г. Вологда |
|
08 февраля 2012 г. |
Дело N А44-4275/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 февраля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Балтийский магистральный нефтепровод" Егорова С.В. по доверенности от 21.02.2011 N 20-27/71-11,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 24 ноября 2011 года по делу N А44-4275/2011 (судья Киселева М.С.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Балтийский магистральный нефтепровод" (далее - общество, ООО "Балтнефтепровод") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным отказа в предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 53:14:0604303:68, площадью 40 352 кв. м, расположенного по адресу: Новгородская область, Пестовский район, Быковское сельское поселение, выраженного в письме от 13.05.2011 N 1855, и о возложении на ответчика обязанности вынести решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность и подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Решением арбитражного суда от 24 ноября 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Административный орган с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Мотивируя жалобу, управление указывает на то, что у него отсутствуют полномочия по продаже федеральных земельных участков без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество). Кроме того, указывает на то, что оспариваемое письмо управления от 13.05.2011 N 1855 не может быть обжаловано в судебном порядке, поскольку оно на основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является решением или порождающим правовые последствия действием, не обладает признаками ненормативного правового акта, не содержит властно-распорядительных предписаний, а носит информационный характер.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы, изложенные в ней, отклонили, считают решение суда законным и обоснованным.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено без его участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 210, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция считает, что оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции в рассматриваемом случае не имеется.
Как видно из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "Балтнефтепровод" является транспортирование по трубопроводам нефти.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежат на праве собственности мачты осветительные, здание арочное площадью 271,9 кв. м, здание промблока площадью 629,2 кв. м, здание подстанции площадью 231,8 кв. м, здание дизельной электростанции с блоком хранения дизтоплива площадью 23,40 кв. м, здание нефтенасосной площадью 660,5 кв. м, склад горюче-смазочных материалов площадью 16,7 кв. м, расположенные по адресу: Новгородская область, Пестовский район, Быковский сельсовет, деревня Быково, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.10.2010 N 07/046/2010-129, 07/046/2010-132, 07/046/2010-133, 07/046/2010-134, 07/046/2010-135, 07/046/2010-136, 07/046/2010-130, 07/046/2010-137, 07/046/2010-127, свидетельствами о государственной регистрации права от 28.09.2006 серии 53-АА N 091741, от 27.11.2009 серии 53-АА N 419651, от 27.11.2009 серии 53-АА N 419647, от 27.11.2009 серии 53-АА N 419648, от 29.09.2006 серии 53-АА N 091748, от 27.11.2009 серии 53-АА N 419649, от 28.09.2006 серии 53-АА N 091740, от 12.05.2005 серии 53-АА N 006483, от 28.09.2006 серии 53-АА N 091739 (том 1, листы 19-36).
Указанные объекты недвижимости расположены на находящемся в федеральной собственности земельном участке с кадастровым номером 53:14:0604303:68, общей площадью 4,0352 кв. м, расположенном по адресу: Новгородская область, Пестовский район, Быковское сельское поселение, отнесенном к землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, энергетики, землям обороны и землям иного назначения. Разрешенное использование данного участка - для обслуживания нефтепровода.
Спорный земельный участок предоставлен обществу управлением в аренду на основании договора от 13.03.2002 и соглашения от 25.12.2008 о переводе на управление прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 13.03.2002 (том 1, листы 38-42).
Общество обратилось в управление с заявлением от 28.12.2010 N 12-17/18335 о предоставлении в собственность указанного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), с приложением необходимого пакета документов (том 1, листы 8-12).
Административный орган направил данные документы в Росимущество.
Росимущество письмом от 04.05.2011 N ПП-10/12459 вернуло указанные документы в управление, сославшись на то, что приватизация испрашиваемого земельного участка невозможна ввиду того, что данный земельный участок предоставлен для нужд организаций транспорта и, следовательно, ограничен в обороте (том 1, листы 135-137).
Управление в письме от 13.05.2011 N 1855 сообщило обществу об этом решении Росимущества.
ООО "Балтнефтепровод" обжаловало указанный отказ в арбитражный суд.
Апелляционная инстанция считает, что в рассматриваемом случае оспариваемый отказ ответчика не может считаться законным.
Из пункта 1 статьи 36 ЗК РФ следует, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд; не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Пунктами 2 и 3 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом; содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 6 этой же статьи в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Названной нормой не установлен запрет на оборот земельных участков, предоставленных для размещения указанных объектов трубопроводного транспорта.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель транспорта, предназначенных для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенных для их развития, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрена обязанность юридических лиц переоформить в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию.
Из системного толкования приведенных норм права можно сделать вывод о том, что законодательство не содержит публичных ограничений в обороте и запрета на приватизацию в порядке статьи 36 ЗК РФ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости трубопроводного транспорта. Возможность приватизации таких участков в указанном порядке не зависит от того, на каком праве у собственников названных объектов недвижимости находятся эти участки (в аренде или на праве постоянного (бессрочного) пользования).
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами (пункт 1 статьи 36 ЗК РФ).
Таким образом, юридические лица и граждане, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, в границах фактически используемой площади участка.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень).
При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных вышеназванным Перечнем.
В пункте 6 статьи 36 ЗК РФ определено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Общество как собственник объектов недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, в рассматриваемом случае выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в управление полный пакет документов, предусмотренный Перечнем.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что административный орган нарушил требования пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, поскольку в установленный данной нормой срок не принял решение о предоставлении в собственность спорного участка по заявлению ООО "Балтнефтепровод" и не направил в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.
Довод подателя жалобы об отсутствии у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества отклоняется апелляционной инстанцией.
Из пункта 4 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, следует, что данный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63, управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В силу пункта 4.8 этого Положения, территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению Росимущества.
Вместе с тем внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 ЗК РФ прав общества.
При таких обстоятельствах ссылка административного органа на отсутствие поручения Росимущества не принимается во внимание апелляционной инстанцией.
Каких-нибудь иных доводов, свидетельствующих о невозможности продажи спорного земельного участка, подателем жалобы не приведено.
Довод подателя жалобы о том, что оспариваемое письмо управления от 13.05.2011 N 1855 не может быть обжаловано в судебном порядке, судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду следующего.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 29, 198 названного Кодекса арбитражному суду подведомственны дела о признании незаконными действий государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.
В рассматриваемом случае обществом заявлено требование о признании незаконными действий управления, выразившихся в направлении письма от 13.05.2011 N 1855.
Таким образом, исходя из сути заявленного обществом требования и вышеприведенных норм данное требование подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 24 ноября 2011 года по делу N А44-4275/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 6 статьи 36 ЗК РФ определено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Общество как собственник объектов недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, в рассматриваемом случае выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в управление полный пакет документов, предусмотренный Перечнем.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что административный орган нарушил требования пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, поскольку в установленный данной нормой срок не принял решение о предоставлении в собственность спорного участка по заявлению ООО "Балтнефтепровод" и не направил в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.
...
Из пункта 4 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, следует, что данный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
...
В силу пункта 4.8 этого Положения, территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению Росимущества.
Вместе с тем внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 ЗК РФ прав общества."
Номер дела в первой инстанции: А44-4275/2011
Истец: ООО "Балтийский магистральный нефтепроводы"
Ответчик: ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Новгородской области