г. Киров |
|
08 февраля 2012 г. |
Дело N А31-1721/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области в лице администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области
на определение Арбитражного суда Костромской области от 14.11.2011 по делу N А31-1721/2011, принятое судом в составе судьи Мофа В.Д.
по иску открытого акционерного общества "Костромская сбытовая компания" (ИНН: 4401050567, ОГРН: 1044408642629)
к муниципальному образованию Кривячского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области в лице администрации Кривячского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области
(ИНН: 4430002938, ОГРН: 1054460387520)
о взыскании задолженности по договору,
установил:
открытое акционерное общество "Костромская сбытовая компания" (далее - истец, ОАО "КСК") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с муниципального образования Кривячского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области в лице администрации Кривячского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области (далее - ответчик, муниципальное образование Кривячского сельского поселения) 117 586 рублей 57 копеек задолженности по договору от 22.12.2006 N 237.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 06.05.2011 исковые требования удовлетворены: с ответчика за счет казны в пользу истца взыскана указанная задолженность, а также судебные расходы.
Решение суда вступило в законную силу.
ОАО "КСК" обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о замене в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должника с муниципального образования Кривячское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области в лице администрации Кривячского сельского поселения на муниципальное образование Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 14.11.2011 произведена замена должника - муниципального образования Кривячского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области его правопреемником - муниципальным образованием Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области (ИНН: 4430002832, ОГРН: 1054460386397). При принятии судебного акта Арбитражный суд Костромской области руководствовался частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Муниципальное образование Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области в лице администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области (далее - заявитель) с принятым определением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель апелляционной жалобы обращает внимание на то, что стороной договора энергоснабжения от 22.12.2006 N 237 являлось не муниципальное образование Кривячское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области, а юридическое лицо - администрация Кривячского сельского поселения. Данный орган местного самоуправления зарегистрирован в качестве юридического лица и в настоящее время не ликвидирован. Надлежащим ответчиком по иску является именно администрация Кривячского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области. В настоящее время идет процесс реорганизации администрации Кривячского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области в форме присоединения к администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области. Процесс реорганизации не завершен. Администрация считает, что поскольку основанием иска являлся договор, который заключался не в интересах муниципального образования, а в интересах конкретного юридического лица - администрации Кривячского сельского поселения и был направлен на удовлетворение его нужд в электроэнергии, признание надлежащим ответчиком муниципальное образование Кривячского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области является неправомерным. Администрация Шангского сельского поселения была лишена возможности заявить эти доводы при рассмотрении дела в суде первой инстанции, поскольку не являлась стороной по делу. Ввиду того, что задолженность администрации Кривячского сельского поселения не была еще передана администрации Шангского сельского поселения по передаточному акту, администрация лишена возможности проверить в настоящее время состояние расчетов первоначального ответчика с истцом.
ОАО "КСК" в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с доводами заявителя, просит оставить определение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность определения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Законом Костромской области от 22.06.2010 N 626-4-ЗКО "О преобразовании некоторых муниципальных образований в Антроповском, Вохомском, Галичском, Кологривском, Межевском, Поназыревском, Пыщугском, Судиславском, Сусанинском, Чухломском, Шарьинском муниципальных районах Костромской области и внесении изменений в Закон Костромской области "Об установлении границ муниципальных образований в Костромской области и наделении их статусом" муниципальные образования Костромской области, в частности, Кривячское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области, Пищёвское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области и Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области преобразованы путем объединения в муниципальное образование Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области в границах преобразованных муниципальных образований, указанных в настоящем пункте, с административным центром село Николо-Шанга (пункт 29 статьи 1 настоящего Закона).
Согласно статье 2 названного Закона Костромской области вновь образованные муниципальные образования считаются образованными со дня вступления в силу настоящего Закона.
В соответствии со статьей 5 названного Закона Костромской области он вступил в силу через 10 дней после дня его официального опубликования (Закон опубликован 25.06.2010).
Также согласно статье 2 названного Закона Костромской области органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципальных образований, преобразованных в соответствии со статьей 1 настоящего Закона, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы, связанные с правопреемством, решаются в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В Закон Костромской области от 30.12.2004 N 237-ЗКО "Об установлении границ муниципальных образований в Костромской области и наделении их статусом" и в картографическое описание границ муниципальных образований были внесены изменения, в соответствии с которыми муниципальное образование Кривячское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области было исключено (статья 3 Закона Костромской области от 22.06.2010 N 626-4-ЗКО).
Таким образом, правопреемником муниципального образования Кривячское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области является муниципальное образование Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области.
В связи с этим Арбитражный суд Костромской области правомерно на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел процессуальное правопреемство, заменив должника по настоящему делу на муниципальное образование Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что стороной договора энергоснабжения от 22.12.2006 N 237 являлось не муниципальное образование Кривячское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области, а администрация Кривячского сельского поселения, являющаяся надлежащим ответчиком, не принимаются, поскольку противоречат представленным в дело доказательствам, нормам Гражданского кодекса Российской Федерации. Решением Арбитражного суда Костромской области от 06.05.2011 по настоящему делу именно с муниципального образования Кривячское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области в лице администрации Кривячского сельского поселения за счет казны взыскана задолженность по договору энергоснабжения от 22.12.2006 N 237.
В силу части 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации. Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 903 утверждены Правила составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления (далее - Правила).
В пункте 1 названных Правил указано, что под имущественными обязательствами органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающими в силу правопреемства, понимается совокупность долговых обязательств муниципальных образований, включенных в объем муниципального долга в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и кредиторская задолженность муниципальных бюджетных учреждений (далее - обязательства).
Согласно пункту 1, подпункту 5 пункта 3 статьи 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств. В объем муниципального долга включается объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования.
В соответствии с пунктами 3, 4 Правил разграничение обязательств оформляется органами местного самоуправления, выступающими от имени муниципальных образований, путем составления передаточного (разделительного) акта по разделяемым (передаваемым, принимаемым) обязательствам, определяющего имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства (далее - передаточный (разделительный) акт).
Основаниями для разграничения обязательств являются вступление в силу закона субъекта Российской Федерации об определении границы вновь образуемого муниципального образования в связи с изменением границы, преобразованием ранее образованного на этой территории муниципального образования в соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также наличие муниципального долга и (или) кредиторской задолженности муниципальных бюджетных учреждений.
Довод заявителя об отсутствии передаточного акта между администрацией Кривячского сельского поселения и администрацией Шангского сельского поселения подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство при наличии доказательств, подтверждающих правопреемство должника, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое определение Арбитражного суда Костромской области соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об уплате государственной пошлины в суде апелляционной инстанции не рассматривался, поскольку ее уплата при обращении с жалобой на определение о процессуальном правопреемстве подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
определение Арбитражного суда Костромской области от 14.11.2011 по делу N А31-1721/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области в лице администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации. Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 903 утверждены Правила составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления (далее - Правила).
...
Согласно пункту 1, подпункту 5 пункта 3 статьи 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств. В объем муниципального долга включается объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования.
...
Основаниями для разграничения обязательств являются вступление в силу закона субъекта Российской Федерации об определении границы вновь образуемого муниципального образования в связи с изменением границы, преобразованием ранее образованного на этой территории муниципального образования в соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также наличие муниципального долга и (или) кредиторской задолженности муниципальных бюджетных учреждений."
Номер дела в первой инстанции: А31-1721/2011
Истец: ОАО "Костромская сбытовая компания"
Ответчик: Муниципальное образование Кривячское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области в лице администрации Кривячского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области, Муниципальное образование Шангское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области в лице администрации Шанского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8361/11