город Ростов-на-Дону |
|
09 февраля 2012 г. |
дело N А53-13494/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л.А.,
судей Ивановой Н.Н., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от открытого акционерного общества "Донэнерго" - представитель Тимченко Вячеслав Викторович, доверенность от 28.12.2011 г.,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - представитель - Алексеенко Иван Викторович, доверенность от 10.01.2011 г. N 04; после перерыва - Зиновьев Олег Георгиевич, доверенность от 01.02.2011 г. N 11,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Донэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.09.2011 по делу N А53-13494/2011, принятое в составе судьи Лебедевой Ю.В. по заявлению открытого акционерного общества "Донэнерго" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области о признании недействительным решения и предписаний
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Донэнерго" (далее - ОАО "Донэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - УФАС по Ростовской области) о признании недействительными: решения от 28.06.2011 г. N 7990/02 и предписаний от 28.06.2011 г. N 356/02, N 355/02, N 352/02, N 354/02, N 353/02.
Решением суда от 30.09.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество "Донэнерго", указав в выданных гражданам технических условиях на то, что точка присоединения будет находиться на опоре, строительство которой планируется в соответствии с проектом, не указало, что названная точка будет располагаться не далее 25 метров от границы участков граждан, что свидетельствует о злоупотреблении обществом своим доминирующим положением.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Донэнерго" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 30.09.2011 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что ОАО "Донэнерго" не совершало действий по навязыванию гражданам-заявителям невыгодных условий договора, а именно: обязанности разработать проект электроснабжения своих жилых домов. О нарушениях, относительно которых вынесено решение антимонопольного органа, потребители не заявляли. У заинтересованного лица не было оснований считать, что общество в будущем нарушит положение законодательства и предоставит точку присоединения на расстоянии более 25 метров от границы участка. Указанное предположение не может свидетельствовать о злоупотреблении обществом своим доминирующим положением. Отсутствие в тексте технических условий указания на расстояние точки подключения при наличии такого ограничения в законодательстве, не является нарушением ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В судебном заседании представитель ОАО "Донэнерго" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель антимонопольного управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Пояснил, что в выданных обществом технических условиях на граждан возлагается обязанность по проектированию и не указана точка присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства.
В судебном заседании 31.01.2012 г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлено определение о перерыве до 07.02.2012 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, в УФАС по Ростовской области поступило заявление от граждан Фокина Ф.Ф., Самойлова Н.П., Зотова В.В., Черненко А.В. и Василенок Е.В. о неправомерных действиях ОАО "Донэнерго" по расчету стоимости за услуги технологического присоединения энергопринимающих устройств граждан, а также неуказанию в технических условиях точки подключения.
По результатам проведенной в отношении ОАО "Донэнерго" проверки УФАС по Ростовской области вынесено решение от 28.06.2011 г. N 7990/02, которым общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции". Указанное нарушение выразилось в выдаче обществом технических условий без указания точки присоединения к электрической сети и возложении на заявителей обязанности по разработке проекта электроснабжения жилых домов.
Обществу выданы предписания от 28.06.2011 г. N 356/02, N 355/02, N 352/02/ N 354/02, N 353/02 в пятнадцатидневный срок с момента получения предписания, привести п. 2.1 технических условий в соответствие с положениями Правил технологического присоединения.
Полагая, что решение УФАС по Ростовской области от 28.06.2011 г. и предписания N 356/02, N 355/02, N 352/02/ N 354/02, N 353/02 являются недействительными, общество "Донэнерго" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив обстоятельства дела с учетом положений ФЗ "О защите конкуренции", суд первой инстанции обоснованно признал, что ОАО "Донэнерго" применительно к настоящему делу является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по поставке электрической энергии.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия, заключающиеся в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В рассматриваемом случае управление вменяет обществу "Донэнерго" в вину выдачу технических условий, в которых на потребителей возлагается обязанность по проектированию, а также указание в технических условиях на нахождение точки присоединения на опоре, строительство которой планируется в соответствии с проектом без ссылки на то, что эта точка будет находиться не далее 25 метров от границы участка заявителей.
Правоотношения в области электроэнергетики входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля, что специально предусмотрено пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевые организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В силу статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
Таким образом, плата за технологическое присоединение определяется исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией, указанных в технических условиях.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" технологическое присоединение производится на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Пункт 3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 названных Правил устанавливает обязательность сетевой организации заключить договор об осуществлении технологического присоединения, являющегося публичным.
В соответствии с пунктом 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил технологического присоединения, распределяются следующим образом:
- заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
- сетевая организация исполняет указанные обязательства до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В силу подпункта "а" пункта 25.1 Правил точки присоединения к электрическим сетям не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
Подпункт "г" пункта 25.1 Правил технологического присоединения, предусматривает распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий в зависимости от границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства.
В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Согласно пункту 20 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360, исполнитель (сетевая организация) обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка, а также по подготовке сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства и подаче ресурсов не позднее установленной договором о подключении даты подключения.
В соответствии с пунктом 12 Правил к существенным условиям договора о подключении относится, в том числе и условие о местоположение точек подключения на границах земельного участка.
Учитывая изложенное, в технических условиях на технологическое присоединение должна быть указана конкретная точка присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства.
Указание в технических условиях конкретной точки подключения позволяет определить расстояние от границ участка заявителя до объекта электросетевого хозяйства и рассчитать размер платы за соответствующее присоединение.
Из материалов дела усматривается, что пунктом 2.1 технических условий на подключение, выданных обществом "Донэнерго" гражданам Самойлову Н.П., Зотову В.В., Черненко А.В. и Василенок Е.В. предусмотрено выполнение электроснабжения жилых домов от опоры ВЛ-0,4 кВ (после строительства ВЛ-0,4 кВ от КТП-10/0,4 кВ, сооружаемой ОАО "Донэнерго").
Таким образом, в нарушение вышеназванных норм в выданных обществом технических условиях отсутствует указание на расположение точки подключения, что не позволяет определить расстояние от границ участка заявителя до объекта электросетевого хозяйства и проверить правильность расчета заявителем стоимости присоединения.
При таких обстоятельствах общество обоснованно признано нарушившим положения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Управление также вменяет в вину обществу незаконное возложение на граждан в технических условиях обязанности по разработке проекта электроснабжения жилых домов.
Между тем, общество поясняет, что указание на проект в технических условиях относится к воздушной линии электропередач, строительство которой будет осуществляться ОАО "Донэнерго". Доказательств возложения на граждан обязанности по разработке проекта электроснабжения именно жилого дома антимонопольным органом не представлено.
В решении антимонопольного органа указано, что технические условия, выданные Фокину Ф.Ф. предусматривают мероприятия, осуществляемые заявителем по выполнению электроснабжения самонесущим изолированным проводом от опоры ВЛ-0,4 кВ по переулку, на котором находится жилой дом, согласно проекта (после строительства ВЛ-0,4 кВ от КТП-10/0,4 кВ, сооружаемой ОАО "Донэнерго") и в соответствии с ПЭУ.
Однако технические условия, выданные Фокину Ф.Ф. N 07-8.16.17 (В17)/738 от 28.07.2010 г. и N 07-8.16.17 (В17) от 03.07.2008 г. названного текста не содержат.
Следовательно, вывод антимонопольного управления о допущенных ОАО "Донэнерго" нарушениях при выдаче данному лицу технических условий является ошибочным, решение управления от 28.06.2011 г. в этой части является недействительным. Выданное обществу предписание от 28.06.2011 г. N 352/02 об устранении указанного нарушения также подлежит признанию недействительным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению.
ОАО "Донэнерго" указывает, что изложенные в технических условиях мероприятия, необходимые для выполнения заявителями технологического присоединения, не нарушают прав граждан, обратившихся в антимонопольный орган, поскольку договоры на технологическое присоединение жилых домов заключены.
Между тем, факт заключения договоров не свидетельствует о возможности выдать технические условия с необоснованными мероприятиями для заказчика. Технические условия, как обязательный этап технологического присоединения не должны противоречить пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 (в редакции постановления Правительства от 21.09.2007 г. N 168).
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса РФ составляет 1 000 руб. и была уплачена обществом по платежному поручению N 8188 от 27.10.2011 г.
Излишне уплаченная сумма государственной пошлины по жалобе в размере 1 000 руб., подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.09.2011 по делу N А53-13494/2011 изменить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 28.06.2011 г. N 7990/02 в части выводов о нарушении ОАО "Донэнерго" антимонопольного законодательства при выдаче технических условий Фокину Федору Фроловичу и предписание от 28.06.2011 г. N 352/02.
В остальной части решение оставить без изменения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Донэнерго" из федерального бюджета 1 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Л.А. Захарова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 20 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360, исполнитель (сетевая организация) обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка, а также по подготовке сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства и подаче ресурсов не позднее установленной договором о подключении даты подключения.
...
Из материалов дела усматривается, что пунктом 2.1 технических условий на подключение, выданных обществом "Донэнерго" гражданам Самойлову Н.П., Зотову В.В., Черненко А.В. и Василенок Е.В. предусмотрено выполнение электроснабжения жилых домов от опоры ВЛ-0,4 кВ (после строительства ВЛ-0,4 кВ от КТП-10/0,4 кВ, сооружаемой ОАО "Донэнерго").
Таким образом, в нарушение вышеназванных норм в выданных обществом технических условиях отсутствует указание на расположение точки подключения, что не позволяет определить расстояние от границ участка заявителя до объекта электросетевого хозяйства и проверить правильность расчета заявителем стоимости присоединения.
При таких обстоятельствах общество обоснованно признано нарушившим положения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
...
ОАО "Донэнерго" указывает, что изложенные в технических условиях мероприятия, необходимые для выполнения заявителями технологического присоединения, не нарушают прав граждан, обратившихся в антимонопольный орган, поскольку договоры на технологическое присоединение жилых домов заключены.
Между тем, факт заключения договоров не свидетельствует о возможности выдать технические условия с необоснованными мероприятиями для заказчика. Технические условия, как обязательный этап технологического присоединения не должны противоречить пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 (в редакции постановления Правительства от 21.09.2007 г. N 168)."
Номер дела в первой инстанции: А53-13494/2011
Истец: ОАО "Донэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области