город Тула |
|
15 февраля 2012 г. |
Дело N А09-431/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордасова Е.В.,
судей Заикиной Н.В., Капустиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цукановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Брянские коммунальные системы (регистрационный номер - 20АП-6564/2011) на решение Арбитражного суда Брянской области от 07 ноября 2011 года по делу N А09-431/2011 (судья Азаров Д.В.), принятое по исковому заявлению открытого акционерного общества "Брянские коммунальные системы" (241000, г. Брянск, ул. Дуки, д. 78; ОГРН 1063250031987) к товариществу собственников жилья "Лермонтова 9" (241022, г. Брянск, ул. Лермонтова, д. 9; ОГРН 1073200000939) о взыскании 196 995 руб. 43 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен судом надлежащим образом;
от ответчика: не явился, извещен судом надлежащим образом,
установил:
открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Лермонтова 9" (далее - товарищество) о взыскании (с учётом уточнений) задолженности с января 2009 года по сентябрь 2010 года в сумме 193 701 руб. 17 коп. и процентов в сумме 3 294 руб. 27 коп.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 07.11.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с такой позицией арбитражного суда области, истец обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу, что расчет ответчика за горячее водоснабжение должен производиться из показаний приборов учета с применением тарифов для населения в куб. м. Апеллянт, ссылаясь на пункт 1.2 спорного договора, указывает на то, что расчет стоимости услуг по горячему водоснабжению должен производиться исходя из количества тепловой энергии в Гкал и тарифа за тепловую энергию, установленного постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 28.12.2009 N 24/6-т для всех потребителей Брянской области. Заявитель жалобы считает также необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что перечисленные ответчиком платежными поручениями N 29 от 30.04.2010, N 187 от 26.07.2010 и N 47 от 17.06.2010 денежные средства не были учтены истцом при расчете суммы исковых требований. Ссылается на то, что судом не был исследован представленный истцом в материалы дела расчет разницы начислений за горячее водоснабжение, а также правомерность разделения платежей населения за горячее водоснабжение и отопление.
Ответчик представил отзыв, в котором доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не поддержал. Считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а требования апеллянта - без удовлетворения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили. Информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы была размещена на официальном сайте Двадцатого арбитражного апелляционного суда. От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Указанное ходатайство удовлетворено судебной коллегией в соответствии со статьями 41, 156, 159, 266 АПК РФ. При таких обстоятельствах суд в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 20.02.2009 между обществом и товариществом (абонент) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N 022-04042263, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть согласованное количество тепловой энергии с перерасчетом на фактическую температуру наружного воздуха в соответствии с графиком ее подачи в течение срока действия договора, а абонент обязался принимать и полностью и своевременно оплачивать тепловую энергию по ценам и в порядке, определенных договором.
Ссылаясь на то, что ответчиком не в полном объеме оплачена стоимость переданной в январе 2009 года - сентябре 2010 года тепловой энергии, общество обратилось в Арбитражный суд Брянской области с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что у ответчика отсутствует задолженность перед истцом.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства с учетом обстоятельств дела, исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, апелляционная судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. К числу указанных оснований относятся договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.
В рассматриваемом случае обязательства сторон возникли из договора N 022-04042263 от 20.02.2009, который является договором энергоснабжения и регулируется нормами главы 30 ГК РФ.
В соответствии со статьей 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства является недопустимым, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По условиям заключенного между сторонами договора на отпуск тепловой энергии теплоснабжающая организация обязалась подавать товариществу тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение в количестве, определенном в Гкал как на отопление, так и на горячее водоснабжение (п. 1.2 спорного договора). Расчеты за фактически потребленную тепловую энергию производятся по тарифу 1 224 руб. 72 коп. за 1 Гкал, утвержденному в приложении 1 к постановлению Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 28 декабря 2009 года N 24/6-т для расчетов бюджетных и иных потребителей за тепловую энергию, вырабатываемую котельными общества.
В соответствии с представленным обществом расчетом задолженности фактическое количество отпущенной тепловой энергии определялось истцом в Гкал на основании показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии, отпущенной на отопление и горячее водоснабжение. Ответчик ссылается на то, что при расчете потребленной горячей воды должен применяться в силу постановлений Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (пункт 8) и от 14.07.2008 N 520 (пункт 48) тариф для граждан в руб./куб. м. Таким образом, разногласия между сторонами возникли, в частности, по расчету за тепловую энергию, отпущенную на горячее водоснабжение.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 2 пункта 15 Правил N 307, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Довод заявителя апелляционной жалобы о согласовании сторонами при подписании спорного договора условия о том, что расчет количества тепловой энергии производится за потребленное количество в гигокалориях, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку вне зависимости от условий данного договора при расчете исходя из показаний приборов учета подлежит применению тариф, установленный для населения и указанный в рублях за кубический метр.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что расчет задолженности за отпущенную тепловую энергию должен производиться на основании единственного установленного тарифа в размере 1 224 руб. 72 коп. за 1 Гкал, утвержденного постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области N 24/6-т от 28.12.2009, не соответствует нормам действующего законодательства и подлежит отклонению по следующим основаниям.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.02.2011 N 12845/10 содержится вывод о том, что при рассмотрении аналогичного дела необходимо учитывать нормы Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования N 520).
Согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования N 520 тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды. Пунктами 47, 48 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования N 109).
Исходя из статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о тарифах), действующего в спорный период, тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования). Органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования, при условии наделения их такими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Следовательно, Закон о тарифах не предусматривает установления тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 28.12.2009 N 24/6-т с 1 января 2010 года для общества введен в действие тариф на тепловую энергию в размере 1 224 руб. 72 коп. за Гкал. Указанный тариф подлежит применению при установлении тарифа на горячую воду и не может быть применен при расчетах с ответчиком за потребленную горячую воду.
Следовательно, при расчетах между сторонами за горячее водоснабжение подлежат применению ставки оплаты услуг горячего водоснабжения, установленные постановлениями Брянской городской администрации N 1456-п от 30.12.2008 и N 2717-п от 30.12.2009 и постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области N 24/1-гвс от 13.12.2010, составляющие в 2009 году - 59,24 руб./куб.м, с 01.01.2010 - 66,62 руб./куб.м.
Таким образом, в силу действующего законодательства размер платы за горячее водоснабжение должен рассчитываться исходя из показаний приборов учета с применением тарифа, установленного для населения.
Суд апелляционной инстанции находит также обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что задолженность перед истцом у ответчика отсутствует. В материалах дела представлены документы ООО "РИРЦ" по Брянской области, а также сведения о начислении и оплате за отопление и горячее водоснабжение, которые подтверждают отсутствие задолженности у товарищества перед обществом за период с января 2009 года по сентябрь 2010 года.
С учетом изложенного, а также оценки в совокупности имеющихся в материалах дела доказательств и обстоятельств дела, исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда области и удовлетворения требований апеллянта.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено. Обстоятельствам дела, исследованным судом первой инстанции, и взаимоотношениям сторон дана правильная правовая квалификация.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Поскольку требования апеллянта признаны не подлежащими удовлетворению, расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на решение суда в сумме 2 000 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 07 ноября 2011 года по делу N А09-431/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования N 520 тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды. Пунктами 47, 48 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования N 109).
Исходя из статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о тарифах), действующего в спорный период, тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования). Органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования, при условии наделения их такими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Следовательно, Закон о тарифах не предусматривает установления тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А09-431/2011
Истец: ОАО "Брянские коммунальные системы"
Ответчик: ТСЖ "Лермонтова, 9"
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6564/11