г. Ессентуки |
|
22 ноября 2011 г. |
Дело N А61-1408/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.11.2011.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Казаковой Г.В.,
судей: Егорченко И.Н., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эсангальдеевой Х.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу ответчика - администрации местного самоуправления г. Владикавказа на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19.08.2011 по делу N А61-1408/11 (судья Климатов Г.В.)
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1502046674, ОГРН 1031500254961, 362011, Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Николаева, 4)
к администрации местного самоуправления г. Владикавказа (ИНН 1501002346, ОГРН 1021500578087, 362040, Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, пл. Штыба, 2),
к Владикавказскому муниципальному учреждению здравоохранения Поликлиника N 6 (ИНН 1501002674, ОГРН 1031500150417, 362003, Республики Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Нальчикская, 3, А),
третьи лица: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РСО - Алания (ИНН 1515900188, ОГРН 1041501906456, 362019, Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Максима Горького, 26), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1515900318, ОГРН 1041502003674, 362003, Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Первомайская, 32, а), государственное унитарное предприятие "Аланиятехинвентаризация" Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1501036169, ОГРН 1031500152837, 000000, Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Кесаева, 3), Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Владикавказа
о признании права собственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Северная Осетия - Алания - не явились, извещены;
от ответчика - администрации местного самоуправления г. Владикавказа - Медоева А.А. (доверенность от 09.11.2011 N Д172);
от ответчика - Владикавказского муниципального учреждения здравоохранения Поликлиника N 6 - не явились, извещены;
от третьего лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РСО - Алания - Котолов О.А. (доверенность от 10.11.2011 N 19/1611-15);
от третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания - не явились, извещены;
от третьего лица - государственного унитарного предприятия "Аланиятехинвентаризация" Республики Северная Осетия - Алания не явились, извещены;
от третьего лица - Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Владикавказа - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Северная Осетия - Алания (далее - Терруправление, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к администрации местного самоуправления г. Владикавказа (далее - Администрация, ответчик), Владикавказскому муниципальному учреждению здравоохранения Поликлиника N 6 (далее - ВМУЗ Поликлиника N 6, поликлиника, ответчик) о признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - здание гаража, литера "Е", общей площадью 52,8 кв. м, расположенный по адресу: г. Владикавказ, ул. Нальчикская, 3"а", а также о признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления ВМУЗ "Поликлиника N 6" на указанный объект (по уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованиям, принятым судом к рассмотрению) (т. 1, л.д. 4-6, 110-111, 120-122).
Определениями суда от 16.06.2011 и 05.07.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РСО - Алания (далее - ГУ МЧС РФ по РСО-Алания), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (далее - Управление Росреестра по РСО-Алания), государственное унитарное предприятие "Аланиятехинвентаризация" Республики Северная Осетия - Алания (далее - ГУП "Аланиятехинвентаризация"), Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Владикавказ (далее - Комитет) (т. 1, л.д. 1-3, 65-67).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19.08.2011 по делу N А61-1408/11 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Признано право федеральной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение (гараж), литер Е общей площадью 52,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, ул. Нальчикская, 3 "а". Признано недействительным зарегистрированное право оперативного управления Владикавказского муниципального учреждения здравоохранения Поликлиника N6 на нежилое сооружение литер Е, общей площадью 62 кв. м (инв.N3а), расположенное по адресу: г. Владикавказ, ул. Нальчикская, 3 "а" и аннулирована запись от 17.08.2006 N15-1501/034/2006-385 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судебный акт мотивирован тем, что спорный объект недвижимого имущества, находится в федеральной собственности и в муниципальную собственность не передавался. Ответчиком зарегистрировано право собственности на спорный объект в нарушение закона, а потому не повлекло прекращения права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 19.08.2011, администрация обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Жалоба мотивирована тем, что судом неполно выяснены обстоятельства дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют материалам дела, в связи с чем принято незаконное и необоснованное решение. По мнению ответчика, спорное имущество находится в пользовании муниципальной поликлиники и обратное истцом не доказано. Право оперативного управления недвижимым имуществом в установленном законом порядке зарегистрировано Управлением Росреестра по РСО-Алания за поликлиникой. Кроме того, отсутствуют доказательства того, что объект недвижимости является капитальным строением и подлежит регистрации.
В судебном заседании представитель администрации доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
Представитель ГУ МЧС РФ по РСО-Алания против доводов апелляционной жалобы возражал, поддержал доводы отзыва, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Суду пояснил, что спорное помещение (гараж) с момента ввода в эксплуатацию в 1977 году и по настоящее время находится в пользовании ГУ МЧС и не могло быть отнесено к муниципальной собственности г. Владикавказа.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суд не известили. Отзывы на жалобу не направили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19.08.2011 по делу N А61-1408/11 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.05.1996 N 784 "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации" (утратившим силу с 30.11.2011), постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 N 1396 "О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям", в 1997 году штабы гражданской обороны были реорганизованы в органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
Указом Президента Республики Северная - Алания от 20.08.1997 N 230 "О реорганизации органов Республики Северная Осетия - Алания, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" функции штабов гражданской обороны переданы Министерству Республики Северная Осетия - Алания по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РСО - Алания), а именно: территориальному органу МЧС России в Республике Северная Осетия - Алания.
В соответствии с приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации" в Республике Северная Осетия - Алания образовано Главное управление МЧС России по РСО - Алания, к которому перешли функции территориального органа МЧС России в РСО - Алания.
Следовательно, вследствие проведенных реорганизаций ГУ МЧС РФ по РСО-Алания является правопреемником Штаба гражданской обороны СО АССР.
Из материалов дела следует, что распоряжением исполкома Орджоникидзевского городского Совета депутатов трудящихся N 58 от 27.04.1977 Штабу гражданской обороны СО АССР выдано разрешение на строительство утепленного гаража на территории Поликлиники N 4, расположенной по адресу: г. Орджоникидзе, ул. Нальчикская, 3, и выдан паспорт земельного участка. В целях строительства в мае 1977 г. осуществлен отвод земельного участка (т. 1, л.д. 39, 40, 10-16).
Штаб гражданской обороны СО АССР после получения соответствующей документации на земельный участок (акт об отводе границ земельного участка от 10.05.1977) на основании технических условий и сметы на строительство гаража на 2 автомашины N 684 (заказ N 388/77) осуществил строительство гаража за счет средств государственного бюджета (т. 1, л.д. 13, 21-36).
В 1977 г. объект введен в эксплуатацию и по настоящее время используется ГУ МЧС РФ по РСО-Алания.
Решением Комитета по управлению имуществом г. Владикавказа от 31.03.2006 N 25 Владикавказскому муниципальному учреждению здравоохранения - Поликлиника N 6, расположенной по адресу: г. Владикавказ, ул. Нальчикская, 3а, передано в оперативное управление муниципальное имущество (т. 1, л.д. 59).
На основании указанного решения 31.03.2006 между Комитетом по управлению имуществом г. Владикавказ и ВМУЗ - Поликлиника N 6 заключен договор пользования муниципальным имуществом на праве оперативного управления N 82, без указания объектов недвижимости, которое было передано по акту приема-передачи с указанием объектов недвижимости, а именно: нежилые здания литер "А", "В", "в-1", "Д", расположенные по адресу: г. Владикавказ, ул. Нальчикская, 3а, общей площадью 1278 кв. м., в том числе подвалы площадью 159,1 кв. м (т. 1, л.д. 56-58, 60).
Договор пользования муниципальным имуществом на праве оперативного управления N 82 от 31.03.2006 зарегистрирован в установленном действующим законодательством порядке.
Вместе с тем, на основании решения Комитета по управлению имуществом г. Владикавказа от 31.03.2006 N 25 Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в РСО-Алания 17.08.2006 зарегистрировало право оперативного управления на нежилое сооружение (Литер Е) общей площадью 62 кв. м за ВМУЗ "Поликлиника N 6", о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись о регистрации N 15-15-01/034/2006-385 (т. 1, л.д. 41).
Теруправление, считая, что объект недвижимости - гараж литера "Е", расположенный по адресу: г. Владикавказ, ул. Нальчикская, 3а, является объектам федеральной собственности в силу закона, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что указанная в распоряжении исполкома Орджоникидзевского городского Совета депутатов трудящихся N 58 от 27.04.1977 Поликлиника N 4, расположенная по адресу: г. Орджоникидзе, ул. Нальчикская, 3 (дом указан как 3, так и 3а) в настоящее время является Владикавказским муниципальным учреждением здравоохранения - Поликлиника N6, местом нахождения которой является адрес: г. Владикавказ, ул. Нальчикская, 3а, а расположенный на территории земельного участка Поликлиники N 6 гараж литера "Е" общей площадью 62 кв. м, зарегистрированный на праве оперативного управления за Поликлиникой N 6, и построенный в 1977 году Штабом гражданской обороны СО АССР за счет государственных денежных средств гараж на 2 автомашины, указанный в техническом паспорте как объект недвижимого имущества - здание гаража, литера "Е", общей площадью 52,8 кв. м, расположенный по адресу: г. Владикавказ, ул. Нальчикская, 3 "а", являются одним и тем же объектом.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности (пункт 1).
Органы гражданской обороны в соответствии с положениями пункта 2 раздела 2 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 относятся исключительно к федеральной собственности.
При разрешении вопроса о разграничении собственности должен обеспечиваться принцип сохранения единства имущественного комплекса, состоящий в том, что все имущество, которое до разграничения собственности использовалось отдельной государственной организацией в процессе своей деятельности, должно быть отнесено к одному уровню собственности в целом. На основании этого за государственной организацией должно закрепляться не только оборудование и иное движимое имущество, но и недвижимость, используемая этой организацией в процессе своей деятельности.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что начиная с 1977 года и до настоящего времени здание гаража литер "Е" находится в постоянном пользовании Штаба гражданской обороны СО АССР, а в последующем его правопреемника МЧС РФ по РСО-Алания для размещения автотранспорта.
Следовательно, спорное нежилое помещение - гараж литер "Е", являлось объектом гражданской обороны на момент законодательного разграничения собственности и по настоящее время из владения федерального учреждения не выбывало, в связи с чем является федеральной собственностью и подлежало включению в реестр федеральной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе и из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Пунктом 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установлено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
При установленных обстоятельствах Теруправление правомерно обратилось в суд с иском о признании права федеральной собственности на спорный объект недвижимости.
Доказательств о том, что спорный объект недвижимости является муниципальной собственностью и правомерно передан в оперативное управление муниципальному учреждению в материалы дела не представлено.
Более того, ни в решении Комитета по управлению имуществом г. Владикавказа от 31.03.2006 N 25, ни в договоре пользования муниципальным имуществом на праве оперативного управления N 82 от 31.03.2006, ни в акте приема передачи нежилых зданий от 31.03.2006 спорный объект литера "Е" не указан, следовательно, регистрация указанного права не может свидетельствовать о законности оснований распоряжения органом местного самоуправления объектом федеральной собственности, а учитывая, что спорное имущество из федеральной собственности не выбывало, Комитет по управлению имуществом г. Владикавказа не вправе был передавать объект недвижимости в оперативное управление поликлиники.
В пункте 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал на то, что ссылка на решение Комитета по управлению имуществом г. Владикавказа от 31.03.2006 N 25 при регистрации объекта недвижимости на праве оперативного управления и государственная регистрация права оперативного управления поликлиники на спорное недвижимое имущество не может быть признана судом в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего возникновение у органа местного самоуправления права собственности на спорное помещение, поскольку указанный объект является объектом федеральной собственности в силу прямого указания закона.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, пришел к законному и обоснованному выводу, что спорный объект недвижимого имущества - здание гаража, литер "Е", общей площадью 52,8 кв.м., расположенный по адресу: г. Владикавказ, ул. Нальчикская, 3"а", находящийся на территории поликлиники, на момент разграничения государственной собственности в Российской Федерации использовался штабом гражданской обороны и используется его правопреемником до настоящего времени, следовательно, ответчиком зарегистрировано право оперативного управления на спорный объект в нарушение закона, а потому не повлекло прекращения права собственности Российской Федерации на спорное помещение в соответствии с действующим законодательством.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу и о том, что спорный объект в установленном законом порядке из состава федеральной собственности в муниципальную собственность субъекта Российской Федерации не передавался, а учитывая, что право собственности Российской Федерации на спорный объект в установленном законодательством порядке (пункт 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации) не прекращалось и объект в муниципальную собственность не передавался, то у Комитета по управлению имуществом г. Владикавказа отсутствовали правовые основания для передачи спорного имущества в оперативное управление поликлиники, следовательно, зарегистрированное право муниципальной собственности г. Владикавказа на спорное нежилое помещение является недействительным, в связи с чем исковые требование являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал требования истца о признании права собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимости и о признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления поликлиники на указанное имущество недействительным обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины судом первой инстанции на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не взысканы, поскольку стороны освобождены от уплаты пошлины в силу закона.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, представленным сторонами доказательствам и доводам ответчика дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Кроме того, доводы ответчика основаны на неправильном толковании норм материального права, а также противоречат представленным в материалы дела доказательствам.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что ответчики в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование заявленных требований и возражений, не представили ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции доказательств в обоснование своих доводов, поэтому они не могут быть приняты судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного и отклоняются за необоснованностью.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19.08.2011 по делу N А61-1408/11 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19.08.2011 по делу N А61-1408/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1408/2011
Истец: Территориальное управление Росимущества в Республике Северная Осетия-Алания, Теруправление Росимущества в РСО-А
Ответчик: Администрация местного самоуправления г. Владикавказа, АМС г. Владикавказа, Владикавказское униципальное учреждение здравоохранения "Поликлиника N6", Поликлиника N6
Третье лицо: Главное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям по Республике Северная Осетия-Алания, Главное управление МЧС по РСО-А, ГУП "Аланиятехинвентаризация", ГУП "Аланиятехинвентаризация" РСО-Алания, Комитет по управлению имуществом г. Владикавказ, Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями г. Владикавказа, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2012 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6324/12
16.07.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2912/11
22.05.2012 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-1408/11
01.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-629/12
22.11.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2912/11