г. Самара |
|
15 февраля 2012 г. |
Дело N А65-24581/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием в судебном заседании:
представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - не явился, извещено,
представителей Государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" - Мехоношина И.В. (доверенность от 23.03.2011), Валиева Р.Ш. (удостоверение N 228),
рассмотрев в открытом судебном заседании 13.02.2012 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2011 по делу N А65-24581/2011 (судья Хабибуллин Р.Ф.), принятое по заявлению Государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер", Республика Татарстан, г.Казань,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление Роспотребнадзора) по Республике Татарстан Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным постановления от 15.09.2011 N 2729/с,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" (далее - ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер", ГАУЗ "РКПД", заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан, административный орган, ответчик) о признании незаконным постановления от 15.09.2011 N 2729/с и прекращении производства по делу (т.1,л.д.7-12).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2011 по делу N А65-24581/2011 заявленные требования удовлетворены (т.3,л.д.3-7).
Не согласившись с принятым решением суда, Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" в удовлетворении требований.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном суду, ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан - без удовлетворения.
От Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" возражал против апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан - без удовлетворения.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, который надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании представителя ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер", суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжений от 23.06.2011 N 5248/20-п/в, от 29.06.2011 N 121, от 15.07.2011 N 132 ответчиком совместно с другими государственными органами проведена плановая, выездная проверка ГАУЗ "РКПД", на предмет соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.
В ходе проверки в период с 01.07.2011 по 28.07.2011 в ГАУЗ "РКПД" по адресам : г. Казань, ул. Прибольничная, 1; ул. Маршрутная, 10; ул. Восстания, 119; ул. Сибирский тракт, 27а; пос.Юдино, а/я 10; Республика Татарстан, Зеленодольский район п. Октябрьский; Республика Татарстан, Балтасинский район, п. Балтаси, ул. К. Наждми, 17а, выявлены факты несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации здания, неудовлетворительное санитарно- техническое состояние основания здания учреждения:
в стационаре ( г.Казань. ул. Прибольничная, 1):
- не предусмотрены источники резервного горячего водоснабжения в оперблоке, чистой перевязочной хирургической, процедурной урогенитального отделения,
-отсутствует помещение для обработки эндоскопического оборудования, что является нарушением требований; хранение эндоскопов между пациентами осуществляется в условиях, не исключающих вторичную контаминацию их микроорганизмами (непосредственно в манипуляционной эндоскопических исследований).
-в качестве специальной медицинской и лабораторной мебели частично используется офисная; имеется мебель с нарушенным гигиеническим покрытием;
- допускается использование упаковочного материала для стерилизации изделий медицинского назначения, не разрешенного к применению в ЛПО в установленном в РФ порядке;
в диспансерном отделении N 3 ( г.Казань, ул. Восстания, 119):
- имеются дефекты в отделке (отслойка покрытия) стен, потолков, полов во всех помещениях отделения,
- не предусмотрены отдельные раковины для мытья рук в кабинетах, где проводится обработка инструментов: лаборатория, процедурный кабинет;
-не оборудованы умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего персонала: лаборатория, процедурный кабинет;
-допускается использование упаковочного материала для стерилизации изделий медицинского назначения, неразрешенного к применению в НПО в установленном в РФ порядке;
в диспансерном отделении N 4, г.Казань, ул. Маршрутная, 10
-имеются дефекты в отделке (отслойка покрытия) стен, потолков, полов, лаборатория, процедурный кабинет,
- не предусмотрены отдельные раковины для мытья рук в кабинетах, где проводится обработка инструментов: лаборатория, процедурный кабинет,
- не оборудованы умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего персонала: лаборатория, процедурный кабинет
-в качестве специальной медицинской и лабораторной мебели частично используется офисная; имеется мебель с нарушенным гигиеническим покрытием,
-допускается использование упаковочного материала для стерилизации изделий медицинского назначения, не разрешенного к применению в ЛПО в установленном в РФ порядке;
в диспансерном отделении N 1 (Сибирский тракт, 27 а):
- не проведено устранение текущих дефектов отделки (рваный линолеум, трещины краски, отслоившаяся плитка) в помещениях 4 этажа диспансерного отделения N 1,
- отсутствует помещение для временного хранения грязного белья,
- стеллажи для хранения чистого белья в кладовой имеют дефекты покраски, затрудняющие проведение влажной уборки и дезинфекции,
- в кабинетах приема врачей, туалетах для персонала, комнате персонала на 4 этаже; смотровой уролога, процедурном кабинете, дезинфекторской на 3 этаже; кабинете сбора мокроты и стерилизационной на 1 этаже не установлены источники резервного горячего водоснабжения и смесители с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением,
- допускается использование упаковочного материала для стерилизации изделий медицинского назначения, не разрешенного к применению в ЛПО в установленном в РФ порядке;
в диспансерном отделении N 2 (по адресу ул. Шаляпина, д.20):
- не проведено устранение текущих дефектов отделки (протечки на потолках и стенах, следы сырости и плесени, трещины, щели и выбоины на стенах и полу, отслоившаяся облицовочная плитка на стенах, рваный линолеум, дефекты плиточного напольного покрытия),
- в ряде помещений в местах установки раковин не предусмотрена отделка керамической плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1.6 м от пола и на ширину не менее 20 см от оборудования с каждой стороны,
-допускается использование упаковочного материала для стерилизации изделий медицинского назначения, не разрешенного к применению в ЛПО в установленном в РФ порядке,
в детском туберкулезном санатории по адресу г. Казань, пос.Юдино, а/я 10:
-для стерилизации медицинских инструментов воздушным методом в используется аппаратура марки ШСС-80. не разрешенная к применению в ЛПО в установленном в Российской Федерации порядке,
-допускается использование упаковочного материала для стерилизации изделий медицинского назначения, не разрешенного к применению в ЛПО в установленном в РФ порядке;
-в детском туберкулезном санатории п.Октябрьский Зеленодольского района:
-санитарно-техническое состояние помещений пищеблока в неудовлетворительном состоянии, не проведен текущий ремонт - со стен, с потолка осыпается штукатурка, местами отпала плитка,
-в тамбуре туалета для персонала не предусмотрен отдельный кран со смесителем па уровне 0,5м от пола для забора воды, предназначенной для мытья полов,
-для кратковременного хранения пищи используется эмалированная посуда, в том числе со сколами и отколотой эмалью
-световые точки в производственных помещения пищеблока не имеют защитных плафонов,
-колода для разруба мяса, расположена в холодильной камере не установлена на крестовине или специальной подставке,
-при анализе выполнения программы производственного контроля установлено, что программа производственного контроля не выполняется по периодичности исследований смывов, воды из разводящей сети, калорийности обедов и микробиологическим исследованиям готовых блюд (не представлены протоколы исследования за 2 полугодие 2009 года) не представлены протоколы лабораторных исследований по контролю суточного рациона по химическому составу и энергетической ценности, С-витаминизации третьих блюд за 2010, замеров физфакторов за 2010 годы.
-должность врача-диетолога в штатном расписании по состоянию на 13.07.2011 отсутствует,
-не создан совет по лечебному питанию (приказ от 21.01.2008 N 37а/04), не представлены план деятельности совета и протоколы заседания совета по лечебному питанию,
-нарушается поточность технологических процессов, исключающих встречные потоки готовой продукции и использованной посуды: в столовой, расположенной на первом этаже вынос использованной посуды осуществляется через линию раздачи,
-обязательная документация для выписки питания и контроля за качеством готовой пищи в ЛПУ ф. N 1-84 "Порционник на питание больных"; ф.N 22 МЗ "Сводные сведения по наличию больных, состоящих на питании:
ф.N 45 МЗ "Требования на выдачу продуктов питания со склада (кладовой);
ф.N 6 ЛП "Журнал готовой пищи";
ф.N 44 МЗ Меню-раскладки, ф. 1 -85 "Карточки-раскладки", не ведутся,
-прием детей осуществляется через приемный покой, состоящий из одного приемного кабинета,
-бассейн состоит из двух помещений: душевая совмещенная с гардеробной и бассейном, внутренняя планировка основных помещений не соответствует гигиеническому принципу поточности,
-генеральная уборка и санитарная обработка ванны проводится с нарушениями требований,
-на втором, третьем этажах в комнатах, коридорах, функциональных кабинетах, туалетах, санитарных комнатах поверхность стен, полов, потолков деформирована,
-поточность не соблюдается, в прачечной отсутствуют два четко изолированных друг от друга отделения (чистое и грязное),
-на момент проверки проверка эффективности работы вентиляционной системы не проводится,
-вентиляционная система не оборудована устройствами обеззараживания воздуха или фильтрами тонкой очистки.
-хранение личной одежды медицинского персонала осуществляется в шкафах на рабочем месте;
в Балтасинской туберкулезной больнице (Балтасинский р-н, пос. Балтаси, ул. К. Наждми, 17а):
- туберкулезная больница расположена на расстояние 35 м от жилого застройки,
-во всех помещениях (сан. пропускник, палаты для больных, процедурная, туалеты, баня, прачечная) со стен отсыпается штукатурка, в процедурной, где требуется соблюдение повышенного режима чистоты, обрушен слой штукатурки на площади 0,12 м(2), на стенах следы протекания воды,
- нагревательные батареи не имеют гладкую поверхность, краска отслаивается, местами ржавые,
- в санпропускнике, лаборатории используется мебель не медицинского назначения, имеющаяся изношенная, с трещинами, которая не подлежит к качественной влажной уборке с использованием дезинфицирующих средств, в палатах индивидуальные тумбочки больных изношенные,
-в туалетных комнатах полы, унитазы не поддаются очистке, загрязнены известковым налетом, грязно черного цвета, в мужском туалете вместо писсуара на полу оборудован желобок, который не обеспечивает защиту стены и пола от попадания мочи, неприятный запах приглушается с использованием дез. средств,
- в прачечной допускается пересечение потоков чистого и грязного белья,
- сушильной и гладильной на полу листы линолеума не пропаяны, края скручены,
- светильники общего освещения в прачечной не оборудованы закрытыми рассеивателями,
-в стиральном и сушильно-гладильном комнатах отсутствует система общеобменной приточно-вытяжной и местной вытяжной вентиляцией с механическим побуждением для удаления избыточной влаги,
- в лаборатории не оборудован вытяжной шкаф,
-в больнице изоляция больных БК - от больных с БК+ проводится только в палатах, туалетная комната, умывальная, курилка, комната для приёма пиши, коридор - общий,
-не проводится производственный контроль за качеством обеззараживания сточных вод.
- в пищеблоке СП 2.3.6.2202-07 электрическая плита и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов не оборудованы локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения. Имеющийся вентиляционный зонд не имеет механического побуждения, что является нарушением требований - маркировка разделочных ножей протерта,
-в пищеблоке отсутствует производственные цеха, приготовление блюд проводится в 2-х условно разделенных столах,
-в обеденном зале пол прогнивший, линолеум рваный, местами установлены заплатки из металлических листов, чем нарушены требования ст.11, ст. 17, ст. 24, ст. 29, ст. 32, ст.39 Федерального Закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г.. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.3.8.. 4.4.12. СП 3.1.1275-03 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических манипуляциях", п.п. 3.3. 3.6, 3.13., 4.5, 4.15,, 5.1., 5.2.. 5.5, 5.7., 5.16., 6.1.. 6.5., 6.6., 6.7., 6.10., 7.11. СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (в редакции изменений и дополнений N 1,2.3,4), приказа Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации", п.п.2.5; 2.6.2., 2.7., 2.12., 2.22., 3.9.2., 3.9.3, 3.9.4., 5.3.7. СанПиН 2.1.2.1188-03 "Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества", п. п. 2.2., 3.2., 4.2., 4.3., 5.4.,5.5.,5.6.,5.8., 8.6., 8.8., 10.11., 11.14., 11.15., 11.16., 12.4.5., 6.2., 6.5.. 6.18., 7.8.. 8.8., 10.1., 10.17.2., 11.1 15.11., п.п. 14.6, 14.12, 14.14, 14.17, 14.19, 14.21 р.1 п.1.8. р. 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"., п. п. 2.1., 2.2.. 2.3., 2.4., 3.1., 5.37, СанПиН 2.1.2. 2646-10 "Устройство, оборудование, содержание и режим работы прачечных".
По результатам проверки 11.08.2011 составлен протокол об административном правонарушении.
На основании протокола об административном правонарушении было вынесено постановление от 15.09.2011 N 2729/с о наложении на заявителя административного наказания по ст.ст.6.3, 6.4, 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Заявитель не согласился с вынесенным постановлением и обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ст.ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны проводиться своевременно и в полном объеме санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия, предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
На основании ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ установлено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами.
В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п.3.8 и 4.4.12 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 N 30 (ред. от 12.07.2010) "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1275-03" (вместе с "СП 3.1.1275-03. 3.1. Профилактика инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических манипуляциях. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 02.04.2003) окончательную или предстерилизационную очистку, дезинфекцию высокого уровня, стерилизацию эндоскопов и инструментов к ним проводят в специально отведенном помещении (моечно-дезинфекционная эндоскопической аппаратуры, далее - "помещение для обработки"), оснащенном оборудованием для этих целей.
Продезинфицированный или простерилизованный эндоскоп, простерилизованные инструменты хранят в условиях, исключающих вторичную контаминацию микроорганизмами, в специальном шкафу.
На основании п.п. 4.5, 4.15, 5.1, 5.2, 5.16, 6.1, 6.5-6.7, 7.11 Санитарных правил 2.3.6.1079-01 предусмотрено, что оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения.
Для освещения производственных помещений и складов применяются светильники во влагопылезащитном исполнении. На рабочих местах не должна создаваться блесткость. Люминесцентные светильники, размещаемые в помещениях с вращающимся оборудованием (универсальные приводы, кремовзбивалки, тестомесы, дисковые ножи), должны иметь лампы, устанавливаемые в противофазе. Светильники общего освещения размещаются равномерно по помещению. Светильники не размещаются над плитами, технологическим оборудованием, разделочными столами. При необходимости рабочие места оборудуются дополнительными источниками освещения. Осветительные приборы должны иметь защитную арматуру.
Объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.
На доготовочных организациях, работающих на полуфабрикатах, работа на сырье не проводится.
Набор и площади помещений должны соответствовать мощности организаций и обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм.
Для временного хранения готовых блюд до их реализации в организации общественного питания должны быть предусмотрены помещения, оборудованные холодильниками и стеллажами.
В организациях общественного питания должен проводиться косметический ремонт (побелка и покраска помещений, профилактический ремонт санитарно-технического и технологического оборудования) по мере необходимости и его покраска.
Организации обеспечиваются достаточным количеством необходимого оборудования и предметами материально-технического оснащения.
При организации питания участников массовых общественных мероприятий должно быть предусмотрено достаточное количество посуды. При оказании организацией общественного питания кейтеринговых услуг (приготовление блюд и доставка их по месту заказа, подогрев блюд, сервировка стола, уборка посуды, помещений и территории, осуществляемые обслуживающим выездным персоналом) количество столовой посуды и столовых приборов комплектуется в соответствии с количеством порций для однократного применения. Запас чистых фужеров и чашек рассчитывается на 2 - 3-кратный прием напитков посетителями.
В целях предупреждения инфекционных заболеваний разделочный инвентарь закрепляется за каждым цехом и имеет специальную маркировку.
Разделочные доски и ножи маркируются в соответствии с обрабатываемым на них продуктом: "СМ" - сырое мясо, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "МГ" - мясная гастрономия, "Зелень", "КО" - квашеные овощи, "Сельдь", "Х" - хлеб, "РГ" - рыбная гастрономия.
Допускается наносить на разделочный инвентарь цветовую маркировку вместе с буквенной маркировкой в соответствии с обрабатываемым на них продуктом. Разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен хранится раздельно.
Колода для разруба мяса устанавливается на крестовине или специальной подставке, скрепляется металлическими обручами, ежедневно по окончании работы зачищается ножом и посыпается солью. Периодически по мере необходимости колоду спиливают и обстругивают.
После каждой технологической операции разделочный инвентарь (ножи, доски и др.) подвергают санитарной обработке: механической очистке, мытью горячей водой с моющими средствами, ополаскиванию горячей проточной водой. Хранят инвентарь в специально отведенном месте.
Организации рекомендуется оснащать современными посудомоечными машинами со стерилизующим эффектом для механизированного мытья посуды и столовых приборов.
Продукты следует хранить согласно принятой классификации по видам продукции: сухие (мука, сахар, крупа, макаронные изделия и др.); хлеб; мясные, рыбные; молочно-жировые; гастрономические; овощи и фрукты.
Сырье и готовые продукты следует хранить в отдельных холодильных камерах. В небольших организациях, имеющих одну холодильную камеру, а также в камере суточного запаса продуктов допускается их совместное кратковременное хранение с соблюдением условий товарного соседства (на отдельных полках, стеллажах).
При хранении пищевых продуктов необходимо строго соблюдать правила товарного соседства, нормы складирования, сроки годности и условия хранения. Продукты, имеющие специфический запах (специи, сельдь и т.д.), следует хранить отдельно от продуктов, воспринимающих посторонние запахи (масло сливочное, сыр, яйцо, чай, соль, сахар и др.).
В силу п. 2.5 раздела II "Гигиенические требования к проектированию и строительству плавательных бассейнов" санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества. СанПиН 2.1.2.1188-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.01.2003 (далее - СанПиН 2.1.2.1188-03) внутренняя планировка основных помещений бассейна должна соответствовать гигиеническому принципу поточности: продвижение посетителей осуществляется по функциональной схеме - гардероб, раздевальня, душевая, ножная ванна, ванна бассейна.
В соответствии с п.п. 2.6.2, 2.7, 2.12, 2.22, 3.9.2, 3.9.3, 3.9.4, 5.3.7 СанПиН 2.1.2.1188-03 душевые необходимо предусматривать проходными и располагать на пути движения из раздевальни к обходной дорожке; душевые устраиваются из расчета 1 душевая сетка на 3-х человек в смену.
На пути движения от душа к ванне бассейна должны размещаться ножные ванны с проточной водой, размеры которых исключают возможность их обхода или перепрыгивания: по ширине они должны занимать весь проход, по направлению движения - иметь длину не менее 1,8 м, глубину - 0,1 - 0,15 м, дно ванн не должно быть скользким.
В ножные ванны должна подаваться очищенная и обеззараженная вода из системы водоподготовки бассейна или системы питьевого водоснабжения.
Допускается отсутствие ножных ванн при непосредственном выходе из душевых на обходную дорожку бассейна.
В составе помещений плавательного бассейна спортивного и спортивно-оздоровительного назначения должны быть предусмотрены комната для медицинского персонала с выходом на обходную дорожку и помещение производственной лаборатории для проведения анализов.
Для залов ванн бассейнов, залов для подготовительных занятий, помещений насосно-фильтровальной, хлораторной и озонаторной необходимо предусматривать самостоятельные системы приточной и вытяжной вентиляции. Пульты для включения систем вентиляции, обслуживающих хлораторную и озонаторную, должны быть вне помещений, где они расположены.
Генеральная уборка с профилактическим ремонтом и последующей дезинфекцией проводится не реже 1 раза в месяц.
Дезинсекционные и дератизационные мероприятия осуществляются специализированными службами на основании заявок или договоров.
Санитарная обработка ванны, включающая полный слив воды, механическую чистку и дезинфекцию, проводится в сроки, согласованные с органами госсанэпиднадзора.
Для бассейнов с ежедневной полной сменой воды санитарная обработка ванны должна включать механическую очистку и обработку дезинфицирующим препаратом.
Эффективность работы приточно-вытяжной вентиляции подлежит систематическому контролю специализированной организацией (не реже 1 раза в год).
Согласно п.п. 2.2, 3.2, 4.2, 5.4, 8.6, 11.14-11.16 СанПиНа 2.1.2.1188-03 стационары психиатрического, инфекционного, в том числе туберкулезного, профиля располагают на расстоянии не менее 100 метров от территории жилой застройки. Стационары указанного профиля на 1000 и более коек желательно размещать в пригородной или зеленой зонах.
В медицинских организациях должны быть созданы условия для удобного доступа и комфортного пребывания маломобильных групп населения.
Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность.
Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны.
Для вновь строящихся и реконструируемых ЛПО на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено централизованное резервное горячее водоснабжение. Для существующих учреждений в качестве резервного источника устанавливаются водонагревательные устройства.
Во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Температура горячей воды в точках разбора детских и психиатрических палат, душевых, санузлов для пациентов не должна превышать 37 °C.
В палатах, шлюзах при палатах умывальники устанавливаются в соответствии с заданием на проектирование.
Предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных, посты медсестер (в строящихся и проектируемых ЛПО) и другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков.
Такие же краны и дозаторы устанавливаются в инфекционных, туберкулезных, кожно-венерологических, гнойных, ожоговых, гематологических отделениях, клинико-диагностических и бактериологических лабораториях, а также в санпропускниках, в шлюзах-боксах, полубоксах и санузлах для персонала.
Кладовые для хранения белья оборудуются полками с гигиеническим покрытием, доступным для влажной уборки и дезинфекции. Общие бельевые оборудуются стеллажами, а также столами для подборки и сортировки белья, а при необходимости - приемными люками, пандусами или подъемными механизмами.
Устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.
Сбор грязного белья осуществляется в закрытой таре (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные и маркированные бельевые тележки или другие аналогичные приспособления) и передаваться в центральную кладовую для грязного белья. Временное хранение грязного белья в отделениях (не более 12 часов) допускается в помещениях для грязного белья с водостойкой отделкой поверхностей, оборудованных умывальником, устройством для обеззараживания воздуха. Помещение и инвентарь ежедневно моются и дезинфицируются.
В стационарах и поликлиниках предусматриваются центральные кладовые для чистого и грязного белья. В медицинских организациях малой мощности чистое и грязное белье может храниться в раздельных шкафах, в том числе встроенных. Кладовая для чистого белья оборудуется стеллажами с влагоустойчивой поверхностью для проведения влажной уборки и дезинфекции. Центральная кладовая для грязного белья оборудуется напольными стеллажами, умывальником, вытяжной вентиляцией и устройством для обеззараживания воздуха.
Согласно п. 12.4.5 СанПиНа 2.1.3.2630-10 при использовании дозатора новую порцию антисептика (или мыла) наливают в дозатор после его дезинфекции, промывания водой и высушивания. Предпочтение следует отдавать локтевым дозаторам и дозаторам на фотоэлементах.
В соответствии с п.п. 6.2, 6.5, 6.18, 7.8, 8.8, 10.17.2, 11.1 СанПиНа 2.1.3.2630-10 нагревательные приборы должны иметь гладкую поверхность, исключающую адсорбирование пыли и устойчивую к воздействию моющих и дезинфицирующих растворов. Их следует размещать у наружных стен, под окнами. Расположение нагревательных приборов у внутренних стен в палатах не допускается.
При устройстве ограждений отопительных приборов должен быть обеспечен свободный доступ для текущей эксплуатации и уборки.
Системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования.
В инфекционных, в том числе туберкулезных, отделениях вытяжные вентиляционные системы оборудуются устройствами обеззараживания воздуха или фильтрами тонкой очистки.
Светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями.
В лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должна использоваться медицинская мебель. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
Работы с использованием вредных химических веществ (фиксирование материала, розлив формалина, концентрированных кислот, приготовление реактивов, прокаливание, выжигание, измельчение) должны проводиться в вытяжном шкафу.
Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки, с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке. Администрация ЛПО организует предварительный и периодический (не реже 1 раза в год) инструктаж персонала, осуществляющего уборку помещений по вопросам санитарно-гигиенического режима и технологии уборки.
Согласно п.п. 14.6, 14.12, 14.14 СанПиНа продукты следует хранить по видам продукции: сухие (мука, сахар, крупа, макаронные изделия и др.); хлеб; мясные, рыбные; молочно-жировые; гастрономические; овощи и фрукты. Условия и сроки хранения продуктов должны соответствовать требованиям санитарных правил.
Для приготовления и хранения готовой пищи следует использовать посуду из нержавеющей стали. Алюминиевую посуду можно использовать только для приготовления и кратковременного хранения блюд. Не допускается использовать для приготовления и хранения блюд эмалированную посуду.
В целях контроля за доброкачественностью и безопасностью приготовленной пищи на пищеблоках ЛПО отбирается суточная проба от каждой партии приготовленных блюд.
Отбор суточной пробы проводит медицинский работник (или под его руководством повар) в специально выделенные обеззараженные и промаркированные стеклянные емкости с плотно закрывающимися крышками - отдельно каждое блюдо или кулинарное изделие. Холодные закуски, первые блюда, гарниры и напитки (третьи блюда) отбирают в количестве не менее 100 г. Порционные вторые блюда, биточки, котлеты, сырники, оладьи, колбаса, бутерброды оставляют поштучно, целиком (в объеме одной порции).
Суточные пробы хранятся не менее 48 часов с момента окончания срока реализации блюд в специально отведенном в холодильнике месте/ холодильнике при температуре +2 - +6 °C.
Посуда для хранения суточной пробы (емкости и крышки) обрабатывается кипячением в течение 5 минут.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.1 СанПиНа 2.1.2.2646-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных" планировка прачечной должна предусматривать последовательность (поточность) технологического процесса.
Для отделки, облицовки и окраски помещений прачечных используются материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств.
Не допускается пересечение потоков чистого и грязного белья.
Прачечные должны иметь два отделения, четко изолированные друг от друга: чистое и грязное.
Здания прачечных оборудуются централизованными системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, отопления, общеобменной приточно-вытяжной и местной вытяжной вентиляцией с механическим побуждением для удаления избыточной влаги в стиральном и сушильно-гладильном цехах.
Ответственность за нарушение законодательства в области санитарного законодательства, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий признается административным правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 6.3 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, ответственность за которое установлена ст. 6.4 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, ответственность за которое установлена ст. 6.6 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Составы данных правонарушений являются формальными, не требующими наступления общественно опасных последствий.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается нарушение заявителем требований в области санитарного законодательства, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в нарушении требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений, а также нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, что образует составы административных правонарушений предусмотренных ст. 6.3, ст.6.4, ст.6.6 КоАП РФ.
Факт нарушения подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 28.07.2011 N 5248, протоколом об административном правонарушении от 11.08.2011, а также объяснениями законного представителя юридического лица о том, что большинство нарушений устранены, в связи с отсутствием финансирования, устранения всех нарушений на данный этап невозможно.
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушений.
Обстоятельства, подтверждающие событие административного правонарушения, отражены в протоколе об административном правонарушении, в постановлении N 2729/с по делу об административном правонарушении, другими материалами административного производства. Указанные документы получили надлежащую оценку суда по правилам ст.ст. 65, 67, 69, 71, 210 АПК РФ.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно приходит к выводу о наличии составов административного правонарушения, предусмотренных ст.ст. 6.3, 6.4, 6.6 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя о необходимости больших материальных затрат, поскольку данный довод не влияет на квалификацию совершенного правонарушения.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, довод заявителя о тяжелом финансовом положении учреждения не обоснован, поскольку суду не представлены каких-либо доказательства, надлежащим образом подтверждающих тяжелое финансовое положение заявителя.
Тяжелое финансовое положение не является условием, освобождающим заявителя от ответственности за несоблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарно эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений и организации питания населения.
Судом первой инстанции обоснованно отклонён как ошибочный довод заявителя о том, что составление двух протоколов об одном административном правонарушении не предусмотрено действующим законодательством и является существенным нарушением.
Положениями ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1); эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2); не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (часть 3).
Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Протокол об административном правонарушении должен отвечать требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. Выполнение указанных требований к форме и содержанию протокола направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
П. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ предусмотрено, что неправильное составление протокола служит основанием для его возвращения в орган, должностному лицу, которые составили протокол, о чем выносится определение.
Как следует из материалов дела, в ходе составления протокола 28.07.2011 об административном правонарушении в отношении ГАУЗ "РКПД" были обнаружены существенные нарушения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу, а именно:
- протокол об административном правонарушении составлен 28.07.2011, однако вручен 01.08.2011, что является нарушением ч. 4.1. ст. 28.2. КоАП РФ, отсутствуют данные о надлежащем извещении юридического лица;
- в описательной части протокола об административном правонарушении от 28.07.2011 по тексту имеется опечатка (некорректный значок);
- также в протоколе об административном правонарушении от 28.07.2011 отсутствует подпись законного представителя юридического лица, о достоверных сведениях юридического лица: место нахождения, банковские реквизиты, сведения о законном представителе юридического лица - документ удостоверяющий личность, дата и место рождения, адрес места жительства и регистрации, что предусмотрено формой протокола.
В связи с вышеизложенным, было вынесено определение от 02.08.2011 о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
09.08.2011 была направлена факсограмма N 898 от 09.08.2011 о необходимости явки законного представителя юридического лица ГАУЗ "РКПД" 11.08.2011 в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан для составления протокола об административном правонарушении по ст.ст. 6.3., 6.4., 6.6. КоАП РФ, которую приняла секретарь Садыкова за вх. N 16/2535 от 09.08.2011.
В указанное время по факсограмме законный представитель ГАУЗ "РКПД" главный врач Валиев Равиль Шамилович явился для составления протокола об административном правонарушении, однако отказался от подписи в протоколе. При указанном рассмотрении административным органом обстоятельства, изложенные в протоколе от 28.07.2011, не исследовались, т.к. данный протокол в силу его возврата по причине определенных дефектов не мог служить доказательством по делу.
Устранение выявленных недостатков в протоколе возможно только путем составления нового документа от новой даты с соблюдением установленных гарантий лица привлекаемого к административной ответственности.
ГАУЗ "РКПД" не было лишено соответствующих процессуальных гарантий ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни в ходе рассмотрения дела.
Данная правовая позиция отражена в Постановлениях Федерального арбитражного суда Центрального округа от 08.12.2008 по делу N А08-3209/2008-17 от 12.12.2008 по делу N А08-3210/2008-17.
Суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что ответчиком была нарушена процедура привлечения ответчика к административной ответственности.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Вышеуказанным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В соответствии с п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" положения ст. 28.2. КоАП РФ, закрепляющие необходимость ознакомления лица, привлекаемого к административной ответственности, с правами и обязанностями, предоставления ему возможности дать объяснения и замечания, направлены на обеспечение прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение указанных положений, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, 09.08.2011 была направлена факсограмма от 09.08.2011 N 898 о необходимости явки законного представителя юридического лица ГАУЗ "РКПД", 11.08.2011 в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан для составления протокола об административном правонарушении по ст.ст. 6.3., 6.4., 6.6. КоАП РФ, которую приняла секретарь Садыкова за вх. N 16/2535 от 09.08.2011.
В указанное время по факсограмме законный представитель ГАУЗ "РКПД", главный врач Валиев Равиль Шамилович явился для составления протокола об административном правонарушении, однако отказался от подписи в протоколе.
Как усматривается из материалов дела, в суде первой инстанции законный представитель ГАУЗ "РКПД" указал на то, что ему не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ ни при составлении первого протокола об административном правонарушении от 28.07.2011, ни при составлении второго протокола об административном правонарушении от 11.08.2011.
То, что права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ законному представителю юридического лица не разъяснялись при составлении протокола об административном правонарушении от 11.08.2011 подтверждается также тем, что письмо о разъяснении прав и обязанностей было направлено уже после составления протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствует квитанция от 12.08.2011 о направлении в адрес заявителя данного письма (том 2, л.д.59-61).
Судом первой инстанции, учитывая противоречивые показания представителя ответчика по вопросу разъяснения прав законному представителю юридического лица, отсутствия подписи законного представителя юридического лица в протоколе, свидетельствующей о разъяснении ему прав в соответствии с КоАП РФ, нарушение ответчиком процедуры оформления отказа от подписи протокола, если отказ имел место, обоснованно сделал вывод о нарушении прав юридического лица при составлении протокола.
Согласно ст. 25.7 КоАП РФ в случаях, предусмотренных Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Факт отказа законного представителя ГАУЗ "РКПД" от подписи протокола от 11.08.2011 понятыми не удостоверен.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд считает, что включение в протокол об административном правонарушении печатного текста о разъяснении прав и обязанностей, при отсутствии подписи законного представителя ГАУЗ "РКПД", подтверждающей факт разъяснения прав и обязанностей, и при наличии аудиозаписи судебного заседания от 15.12.2011 законного представителя учреждения Валиева Р.Ш. о том, что права и обязанности не были разъяснены, не свидетельствуют о надлежащем исполнении должностным лицом Управления Роспотребнадзора по РТ требований КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика относительно того, что КоАП Российской Федерации не наделяет должностных лиц дополнительным правом вносить какие-либо записи в протокол в случае, если законный представитель не подтвердил подписью факт ознакомления его с правами и обязанностями, поскольку обязанность доказывания надлежащего исполнения требований Кодекса в силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Оценив процедуру составления протокола, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что при данных обстоятельствах административный орган не доказал, что законный представитель ГАУЗ "РКПД" действительно был ознакомлен с правами и обязанностями в момент составления протокола об административном правонарушении 11.08.2011.
Согласно п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела (п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
ГАУЗ "РКПД" было лишено предоставленных КоАП Российской Федерации гарантий защиты прав и законных интересов, что является существенным нарушением процедуры привлечения учреждения к административной ответственности, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Поскольку нарушение процессуальных прав и гарантий общества при производстве по делу об административном правонарушении носит существенный характер, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о незаконности оспариваемого постановления и решения.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 19.12.2011 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.12.2011 по делу N А65-24581/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела (п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
ГАУЗ "РКПД" было лишено предоставленных КоАП Российской Федерации гарантий защиты прав и законных интересов, что является существенным нарушением процедуры привлечения учреждения к административной ответственности, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении."
Номер дела в первой инстанции: А65-24581/2011
Истец: Государственное автономное учреждение здравоохранения "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор), г. Казань
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор), г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-545/12