г.Воронеж |
|
09 февраля 2012 г. |
Дело N А14-7866/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.02.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей: Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от администрации Таловского муниципального района Воронежской области: Лычагина Ю.В., представителя по доверенности 36 АВ 0110615 от 01.11.2010,
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лепехина Виктора Петровича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Таловского муниципального района Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.11.2011 по делу N А14-7866/2011 (судья Федосеева И.В.) по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лепехина Виктора Петровича (ОГРН 307362933100038) к администрации Таловского муниципального района Воронежской области о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц администрации Таловского муниципального района Воронежской области, выразившихся в несвоевременном рассмотрении заявления от 10.11.2010 о предоставлении земельного участка, а также в не предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лепехин Виктор Петрович (далее - заявитель, Лепехин В.П.) обратился в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц администрации Таловского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация), выразившихся в несвоевременном рассмотрении заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лепехина Виктора Петровича от 10.11.2010 о предоставлении земельного участка в аренду; а также в не предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.11.2011 по делу N А14-7866-2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Воронежской области и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что Администрация, учитывая неоднократность обращений Лепехина В.П. (заявления от 04.05.2008, 14.12.2009, 10.11.2010), приняла решение рассмотреть заявление от 10.11.2010 на заседании комиссии по регулированию земельных вопросов с участием заявителя в порядке пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Последний раз Лепехин В.П. обратился в Администрацию 07.07.2011, ответ на данное обращение направлен заявителю 13.07.2011.
Как указывает заявитель жалобы во всех случаях, при обращении Лепехина В.П., специалистами разъяснялся порядок предоставления земельных участков в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Однако, по мнению Администрации, требование о предоставлении земельного участка в установленном порядке заявлено не было, поскольку точное местонахождение испрашиваемого земельного участка заявителем не указывалось.
Представитель администрации Таловского муниципального района Воронежской области в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лепехин Виктор Петрович в судебное заседание не явился, явку представителей не обеспечил, представив суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В поступившем в материалы дела отзыве, глава КФХ против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает довод Администрации о необходимости указания заявителем в своем заявлении о предоставлении земельного участка в аренду конкретного местоположения земельного участка противоречит нормам действующего земельного законодательства, а также указывает, что Администрацией до настоящего времени не принято мер по утверждению схемы расположения испрашиваемого земельного участка для осуществления деятельности фермерского хозяйства. Кроме того, считает, что Администрацией документально не подтвержден процесс заседания комиссии по регулированию земельных вопросов с участием заявителя при рассмотрении заявления от 10.11.2010.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лепехина Виктора Петровича о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие на основании статей 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании 26.01.2012 в порядке статей 163, 266 АПК РФ объявлялся перерыв до 02.02.2012.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав пояснения представителя Администрации, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Лепехин Виктор Петрович зарегистрирован в ЕГРИП в качестве Главы крестьянского (фермерского) хозяйства 28.11.2007 за основным государственным регистрационным номером 307362933100038.
10.11.2010 Лепехин В.П. обратился в администрацию Таловского муниципального района Воронежской области с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 10 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 50 га, находящихся на территории 2 Шанинского сельского поселения, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Поскольку ответ на заявление получен не был, 11.07.2011 глава КФХ Лепехин В.П. вновь обратился в Администрацию с заявлением, в котором просил рассмотреть заявление от 10.11.2010 по существу.
Администрация в письме N 1718 от 13.07.2011 сообщила Лепехину В.П. об отсутствии возможности предоставить земельный участок для осуществления КФХ, сославшись на пункты 2, 3 статьи 34 ЗК РФ и указав на отсутствие в заявлении от 10.11.2010 конкретного местоположения испрашиваемого земельного участка.
Полагая, что действия Администрации, выразившиеся в несвоевременном рассмотрении заявления от 10.11.2010 и не принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, являются незаконными, а также нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из наличия совокупности условий, установленных статьей 198 АПК РФ, для признания действий (бездействия) незаконным.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, находит позицию арбитражного суда области верной с учетом следующего.
В соответствии с частью первой статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу названной нормы удовлетворение заявленных требований возможно при одновременном наличии двух условий: если оспариваемое действие (бездействие) уполномоченных органов не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности согласно статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию соответствующего акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решений.
В пункте 2 статьи 34 ЗК РФ указано, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
Согласно пункту 1 вышеназванной статьи Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 названной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом (пункт 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового пас порта этого земельного участка (пункт 4 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" органы местного самоуправления содействуют осуществлению фермерскими хозяйствами своей деятельности, оказывают им поддержку, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам.
Пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ определен способ защиты прав лица, обратившегося в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка. Так, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом установлено, и не оспаривается Администрацией, заявителем подано заявление от 10.11.2010 о предоставлении земельного участка.
Согласно текста данного заявления участок испрашивается в аренду сроком на 10 лет, в заявлении указаны цель использования - для производства сельскохозяйственной продукции, предполагаемый размер - 50 га, местоположение - на территории 2 Шанинского сельского поселения, что соответствует требованиям, установленным вышеназванными нормами права. Доказательств невозможности надлежащего рассмотрения данного заявления в установленные сроки Администрацией не представлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, учитывая, что в нарушение установленного законом срока, до настоящего времени Администрацией не принято мер по рассмотрению данного заявления, утверждению схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, суд апелляционной инстанции полагает, что требования закона, в частности статьи 12 Закона N 74-ФЗ, Администрацией не были соблюдены, в силу чего усматривается нарушение прав заявителя.
Как верно указал суд области, отсутствие утвержденной схемы расположения испрашиваемого земельного участка препятствует заявителю получить и предоставить в орган местного самоуправления кадастровый паспорт земельного участка с целью принятия решения о предоставлении ему данного земельного участка на праве аренды.
В нарушение статьи 65 АПК РФ, Администрацией не представлены доказательства законности и обоснованности оспариваемых действий (бездействия), безусловно нарушивших права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод о том, что в заявлении от 10.11.2011 не указано точное местонахождение земельного участка, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку данное обстоятельство, порождая обязанность по совершению Администрацией дальнейших действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, не может служить основанием для отказа в рассмотрении заявления и принятии решения о возможности предоставлении земельного участка для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
Ссылки на те обстоятельства, что ранее Лепехин В.П. также обращался за предоставлением земельного участка и Администрацией были даны ответы на данные обращения не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора с учетом его предмета.
Довод о рассмотрении заявления Лепехина В.П. от 10.11.2010 на заседании комиссии по регулированию земельных вопросов отклоняется судом апелляционной инстанции, как документально необоснованный.
Также не принимается апелляционной инстанцией довод о том, что лицо, обратившееся в Администрацию, должно подтвердить права и полномочия на такое обращение, поскольку нерассмотрение заявление от 10.11.2010 не ставилось в зависимость от данного обстоятельства.
Размещение информации о наличии земельных участков, расположенных в иных районах в пределах ведения Администрации, также не свидетельствует о законности оспариваемых действий.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, свидетельствующих о неправомерности выводов, изложенных в судебном акте, подателем жалобы не заявлено.
Апелляционная инстанция находит, что представленные доказательства судом оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы предпринимателя и изменения состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос о взыскании с Администрации государственной пошлины судом не решается.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст.ст. 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.11.2011 по делу N А14-7866/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" органы местного самоуправления содействуют осуществлению фермерскими хозяйствами своей деятельности, оказывают им поддержку, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам.
Пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ определен способ защиты прав лица, обратившегося в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка. Так, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
...
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, учитывая, что в нарушение установленного законом срока, до настоящего времени Администрацией не принято мер по рассмотрению данного заявления, утверждению схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, суд апелляционной инстанции полагает, что требования закона, в частности статьи 12 Закона N 74-ФЗ, Администрацией не были соблюдены, в силу чего усматривается нарушение прав заявителя.
...
Довод о том, что в заявлении от 10.11.2011 не указано точное местонахождение земельного участка, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку данное обстоятельство, порождая обязанность по совершению Администрацией дальнейших действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, не может служить основанием для отказа в рассмотрении заявления и принятии решения о возможности предоставлении земельного участка для осуществления деятельности фермерского хозяйства."
Номер дела в первой инстанции: А14-7866/2011
Истец: Глава КФХ Лепехин В. П., Глава Кфх Лепехин Виктор Петрович
Ответчик: Администрация Таловского муниципального района ВО, Администрация Таловского муниципального района Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6920/11