГОСТ (без применения фотолюминесцентных материалов) (п.3 и 16 ППБ 01-03, п. 6.2.7 ГОСТ Р 12.2.143-2009); в коридоре эвакуационного выхода через помещения кухни размещены встроенные шкафы (п.40 ППБ 01-03).
По данному факту административный орган составил протоколы от 06.09.2011 N 465 и N 466 об административном правонарушении и вынес постановление от 22.09.2011 N 465, которым привлек детский сад к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 400 000 руб.
Согласно ч.2 ст.20.4 КоАП РФ нарушения правил пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как установлено правилами пожарной безопасности, требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.30 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативно правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе, предусматривающие привлечение населения к локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров, вне границ населенных пунктов, на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
П.1 постановления правительства Самарской области от 27.05.2011 N 258 на территории Самарской области установлен особый противопожарный режим с 31.05.2011 по 30.09.2011.
Правонарушение выявлено 31.08.2011, то есть в период действия указанного постановления. Таким образом, детский сад нарушил требования пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
В силу ст.37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законы; требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров не допускать их использования не по назначению.
Согласно ч.1 ст.38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
П.3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с этими правилами, следует руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасно утвержденными в установленном порядке.
В соответствии со ст.1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч.1 ст.1.5 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Материалами дела подтверждается и детским садом по существу не оспаривается нарушение правил и норм пожарной безопасности.
Поскольку детский сад является юридическим лицом, которое может иметь самостоятельный баланс, лицевые счета, имущество на праве оперативного управления, обязанность по выполнению требований пожарной безопасности и ответственность за их нарушение или несоблюдение возложена на него.
На основании изложенного, оценив и исследовав в совокупности и взаимосвязи имеющиеся доказательства с учетом положений ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях детского сада состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.
Ссылку детского сада на отсутствие необходимого финансирования суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку ряд выявленных нарушений (несоответствие планов эвакуации людей при пожаре требованиям ГОСТа, размещение шкафов в коридоре эвакуационного выхода, неуказание информации на дверях) не требует значительных финансовых затрат.
Кроме того отсутствие необходимого финансирования не влияет на квалификацию вменяемого административного правонарушения.
Частичное устранение нарушений после проведения проверки не является обстоятельством, освобождающим от административной ответственности, а может свидетельствовать лишь о том, что у привлекаемого к ответственности лица имелась реальная возможность для соблюдения требований правил.
В соответствии с ч.4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения данного Закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями данного Закона.
Поскольку в помещениях детского сада находятся люди, и несоблюдение вышеприведенных требований в случае возможного возникновения пожара может повлечь угрозу их жизни и здоровью, в данном случае правила пожарной безопасности, предусмотренные перечисленными нормативными актами, обязательны для соблюдения детским садом.
Оспариваемым постановлением детскому саду назначен штраф в минимальном размере санкции ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного штрафа несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
Ссылка детского сада на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.05.2011 по делу N А55-3595/2011 не может быть принята во внимание, поскольку этот акт был принят в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, установленных по спору с участием других лиц.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 декабря 2011 года по делу N А55-19887/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
...
Поскольку детский сад является юридическим лицом, которое может иметь самостоятельный баланс, лицевые счета, имущество на праве оперативного управления, обязанность по выполнению требований пожарной безопасности и ответственность за их нарушение или несоблюдение возложена на него.
На основании изложенного, оценив и исследовав в совокупности и взаимосвязи имеющиеся доказательства с учетом положений ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях детского сада состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.
...
В соответствии с ч.4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения данного Закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями данного Закона.
...
Оспариваемым постановлением детскому саду назначен штраф в минимальном размере санкции ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного штрафа несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения."
Номер дела в первой инстанции: А55-19887/2011
Истец: Муниципальное лошкольное образовательное учреждение детский сад N165 г. о. Самара
Ответчик: ГУ МЧС России по Самарской области, Департамент образования Администрации г. о. Самара, Отдел надзорной деятельности г. о. Самара ГУ МЧС России по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-19887/11
14.02.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-259/12
22.12.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15408/11
05.12.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19887/11