г. Томск |
|
16 февраля 2012 г. |
Дело N А45-13703/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А.
с использованием средств аудиозаписи,
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Голова Р. М. по доверенности от 19.08.2011,
от третьих лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10.11.2011 по делу N А45-13703/2011 (судья Попова И. В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "София" (ИНН 8602014809, ОГРН 1068602152871) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области, при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "СИБИН"; общества с ограниченной ответственностью "Валерия", о признании недействительным решения N 33425А от 22.06.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "София" (далее - ООО "София", заявитель, общество) обратилось с Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (далее - МИФНС N 16 по НСО, заинтересованное лицо, налоговый орган) N 33425А от 22.06.2011 об отказе ООО "София" в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов и обязании МИФНС N 16 по НСО осуществить государственную регистрацию прекращения деятельности ООО "София" в связи с присоединением к ООО "СИБИН", о чем внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
На основании определения суда от 26.09.2011 третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "СИБИН" (далее - ООО "СИБИН") и общество с ограниченной ответственностью "Валерия" (далее - ООО "Валерия").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 10.11.2011 заявленные требования удовлетворены - решение МИФНС N 16 по НСО N 33425А от 22.06.2011 признано недействительным. Суд обязал МИФНС N 16 по НСО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным решением, МИФНС N 16 по НСО обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что по имеющимся в регистрирующем органе данным, ООО "СИБИН" по адресу: г. Новосибирск, ул. Инская, 122, не значится. Здание по указанному адресу находится в собственности Российской Федерации, предоставление помещения по договору аренды не предусмотрено. Следовательно, в представленном для государственной регистрации заявлении не указан адрес юридического лица, к которому осуществляется присоединение, и по которому кредиторы вправе предъявлять свои требования. Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения оспариваемого обществом решения.
ООО "София" и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
Дело рассмотрено на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие заявителя и третьих лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя налогового органа, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Представитель налогового органа в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил оспариваемое решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Из материалов дела следует, что 09.06.2010 на основании поданного уведомления о принятии решения о реорганизации в ЕГРЮЛ внесена запись о нахождении ООО "София" в процессе реорганизации.
28.07.2010 и 01.09.2010 в журнале "Вестник государственной регистрации" опубликованы сведения о реорганизации ООО "СИБИН" в форме присоединения к нему ООО "София" и ООО "Валерия".
Совместным собранием участников ООО "СИБИН", ООО "София" и ООО "Валерия", проведенного 29.04.2011, принято решение об увеличении уставного капитала ООО "СИБИН" за счет уставных капиталов ООО "София" и ООО "Валерия", прекращающих свою деятельность.
15.06.2011 в МИФНС N 16 по Новосибирской области подано заявление на регистрацию прекращения деятельности ООО "София" в результате присоединения общества к ООО "СИБИН".
В тот же день подано заявление о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ, связанное с изменением размера и номинальной стоимости долей участников ООО "СИБИН" и изменением состава участников, а также заявление ООО "СИБИН" о регистрации изменений в учредительные документы в части увеличения уставного капитала.
22.06.2011 МИФНС N 16 по НСО принято решение N 33425А об отказе в государственной регистрации. В качестве основания для отказа в обжалуемом решении указано непредставление необходимых для государственной регистрации документов.
Непредставление необходимых документов, по мнению регистрирующего органа, выражается в том, что в тексте публикаций от 28.07.2010 и 01.09.2010 в журнале "Вестник государственной регистрации" указан адрес ООО "СИБИН" - юридического лица, к которому осуществляется присоединение: г. Новосибирск, ул. Инская, 122, по которому на момент осмотра оно не обнаружено.
В результате чего регистрирующим органом сделан вывод об отсутствии в поданном ООО "София" на государственную регистрацию заявлении необходимых для такой регистрации сведений, указанные сведения содержат недостоверные сведения.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "София" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждено, что содержащиеся в заявлении сведения о местонахождении общества являются достоверными.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух условий: несоответствия оспариваемых решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения данными решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) нахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
На основании пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 51 Закона N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" при реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества. Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ, а также государственная регистрация изменений в уставе осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В силу пункта 2 данной статьи для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, решение о реорганизации юридического лица, договор о присоединении и передаточный акт (пункт 3 статьи 17 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.
Материалами дела подтверждается, что на государственную регистрацию ООО "София" представлены: заявление по форме Р16003, договор о присоединении, передаточный акт, решение об утверждении передаточного акта, документ, подтверждающий предоставление сведений в ПФР, решение о реорганизации.
В поданном в налоговый орган 15.06.2011 заявлении ООО "София" для государственной регистрации (форма Р16003) о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, указано, что ООО "София" прекращает свою деятельность путем реорганизации, в форме присоединения к ООО "СИБИН" по адресу: г. Новосибирск, ул. Инская, 122.
Отказывая в государственной регистрации, в решении N 33425А регистрирующий орган указал, что в представленных на регистрацию документах содержатся недостоверные сведения о месте нахождения ООО "СИБИН", что подтверждается актом обследования от 20.06.2011, которым Инспекцией установлено, что ООО "СИБИН" не располагалось по указанному адресу, а также письмом УПФ РФ в Октябрьском районе г. Новосибирска от 20.06.2011, письмом б/н, б/д ГУ СМУ ГУВД Новосибирской области на запрос от 02.09.2011.
По мнению суда апелляционной инстанции, данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в государственной регистрации, так как ООО "София" не обязано проверять достоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц об ООО "СИБИН", и соответственно, заявитель, являясь присоединяемым юридическим лицом, не мог указать иной (не содержащийся в ЕГРЮЛ) адрес места нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение.
Кроме того, оценивая акт обследования от 20.06.2011 (л.д. 45), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что из данного акта не следует, что ООО "СИБИН" не находилось по адресу на момент публикации 28.07.2010 и 01.09.2010 в журнале "Вестник государственной регистрации".
Материалами дела также установлено, что по адресу ул. Инская,122 г. Новосибирска находятся ООО "ФОСТ-Н" кафе, ООО ИТ "Комплекс", ПК ООО "Сибэк", Технодезсиб, ООО "Бриз", ателье автопроката.
Кроме того, налоговым органом не представлено правовое обоснование обстоятельств, послуживших основанием для проведения осмотра.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о представлении обществом недостоверных сведений о месте государственной регистрации (со ссылкой на акт обследования местонахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах от 12.04.2011), что влечет, по мнению инспекции, отказ в государственной регистрации изменений, апелляционный суд также исходит из следующего.
По смыслу Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставлено в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях право на привлечение должностных лиц к административной ответственности за представление недостоверных сведений о юридическом лице, а также при определенных обстоятельствах право на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Арбитражный апелляционный также указывает, что согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Определении от 28.08.2008 N 11046/08 по делу N А43-24062/2007-1-344, действующее законодательство не предусматривает признание судом недействительной государственной регистрации юридического лица и признание незаконным решения о государственной регистрации юридического лица в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
С учетом изложенного, при отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ), признание недействительным решения об отказе в государственной регистрации является правомерным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10.11.2011 по делу N А45-13703/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Л. А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, решение о реорганизации юридического лица, договор о присоединении и передаточный акт (пункт 3 статьи 17 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:
...
По смыслу Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставлено в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях право на привлечение должностных лиц к административной ответственности за представление недостоверных сведений о юридическом лице, а также при определенных обстоятельствах право на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица."
Номер дела в первой инстанции: А45-13703/2011
Истец: ООО "София"
Ответчик: МИФНС России N16 по Новосибирской области
Третье лицо: ООО "Валерия", ООО "СИБИН"