г. Санкт-Петербург |
|
16 февраля 2012 г. |
Дело N А56-45035/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Борисовой
судей Е.А.Фокиной, Л.А. Шульга
при ведении протокола судебного заседания: Е.В.Михайлюк
при участии:
от заявителя: не явились-извещены (уведомление N 35794)
от заинтересованного лица: не явились-извещены (уведомление N 35795);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-197/2012) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2011 по делу N А56-45035/2011 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по заявлению ООО "ПродИмпорт"
к Балтийской таможне
о признании незаконным бездействия таможенного органа в непредоставлении тарифных преференций и обязании совершить действия по возврату таможенных платежей
установил:
ООО "ПродИмпорт" (195027, Санкт-Петербург, ул.Магнитогорская, д.17, лит.Ю, ОГРН, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Балтийской таможни (198184,Санкт-Петербург, Канонерский остров, д.32а, далее - таможенный орган), выразившегося в непредоставлении тарифных преференций на товар ввезенный по ГТД N N 10216110/170210/0004080, 10216100/260210/0016907, 10216110/110310/0006525, 10216120/110410/0009494, 10216110/210410/0012311, 10216110/210410/0012312, 10216100/170311/0022576, 10216100/230311/0024885, 10216100/250311/0025923, 10216120/180810/П030345, 10216120/090311/0011111, 10216120/090311/0011138, 10216100/160311/0022446, 10216120/130810/0029589, 10216110/290111/0004015, 10216110/060211/0005622, 10216110/130211/0007068, 10216110/250211/0009871, 10216100/240311/0025388, 10216100/240311/0025395, 10216100/270311/0026481, 10216100/030411/0028337, 10216100/030411/0028366, 10216100/030411/0028340, 10216100/271110/0147080, 10216120/030211/0005351, 10216120/240211/0009242, 10216120/031210/П050297, 10216120/201010/0041378, 10216120/041210/П050610, 10216100/131110/П140678, 10216120/220111/0002742, 10216120/030211/0005352, 10216120/240211/0009236, 10216120/031110/П044160, 10216100/101210/0152756, 10216120/181210/П053109, 10216120/261110/0048947, 10216120/210111/0002677, 10216120/240211/0009228, 10216120/031210/0050324, 10216120/031110/П044161, 10216120/131210/П052139, 10216120/241210/П054313, 10216120/241210/0054335, 10216100/010410/0031430, 10216100/250310/0028063, 10216100/110310/0022011, 10216100/100410/0035548, 10216100/220410/0040191 и обязании таможенного органа восстановить нарушенные права общества путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 9 225 734,86 рублей.
Решением суда первой инстанции, заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме: признано незаконным бездействие Балтийской таможни, выразившееся в непредоставлении тарифных преференций на товар, ввезенный по спорным ГТД. Суд обязал таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата на его расчетный счет 9 225 734,86 рублей таможенных платежей, как излишне уплаченных.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Балтийская таможня направила апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда полностью и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что в ходе таможенного оформления товаров общество о предоставлении тарифных преференций не заявляло, сертификаты о происхождении товара по форме "А" не предъявляло, общество обратилось с заявлениями о восстановлении преференциального режима после выпуска товаров. По мнению таможенного органа, поступившие от общества заявления, в связи с отсутствием необходимых документов, не могут быть приравнены к заявлениям о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, а являются заявлениями о восстановлении преференциального режима. По результатам рассмотрения указанных заявлений в отношении части ГТД были приняты решения о восстановлении таможенных преференций, в части отказано, также обществу было предложено обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных денежных средств с приложением необходимых документов, предусмотренных статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Приказом ФТС от 22.12.2010 N 2520.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.
Законность и обоснованность принятого решения суда проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258,266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "ПродИмпорт" заключило внешнеторговые контракты: с фирмой "CIPAL S.A." (Эквадор)- контракт N 2 от 27.08.2009; с фирмой "MAROC FRUIT BOARD" (Марокко)- контракт N 3 от 10.09.2008; с фирмой "PATAGONIAN FRUITS TRADE S.A." (Аргентина)- контракт N4 от 15.12.2008; с фирмой "DEL MONTE FRESH PRODUCE INT'L Inc."/ "Del monte fresh produce (Chile) S.A./" (Чили)- контракт N 5 от 22.12.2008; с фирмой "ELWADI EXPORT CO. For AGRICULTURAL PRODUCTS" (Египет)- контракт N7 от 29.12.2008; с фирмой "CEPESPAN (LTD)" (ЮАР)- контракт N 14 от 16.02.2009 ; с фирмой "AMK AgroPro Trading Pvt Ltd." (Индия)- контракт N23 от 27.01.2011; с фирмой "RAUL ALBERTO MARTINEZ" (Аргентина)- контракт N24 от 02.02.2011; с фирмой "HERALDO FRUTAS S.A." (Аргентина)-контракт N25 от 21.12.2008.
В соответствии с условиями данных контрактов продавцы обязались передать товар (фрукты) в собственность покупателя, а покупатель обязался принять и оплатить его. Ассортимент и цена товара определялись в соответствии с инвойсами, выставляемыми продавцом на каждую партию товара по контракту.
Во исполнение контрактных обязательств с февраля 2010 года по апрель 2011 года продавцы поставили указанный выше товар на территорию Российской Федерации.
Товар был предъявлен к таможенному оформлению по ГТД N N 10216110/170210/0004080, 10216100/260210/0016907, 10216110/110310/0006525, 10216120/110410/0009494, 10216110/210410/0012311, 10216110/210410/0012312, 10216100/170311/0022576, 10216100/230311/0024885, 10216100/250311/0025923, 10216120/180810/П030345, 10216120/090311/0011111, 10216120/090311/0011138, 10216100/160311/0022446, 10216120/130810/0029589, 10216110/290111/0004015, 10216110/060211/0005622, 10216110/130211/0007068, 10216110/250211/0009871, 10216100/240311/0025388, 10216100/240311/0025395, 10216100/270311/0026481, 10216100/030411/0028337, 10216100/030411/0028366, 10216100/030411/0028340, 10216100/271110/0147080, 10216120/030211/0005351, 10216120/240211/0009242, 10216120/031210/П050297, 10216120/201010/0041378, 10216120/041210/П050610, 10216100/131110/П140678, 10216120/220111/0002742, 10216120/030211/0005352, 10216120/240211/0009236, 10216120/031110/П044160, 10216100/101210/0152756, 10216120/181210/П053109, 10216120/261110/0048947, 10216120/210111/0002677, 10216120/240211/0009228, 10216120/031210/0050324, 10216120/031110/П044161, 10216120/131210/П052139, 10216120/241210/П054313, 10216120/241210/0054335, 10216100/010410/0031430, 10216100/250310/0028063, 10216100/110310/0022011, 10216100/100410/0035548, 10216100/220410/0040191.
К указанным ГТД были приложены товаросопроводительные документы. Таможенные платежи уплачены в соответствии с пунктом 1 статьи 38 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьями 81, 84 Таможенного кодекса Таможенного союза без учета таможенных преференций.
07.07.2010 общество обратилось в Балтийскую таможню с заявлением N 020/10 (вх.N 21643 от 07.07.2010) о предоставлении тарифных преференций и зачете денежных средств переплаченных по ГТД: N N 10216100/010410/0031430, 10216100/250310/0028063, 10216100/110310/0022011, 10216100/100410/0035548, 10216100/220410/0040191.
14.01.2011 - с заявлением N 01/11 (вх. N 719 от 18.01.2011) о предоставлении тарифных преференций и зачете денежных средств переплаченных по ГТД N N 10216110/170210/0004080, 10216100/260210/0016907, 10216110/110310/0006525, 10216120/110410/0009494, 10216110/210410/0012311, 10216110/210410/0012312.
25.05.2011 -с заявлением N 054/11 (вх. N 14565 от 25.05.2011) о предоставлении тарифных преференций и зачете денежных средств переплаченных по ГТД N N 10216120/180810/П030345, 10216120/090311/0011111, 10216120/090311/0011138, 10216100/160311/0022446, 10216120/130810/0029589.
25.05.2011 - с заявлением N 053/11 (вх. N 14597 от 26.05.201) о предоставлении тарифных преференций и зачете денежных средств переплаченных по ГТД N N 10216100/170311/0022576, 10216100/230311/0024885, 10216100/250311/0025923.
25.05.2011- с заявлением N 055/11 (вх. N 14598 от 26.05.2011) о предоставлении тарифных преференций и зачете денежных средств переплаченных по ГТД N N 10216110/290111/0004015, 10216110/060211/0005622, 10216110/130211/0007068, 10216110/250211/0009871, 10216100/240311/0025388, 10216100/240311/0025395, 10216100/270311/0026481, 10216100/030411/0028337, 10216100/030411/0028366, 10216100/030411/0028340.
17.06.2011 с заявлением N 056/11 (вх. N 17138 от 17.06.2011) о предоставлении тарифных преференций и зачете денежных средств переплаченных по ГТД N N 10216100/271110/0147080, 10216120/030211/0005351, 10216120/240211/0009242, 10216120/031210/П050297, 10216120/201010/0041378, 10216120/041210/П050610, 10216100/131110/П140678, 10216120/220111/0002742, 10216120/030211/0005352, 10216120/240211/0009236, 10216120/031110/П044160, 10216100/101210/0152756, 10216120/181210/П053109, 10216120/261110/0048947, 10216120/210111/0002677, 10216120/240211/0009228, 10216120/031210/0050324, 10216120/031110/П044161, 10216120/131210/П052139, 10216120/241210/П054313, 10216120/241210/0054335.
Ко всем вышеуказанным заявлениям были приложены подлинники сертификатов о происхождении товаров по форме "А" и иные документы для подтверждения страны происхождения и принятия решения о предоставлении тарифных преференций по уплате импортной пошлины и зачете денежных средств. Однако тарифные преференции на ввезенный товар таможенным органом предоставлены не были.
29.07.2011 общество повторно обратилось в Балтийскую таможню с заявлением N 7-3/Прод о предоставлении тарифных преференций и зачете денежных средств, указанных в заявлениях: исх.N 020/10 от 07.07.2010 (вх.N 21643 от 07.07.2010), исх.N 01/11 от 14.01.2011 (вх.N 719 от 18.01.2011), исх.N 054/11 от 25.05.2011 (вх.N 14656 от 25.05.2011), исх.N 053/11 от 25.05.2011 (вх.N 14597 от 26.05.2011), исх.N 055/11 от 25.05.2011 (вх.N 14598 от 26.05.2011), исх.N 056/11 от 17.06.2011 (вх.N 17138 от 17.06.2011), предоставив копии документов, указанных в приложениях (за исключением, оригиналов сертификатов происхождения по форме "А", предоставленных ранее). Данное заявление возвращено обществу без рассмотрения.
ООО "ПродИмпорт", считая бездействие таможенного органа в непредоставлении тарифных преференций и возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 9 225 734,86 рублей незаконным, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества, дал полную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (в редакции от 21.07.2005 N 112-ФЗ) установлено, при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.
На период таможенного оформления товара с февраля 2010 года по апрель 2011 года порядок декларирования регламентировался как положениями Таможенного кодекса Российской Федерации, так и положениями Таможенного кодекса Таможенного союза.
На момент ввоза товара преференциальный режим обществом не заявляло.
Согласно пункту 3 статьи 63 ТК ТС в отношении товаров, на которые отсутствуют документы, подтверждающие страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, применяются (восстанавливаются) режим предоставления тарифных преференций при условий подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации. В этом случае уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в соответствии с главой 13 настоящего Кодекса.
Поскольку общество обратилось с соответствующими заявлениями в таможенный орган с 07.07.2010 по 29.07.2011 (годичный срок восстановления преференциального режима не истек), то в силу статей 366 и 370 ТК ТС к возникшим правоотношениям применяются положения Таможенного кодекса Таможенного союза( далее- ТК ТС).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 74 ТК ТС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе, тарифные преференции.
Пунктом 2 статьи 74 ТК ТС предусмотрено, что тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Вместе с тем, для предоставления тарифных преференций должны быть соблюдены условия, установленные законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Пунктом 3 статьи 58 ТК ТС предусмотрено, что определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств- членов таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.
Согласно Решению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 36 с 01 июля 2010 года на единой таможенной территории государств-членов таможенного союза для определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран применяется Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 "О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран" (далее-Соглашение от 12.12.2008).
В силу положений, статьи 59 ТК ТС в подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Пунктом VII Соглашения от 12.12.2008 установлено, что в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется преференциальный режим, лицо перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А" (приложение 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А". Сертификат представляется таможенным органам в напечатанном виде, без исправлений, на русском или английском языках. В сертификате не допускается использование факсимиле подписи лиц, наличие каких-либо подчисток и помарок. Срок действия сертификата-12 месяцев со дня выдачи.
Из материалов дела видно, что таможенный орган отказал обществу в предоставлении таможенных преференций в связи с их оформлением на французском языке; в отношении сертификата на товары, оформленные по ГТД N 10216100/260210/0016907 -указано на наличие рукописной записи и описания товара ( гр.7) не позволяющего идентифицировать товар, указанный в сертификате с товаром фактически ввезенным.
Апелляционный суд отмечает, что при наличии оснований для проведения дополнительных проверочных мероприятий, таможенный орган имеет право обратиться в компетентный органы стран выдавших сертификаты. Именно такие правовые последствия ненадлежащего оформления документа о происхождении товара либо возникновения обоснованных сомнений в его безупречности предусмотрены как нормами международного права, так и национальным законодательством - пунктом 5 статьи 61 ТК ТС, Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих контроль за правильным заявлением страны-происхождения товаров и принятие решений о стране происхождения товаров, утвержденной Приказом ФТС от 29.09.2004 N 80.
По смыслу положений указанных норм целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, основанием для предоставления преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в Перечень стран-пользователей схемой преференций. Надлежащим образом оформленный сертификат представляет собой лишь достоверное доказательство происхождения товара.
Правительством Российской Федерации от 13.09.1994 N 1057 утвержден перечень стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации, в число которых включены Аргентина, Марокко, Египет, Индия, Чили и ЮАР.
Между тем, у таможенного органа возникли претензии не к информации о стране происхождения товара, а изготовлению сертификатов на французском языке и относительно одной ГТД -неполному наименованию товара.
В соответствии с действующим законодательством тарифные преференции предоставляются исключительно тем товарам, Перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2000 N 414 "Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются преференции".
Материалами дела подтверждается, что товары, ввезенные по спорным ГТД относятся к товарным группам, входящим в вышеуказанный Перечень. Данный факт таможенный орган не отрицает.
Обществом в таможенный орган представлены, в том числе: внешнеторговые контракты, сертификаты происхождения товара формы "А", выданные в Аргентине, Королевстве Марокко, Египте, Индии, Чили, ЮАР (действующими на момент ввоза товара), инвойсы, ветеринарные свидетельства, коносаменты, которые подтверждают соблюдение требований для предоставления тарифных преференций, в том числе соблюдение условия непосредственной закупки товара у поставщика в развивающейся стране и прямой поставки товаров, находившихся во время транспортировки под таможенным контролем.
Материалы дела не содержат доказательств получения таможенным органом информации, отличной от представленной обществом.
Поскольку у таможенного органа отсутствуют претензии к определению страны происхождения товара, соблюдению условий непосредственной закупки и прямой поставки товара, то апелляционный суд считает, что заявитель имеет право на предоставление ему тарифных преференций на товары, ввезенные по спорным ГТД. Более того, по части товара (по ГТД N 10216120/093011/0011138, 10216100/030411/0028366, 10216100/0300411/0028337, 10216100/03041/0028340) таможенным органом уже приняты решения о восстановлении преференциального режима (письма от 21.07.2011 N11-41/24974, от 06.07.201 N11-41/23274). Относительно части товара (по ГТД 10216100/010410/0031430, 10216100/250310/028063, 10216100/110310/0022011, 10216100/100410/0035548,10216100/220410/0040191, 10216110/110310/0006525, 10216110/210410/0012311, 10216110/210410/0012312, 10216110/170210/0004080) представленные сертификаты признаны соответствующими требованиям к их оформлению по формы "А" (что не отрицается таможенным органом), однако в настоящий момент решения о восстановлении преференциального режима по ним еще не приняты.
В соответствии со статьей 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ 48 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат таможенных пошлин производится в случае восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций.
Материалами дела подтверждается, что общество обратилось с заявлениями (от 07.07.2010 N 020/10, от 14.01.2011 N 01/11, от 25.01.2011 N 053/11, N 054/11, N 055/1, от 17.06.2011 N 056/11 и от 29.07.2011 N 7-3Прод) не только о восстановлении таможенных преференций относительно ввозимого в период с февраля 2010 по апрель 2011 товара, но и о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, приложив к заявлениям необходимые документы.
Следовательно, у таможенного органа отсутствовали основания для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 9 225 734,86 рублей, уплата которых подтверждена документально.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам дела и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области 05 декабря 2011 года по делу А56-45035/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд отмечает, что при наличии оснований для проведения дополнительных проверочных мероприятий, таможенный орган имеет право обратиться в компетентный органы стран выдавших сертификаты. Именно такие правовые последствия ненадлежащего оформления документа о происхождении товара либо возникновения обоснованных сомнений в его безупречности предусмотрены как нормами международного права, так и национальным законодательством - пунктом 5 статьи 61 ТК ТС, Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих контроль за правильным заявлением страны-происхождения товаров и принятие решений о стране происхождения товаров, утвержденной Приказом ФТС от 29.09.2004 N 80.
По смыслу положений указанных норм целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, основанием для предоставления преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в Перечень стран-пользователей схемой преференций. Надлежащим образом оформленный сертификат представляет собой лишь достоверное доказательство происхождения товара.
...
В соответствии с действующим законодательством тарифные преференции предоставляются исключительно тем товарам, Перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2000 N 414 "Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются преференции".
...
В соответствии со статьей 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ 48 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат таможенных пошлин производится в случае восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций."
Номер дела в первой инстанции: А56-45035/2011
Истец: ООО "ПродИмпорт"
Ответчик: Балтийская таможня