г. Красноярск |
|
08 февраля 2012 г. |
Дело N А74-2939/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белан Н.Н.,
судей: Гуровой Т.С., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
при участии представителя:
муниципального бюджетного учреждения города Абакана "Ритуальные услуги" (истца) - Ждановой С.А. по доверенности от 27.01.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства труда и социальной политики Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 17 ноября 2011 года по делу N А74-2939/2011, принятое судьей Бова Л.В.,
установил:
муниципальное бюджетное учреждение города Абакана "Ритуальные услуги" (ИНН 1901092922, ОГРН 1091901004634) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству экономики Республики Хакасия (ИНН1901090185 ОГРН), Министерству труда и социального развития Республики Хакасия (ИНН 1901022636, ОГРН 1021900518166), Управлению социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан (ИНН 1901065870, ОГРН 1051901003340) о взыскании 119 022 рублей убытков.
Определением суда от 14.11.2011 принят отказ истца от иска к Министерству экономики Республики Хакасия, производство по делу в этой части прекращено.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных требований к Управлению социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан отказано. Исковое заявление муниципального бюджетного учреждения город Абакан "Ритуальные услуги" удовлетворено частично. С Республики Хакасия в лице Министерства труда и социального развития Республики Хакасия за счет средств казны Республики Хакасия в пользу истца взыскано 111 222 рубля убытков, образовавшихся в связи с предоставлением услуг по погребению за полугодие 2011 года, 4 271 рубль 13 копеек судебных расходов. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство труда и социального развития Республики Хакасия обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что обязанности по возмещению расходов, связанных с погребением умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, а также умерших, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являющихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, несет Управление социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан на основании договора от 24.05.2011 N 52. Министерство труда и социального развития Республики Хакасия стороной указанного договора не является.
При этом, как указывает заявитель, средства на возмещение указанных расходов предусмотрены республиканским бюджетом Республики Хакасия в отношении получателя бюджетных средств - Управления социальной поддержки населения муниципального образования города Абакана в необходимом объеме.
Заявитель в апелляционной жалобе также ссылается на то, что при отнесении суммы судебных расходов на ответчика судом нарушен подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 31.01.2012.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (распечатка интернет страницы с официального сайта суда о публикации судебного акта) в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело в отсутствие ответчиков.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Постановлением главы администрации города Абакана от 28.02.2011 (т.1 л.д.16) создано муниципальное бюджетное учреждение города Абакана "Ритуальные услуги" путем изменения типа муниципального автономного учреждения города Абакана "Ритуальные услуги".
В соответствии с пунктом 2.2 устава учреждения (т.1 л.д.18-25) предметом его деятельности является организация в городе Абакане похоронного дела, выполнение функций специализированной службы по вопросам похоронного дела, оказание услуг по погребению, содержанию мест захоронения.
В постановлении от 24.12.2010 N 2469 (т.2 л.д.27) главой города Абакана с 01.01.2011 установлены цены на услуги, оказываемые муниципальным бюджетным учреждением города Абакана "Ритуальные услуги" в соответствии с приложением.
В письме от 12.01.2011 N 05 (т.1 л.д.45) учреждение обратилось к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия с просьбой согласовать новые расценки услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, по погребению умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего.
Письмами от 25.01.2011 N 140-165/05, 02.02.2011 N 140-284/05 (т.1 л.д.46, 49) Министерство труда и социального развития Республики Хакасия предложило проиндексировать размер стоимости услуг, оказываемых учреждением в 2010 году, исходя из прогнозируемого уровня инфляции в 2011 году на 6,5 %.
Согласно счету от 11.04.2011 N 46 (т.1 л.д.57), предъявленному Управлению социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан, услуги учреждения по захоронению в период с 21.03.2011 по 22.03.2011 шести умерших граждан составили 48 924 рубля.
03.05.2011 Министерством труда и социального развития Республики Хакасия согласован и администрацией города Абакана утвержден расчет стоимости услуг, оказываемых муниципальным бюджетным учреждением города Абакана "Ритуальные услуги" по статьям 9, 10, 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", на 2011 год (т.1 л.д.148).
Между муниципальным бюджетным учреждением города Абакана "Ритуальные услуги" и Управлением социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан 24.05.2011 подписан договор N 52 (т.1 л.д.145), согласно которому учреждение оказывает услуги по захоронению умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, умерших, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являющихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, а управление обязуется оплатить оказанные учреждением услуги в течение 5 дней с момента поступления целевых средств на счет управления.
В соответствии с пунктом 1.3. указанного договора предельная стоимость услуг по одному погребению составляет в летний период 5007 рублей, в зимний период - в зависимости от промерзания грунта: до 0,5 м. - 5765 рублей, до 1 м. - 6623 рубля, до 1,5 м. - 6854 рубля.
Оплата производится по факту выполнения услуг за счет средств республиканского бюджета (пункт 3.1. договора).
Расчеты за оказанные услуги производятся по мере финансирования Министерством труда и социального развития Республики Хакасия на основании представленных учреждением счетов-фактур, реестров, актов выполненных работ, справок о смерти, отношений судебно-медицинской экспертизы или лечебно-профилактических учреждений города Абакана (пункт 3.2. договора).
Пунктом 5.1 договора установлен срок его действия - с 1 апреля по 30 июня 2011 года.
Согласно счету от 30.06.2011 N 42 (т.1 л.д.74), предъявленного Управлению социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан, услуги учреждения по захоронению в период с 30.05.2011 по 29.06.2011 четырнадцати умерших граждан составили 70 098 рублей.
В соответствии с письмом Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия, поступившим в адрес истца 28.08.2011 на запрос от 10.08.2011 N 133, перечисленные выше граждане получателями пенсий на территории Республики Хакасия не являлись (т.1 л.д.121).
В материалы дела также представлены реестры погибших, счета-фактуры от 11.04.2011 N 46, от 30.06.2011 N 42, справки о смерти, медицинские свидетельства о смерти, отношения, выданные государственным казенным учреждением здравоохранения Республики Хакасия "Бюро судебно-медицинской экспертизы" и государственным учреждением здравоохранения Республики Хакасия "Противотуберкулезный диспансер" (т.1 л.д.56-71, 73-120), справки государственного учреждения "Хакасский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 31.10.2011 N 418 о глубине промерзания грунта по состоянию на 21 марта 2011 года (т.2 л.д.59).
Поскольку расходы учреждения по погребению умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, и умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, до настоящего времени не возмещены, истец обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Лицо, требующее возмещения убытков, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать наступление вреда, наличие и размер убытков, противоправность действий причинителя вреда и причинную связь между этими элементами, а также вину причинителя вреда.
Отсутствие совокупности таких доказательств в деле является основанием для отказа в иске.
Арбитражный суд Республики Хакасия, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что ответчиками не приняты должные меры, направленные на исполнение бюджетных обязательств по возмещению истцу понесенных расходов, связанных с погребением умерших.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт суда первой инстанции правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон о погребении и похоронном деле) погребение умерших при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, а также умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с оказанием гарантированных услуг, включающих: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 9 Федерального закона о погребении и похоронном деле предусмотрено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Представленными в материалы дела документами подтверждается, что умершие граждане, в отношении которых истцом оказаны услуги по погребению, не являлись работающими и пенсионерами, следовательно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что невозмещенные расходы специализированной организации, связанные с оказанием гарантированных услуг по погребению указанных лиц являются убытками истца и подлежат возмещению по расценкам, согласованным Министерством труда и социального развития Республики Хакасия и утвержденным администрацией города Абакана на 2011 год в размере 5007 рублей за одно погребение в период с 30.05.2011 по 29.06.2011 и 6854 рубля за одно погребение в период с 21.03.2011 по 22.03.2011.
В апелляционной жалобе Министерство труда и социального развития Республики Хакасия ссылается на то, что обязанности по возмещению затрат специализированной организации по захоронению умерших, личность которых не установлена или не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являющихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, в силу договора от 24.05.2011 N 52 возложены на Управление социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан, в отношении которого в республиканском бюджете Республики Хакасия предусмотрены денежные средства в необходимом объеме.
Вместе с тем, данный довод нельзя признать обоснованным в силу следующих обстоятельств.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пунктах 17 и 19 постановления от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делу о взыскании убытков в связи с предоставлением бесплатно или по льготным ценам услуг (работ), выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В соответствии с подпунктом 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предоставление материальной и иной помощи для погребения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно приложению N 6 к Закону Республики Хакасия от 23.12.2010 N 132-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2011 год" Министерство труда и социального развития Республики Хакасия указано в ведомственной структуре расходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2011 год в качестве главного распорядителя бюджетных средств по виду расходов 912 "Выплата социального пособия на погребение и возмещение расходов по гарантированному перечню услуг по погребению за счет бюджетов субъектов Российской Федерации". Указанному органу государственной власти Республики Хакасия на реализацию Федерального закона о погребении и похоронном деле были предусмотрены средства в сумме 1 600 000 рублей.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что убытки истца, связанные с предоставлением услуг по погребению умерших, подлежат взысканию с Республики Хакасия в лице Министерства труда и социального развития Республики Хакасия за счет средств казны Республики Хакасия.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на нарушение судом подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации при отнесении суммы судебных расходов на ответчика является несостоятельной.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами судебного спора.
Суд первой инстанции, взыскивая с Министерства труда и социального развития Республики Хакасия в пользу истца судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4271 рубль 13 копеек, распределил между участниками спора расходы по государственной пошлине, уплаченной истцом в бюджет при обращении с исковым заявлением.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае стороной по делу является государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины в бюджет на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", не является основанием к освобождению стороны спора от возмещения судебных расходов.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 ноября 2011 года на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов не требует разрешения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "17" ноября 2011 года по делу N А74-2939/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
Т.С. Гурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пунктах 17 и 19 постановления от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делу о взыскании убытков в связи с предоставлением бесплатно или по льготным ценам услуг (работ), выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В соответствии с подпунктом 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предоставление материальной и иной помощи для погребения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета)."
Номер дела в первой инстанции: А74-2939/2011
Истец: МБУ г. Абакана "Ритуальные услуги"
Ответчик: Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, Министерство финансов Республики Хакасия, Министерство экономики РХ, Управление социальной поддержки населения МО г. Абакан
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6137/11