г. Пермь |
|
16 февраля 2012 г. |
Дело N А60-32743/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И.В.
судей Савельевой Н.М., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.,
при участии:
от истца ИП Добриева Я.А. (ИНН 662000055022, ОГРН 304662024300032) - Овсянников В.Н., доверенность от 08.02.2011 серии 66АА N 0312684, предъявлено удостоверение адвоката;
от ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ИНН 6670324273, ОГРН 1106670035834) - не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика
Департамента лесного хозяйства Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 декабря 2011 года
по делу N А60-32743/2011,
принятое судьей Италмасовой Е.Г.,
по иску ИП Добриева Я.А.
к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области
о признании незаконным отказа,
установил:
ИП Добриев Я.А. обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании незаконным отказа Департамента лесного хозяйства Свердловской области в переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 20.01.2004 N 7/0037, содержащийся в письме от 30.08.2011 N 01-16-5622/11, обязать ответчика вынести решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 20.01.2004 N 7/0037 с сохранением объемов лесопользования и местонахождения участков лесопользования и заключить договора аренды участка лесного фонда с заявителем в срок до 20.01.2014.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.12.2011 заявленные требования удовлетворены: признан незаконным отказ Департамента лесного хозяйства Свердловской области в переоформлении договора аренды участка лесного фонда N 7/0037 от 20.01.2004, содержащийся в письме N 01-16-5622/11 от 30.08.2011. На Департамент лесного хозяйства Свердловской области возложена обязанность по принятию решения о переоформлении договора аренды участка лесного фонда N 7/0037 от 20.01.2004 с сохранением объемов лесопользования и местонахождения участков лесопользования и заключить договор аренды участка лесного фонда с ИП Добриевым Я.А. на срок до 20.01.2014.
Не согласившись с решением суда, Департамент лесного хозяйства Свердловской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований. Заявитель жалобы указывает, что переход права аренды участка лесного фонда другому лицу не может быть произведен без согласия арендодателя. В отношении прав и имущества организаций, признанных банкротом в соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", не установлено исключений из общих правил. Кроме того, спорные участки не прошил кадастровый учет, договор аренды участка лесного фонда не приведен в соответствии с Лесным кодексом РФ.
ИП Добриевым Я.А. представлен письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит жалобу оставить без изменения, решение суда - без изменения, поскольку судом сделан обоснованный и мотивированный вывод об отсутствии у заинтересованного лица оснований для отказа в переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 20.01.2004. При заключении договора уступки прав аренды лесного участка 24.11.2010 не требовалось осуществления государственного кадастрового учета участка лесного фонда.
Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Департамент лесного хозяйства Свердловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направил, что в соответствии с п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без его участия.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 14.02.2011 был объявлен перерыв до 15.02.2011 16.30ч.
После перерыва судебное заседание продолжено, стороны не явились.
Представителем истца в суд апелляционной инстанции представлена копия договора аренды лесного участка от 14.02.2012.
Копия договора аренды приобщена к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 20.01.2004 между ГУ Кушвинский лесхоз (арендодатель) и ООО "Восток" (арендатор) был подписан договор аренды лесного участка N 7/0037, согласно которому арендатору во временное пользование предоставлен участок лесного фонда площадью 1567га, расположенный в границах Азиатского лесничества кв. N 35,36, площадью 284га, Верхнетуринское лесничество кв. N 87-90, 104, 105, площадью 1283га.
Согласно п. 3 договора срок действия составил 10 лет.
Договор зарегистрирован за N 66-01/17-1/2004-280.
В дальнейшем, 24.11.2010 между ИП Добриевым С.А. и ООО "Восток" в лице конкурсного управляющего Боровитченко А.В. года по итогам торгов по продаже имущества ООО "Восток", проведенных в установленном Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) порядке, заключен договор N 5 уступки права аренды участка лесного фонда площадью 1567га, расположенного в границах: Азиатское лесничество кв. N 35,36. площадью 284га; Верхнетуринское лесничество кв. N 87-90,104,105 площадью 1283га с расчетным ежегодным объемом главного пользования: всего - 6,2 тыс.куб.м, в том числе по хвойному хозяйству - 1,2 тыс.куб.м. по договору N 7/0037 от 20.01.2004.
В целях приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации ИП Добриев Я.А. обратился в Департамент лесного хозяйства Свердловской области с заявлением о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 20.02.2004 N 7/0037, а также договора уступки права аренды лесного участка N 5 от 24.11.2010.
Заинтересованное лицо письмом от 30.08.2011 N 01-16-5622/11 заявителю отказано в переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 20.02.2004 N 7/0037 на том основании, что сделка по уступке прав аренды участка лесного фонда является незаконной, т.к. Департамент лесного хозяйства Свердловской области и его предшественник (Министерство природных ресурсов Свердловской области) согласия на уступку не давали.
Считая отказ в переоформлении договора аренды участка лесного фонда незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в данной части, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ заинтересованного лица, основанный на отсутствии согласия арендатора, противоречит нормам закона о банкротстве, имеющим приоритетное значение по сравнению с иными нормами права. Действующим законодательством не введен запрет на совершение уполномоченным органом действий по переоформлению договора аренды лесного фонда после 01.01.2009.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда соответствует действующему законодательству и не подлежит отмене.
Лесные участки являются самостоятельными объектами, имеющими специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством.
В соответствии с ч.2,3 ст. 71 Лесного кодекса РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства, согласно ст. 310 ГК РФ, не допускается.
Пунктом 2 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено ГК РФ, другим законом или иными правовыми актами.
Иные, чем приведены в данной норме, условия передачи арендатором лесного участка своих прав и обязанностей по договору аренды Лесным кодексом РФ не предусмотрены.
Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" установлены правила о порядке и условиях реализации имущества должника, признанного банкротом, направлены на обеспечение удовлетворения требований кредиторов за счет имущества, включенного в конкурсную массу.
Нормы этого закона носят специальный характер, ввиду чего подлежат приоритетному применению.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий вправе распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены законом.
В силу положений п. 1 ст. 131 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное настоящим договором имущество (п. 2 ст. 131 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Исчерпывающий перечень имущества должника, не включаемого в конкурсную массу, содержится в ст. 132 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Законом не предусмотрены ограничения по включению в конкурсную массу прав арендатора. Обязанность конкурсного управляющего по продаже имущества должника, включенного в конкурсную массу, посредством торгов установлена ст. 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что права по договору аренды входят в единый комплекс имущества предприятия.
Получение согласия арендодателя на продажу данного права в составе конкурсной массы должника Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание, что отсутствие в ГК РФ и Лесном кодексе РФ соответствующих особенностей перехода права аренды в случае ликвидации продавца не должно служить препятствием для переоформления соответствующего договора аренды лесного участка.
При этом, именно в интересах ответчика урегулировать вопрос переоформления договора аренды, поскольку в случаях прекращения договора аренды лесного участка в случае банкротства лесопользователя лесной участок возвращается досрочно, после кратковременного периода его выгодной интенсивной эксплуатации.
Учитывая изложенные нормы права, а также отсутствие у суда и Департамента лесного хозяйства сомнений в добросовестности приобретения права аренды на торгах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности заявленного истцом требования о переоформлении договора аренды лесного участка.
Иной подход не обеспечит должной защиты приобретателя имущества с торгов.
Доводы департамента о том, договор аренды лесного участка не был переоформлен в соответствии с требованиями Закона "О введении в действие Лесного кодекса РФ" в срок до 01.01.2009, государственный кадастровый учет лесного участка не осуществлялся, правомерно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем).
Следовательно, по смыслу указанной нормы правомочия арендатора по распоряжению участком лесного фонда ограничены до осуществления государственного кадастрового учета такого участка.
В то же время, в силу п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2012, признается юридически действительным (п. 2 ст. 4.2 указанного Федерального закона).
В силу ч. 1 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Из материалов дела следует, что указанный участок лесного фонда поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 66:17/01:222:01:00:А10.
Учитывая изложенное, при заключении спорного договора перенайма не требовалось осуществление государственного кадастрового учета данного участка лесного фонда.
При этом, из Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов России от 04.10.2007 N 258, не следует запрет на переоформление договоров аренды после 01.01.2009.
Судом апелляционной инстанции принято во внимание также то, что департамент на сегодняшний момент переоформил договор аренды лесного участка N 7/0037 от 20.01.2004 путем подписания нового договора N 731 от 14.02.2012.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд установил, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, в связи с чем решение суда отмене не подлежит.
Согласно ст. 333.37 НК РФ Департамент лесного хозяйства Свердловской области освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.12.2011 по делу N А60-32743/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем).
Следовательно, по смыслу указанной нормы правомочия арендатора по распоряжению участком лесного фонда ограничены до осуществления государственного кадастрового учета такого участка.
В то же время, в силу п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2012, признается юридически действительным (п. 2 ст. 4.2 указанного Федерального закона).
В силу ч. 1 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Из материалов дела следует, что указанный участок лесного фонда поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 66:17/01:222:01:00:А10.
Учитывая изложенное, при заключении спорного договора перенайма не требовалось осуществление государственного кадастрового учета данного участка лесного фонда.
При этом, из Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов России от 04.10.2007 N 258, не следует запрет на переоформление договоров аренды после 01.01.2009."
Номер дела в первой инстанции: А60-32743/2011
Истец: ИП Добриев Якуп Абдулганович
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-310/12