г. Пермь |
|
14 февраля 2012 г. |
Дело N А71-11589/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Варакса Н. В.,
судей Васевой Е.Е., Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя (ИП Смирнов Константин Александрович) (ОГРНИП 305183108100011, ИНН 183100537976): не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица (Администрация города Ижевска) (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137): не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска: не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Администрации города Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 24 ноября 2011 года по делу N А71-11589/2011,
принятое судьей Буториной Г.П.,
по заявлению ИП Смирнова Константина Александровича
к Администрации города Ижевска
третье лицо: Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска
о признании недействительным распоряжения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Смирнов Константин Александрович (далее - заявитель, ИП Смирнов К.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным п. 255 распоряжения Администрации г.Ижевска (далее - заинтересованное лицо, Администрация) N 106 от 31.03.2011 "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Администрации г. Ижевска от 04.05.2007 N 88 (в редакции от 26.01.2009) "Об утверждении плана развития объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в легких конструкциях на территории г. Ижевска (третьей очереди)", а именно о сносе остановочно-торгового комплекса (в составе ОТК два павильона) по ул.Пушкинской остановка "Администрация города", по ходу транспорта в центр, принадлежащего ИП Смирнову К.А.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.11.2011 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что распоряжение N 106 от 31.03.2011 является законным и обоснованным, не препятствующим осуществлению ИП Смирновым К.А. предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Третье лицо - Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения арбитражного суда проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Постановлением Главы Администрации Октябрьского района г.Ижевска от 20.08.2003 N 1569 ИП Смирнову К.А. предоставлен земельный участок площадью 45 кв.м. по ул. Пушкинская (остановка "Мэрия" по ходу транспорта в центр) сроком на одиннадцать месяцев для размещения временного сооружения торговли (торгово-остановочного комплекса) согласно паспорта МАФ N185-03 (л.д.9).
На основании указанного Постановления между Администрацией г.Ижевска в лице Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска и ИП Смирновым К.А. заключен договор N 270/04 от 06.07.2004 о предоставлении земельного участка в краткосрочную аренду для размещения временных сооружений торговли и объектов рекламы, в соответствии с которым в аренду передан земельный участок из земель поселений общей площадью 45,0 кв.м. с адресным ориентиром: г.Ижевск ул. Пушкинская (остановка "Мэрия" по ходу транспорта в центр) сроком на одиннадцать месяцев для размещения временного сооружения торговли (торгово-остановочного комплекса), сроком до 01.08.2004 (л.д.10-11).
В последующем между сторонами были подписаны соглашения о продлении договора аренды земельного участка N 270/04-1 сроком до 01.03.2006, N 270/04-2 сроком до 05.11.2007, N 270/04-3 сроком до 23.08.2009, N 270/04-4 сроком до 07.08.2011 (л.д. 13-27).
ИП Смирновым К.В. на основании постановления Администрации г.Ижевска N 1569 от 20.08.2003 на предоставленном в аренду земельном участке площадью 45,0 кв.м. построены за счет собственных средств и в соответствии с генпланом два торговых модуля в структуре остановочного комплекса.
На указанное сооружение, не относящееся к недвижимому имуществу, Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска 15.04.2003 выдан Паспорт МАФ N 185-03, срок действия которого продлевался в 2004-2011 г..г. (л.д. 28-37).
31.03.2011 Администрацией г. Ижевска принято распоряжение N 106 "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Администрации г.Ижевска от 04.05.2007 N 88 (в ред. от 26.01.2009) "Об утверждении Плана развития объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в легких конструкциях на территории г. Ижевска (третьей очереди)", в соответствии с которым принято решение (п. 255) о сносе остановочно-торгового комплекса (в составе ОТК два павильона) по ул.Пушкинской остановка "Администрация города", по ходу транспорта в центр, принадлежащего ИП Смирнову К.А. (л.д.38-39).
В августе 2011 ИП Смирнов К.А. обратился в Администрацию Октябрьского района г. Ижевска с заявлением о продлении договора аренды земельного участка по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, (остановка "Мэрия").
Администрация Октябрьского района г. Ижевска в ответ в письме уведомила ИП Смирнова К.А. об отказе в продлении договора аренды земельного участка и сослалась на Распоряжение Администрации г.Ижевска N 106 от 31.03.2011 "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Администрации г. Ижевска от 04.05.2007 г. N 88 (в ред. от 26.01.2009), в соответствии с которым (п. 255) данный объект включен в перечень объектов, подлежащих сносу в 2011 году.
Считая, что распоряжение Администрации г. Ижевска N 106 от 31.03.2011 "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Администрации г. Ижевска от 04.05.2007 N88 (в редакции от 26.01.2009) "Об утверждении плана развития объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в легких конструкциях на территории г. Ижевска (третьей очереди)", а именно п.255 о сносе остановочно-торгового комплекса (в составе ОТК два павильона) по ул.Пушкинской остановка "Администрация города", по ходу транспорта в центр, не соответствует законодательству и нарушает права заявителя, ИП Смирнов К.А. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что п. 255 оспариваемого распоряжения N 106 от 31.03.2011 подлежит признанию недействительным.
Суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого ненормативного правового акта закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации).
Согласно ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 14.03.2011 N 57 "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Удмуртской Республики на период 2011 - 2014 годов". Указанное постановление зарегистрировано в Управлении Министерстве юстиции РФ по Удмуртской Республике 18.03.2011 N RU18000201100079).
Поскольку оспариваемый индивидуальным предпринимателем акт органа местного самоуправления содержит выводы в отношении остановочно-торгового комплекса, принадлежащего ИП Смирнову К.А., как подлежащего сносу, п. 255 данного акта адресован конкретному лицу, а само распоряжение адресовано определенным юридическим и физическим лицам, содержит властные предписания уполномоченного органа и влечет для указанных выше лиц правовые последствия, такой акт носит ненормативный правовой характер и подлежит обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из содержания обжалуемого распоряжения следует, что целью принятия решения о сносе объектов является приведение улицы Пушкинской в соответствии с архитектурным обликом центральной улицы столичного города и достижение нормативов обеспеченности населения города площадью торговых объектов.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции Администрацией не представлено доказательств, обосновывающих законность и обоснованность принятого распоряжения в оспариваемой предпринимателем части.
Торговый объект, не относящийся к объектам недвижимого имущества, построен ИП Смирновым К.А. на земельном участке, выделенном на основании постановления Администрации Октябрьского района г. Ижевска N 1569 от 20.08.2003.
Принятие распоряжения N 106 от 31.03.2011 в период действия договора аренды земельного участка, не оспоренного в установленном законодательством порядке, нарушает права и законные интересы предпринимателя на осуществление предпринимательской деятельности на земельном участке, которым предприниматель продолжает пользоваться по настоящее время.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого п. 255 распоряжения Администрации г.Ижевска N 106 от 31.03.2011 о сносе принадлежащего предпринимателю остановочно-торгового комплекса недействительным и удовлетворил заявленные требования.
Доводы, приведенные Администрацией в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 ноября 2011 года по делу N А71-11589/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
...
Согласно ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы."
Номер дела в первой инстанции: А71-11589/2011
Истец: ИП Смирнов Константин Александрович
Ответчик: Администрация г. Ижевска, Администрация г. Ижевска УР
Третье лицо: Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-170/12