г. Вологда |
|
09 февраля 2012 г. |
Дело N А05-7634/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Потеевой А.В. и
Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,
при участии от заявителя Хабарова С.П. по доверенности от 19.09.2011 N 186,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Нордавиа-региональные авиалинии" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 ноября 2011 года по делу N А05-7634/2011 (судья Панфилова Н.Ю.),
установил
закрытое акционерное общество "Нордавиа-региональные авиалинии" (ОГРН 1042900018908; далее - общество, ЗАО "Нордавиа-РА") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (ОГРН 1088383000530; далее - управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным приказа от 29.04.2011 N 55 "О включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов".
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 08.11.2011 по делу N А05-7634/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что приказ УФАС от 29.04.2011 N 55, которым оно включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере 35%, на рынке услуг по деятельности воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию, на территории г. Нарьян-Мара, г. Архангельск, не соответствует требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) и Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее - Порядок проведения анализа N 220), утвержденному соответствующим приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 (далее - Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220).
Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось.
УФАС надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, в адрес УФАС поступило сообщение Третьяковой Г.Д. на необоснованно высокую стоимость билета по маршруту Нарьян-Мар - Архангельск - Нарьян-Мар, а также обращение Самойлова М.Г. на неправомерные действия ЗАО "Нордавиа-РА".
Приказом от 17.02.2011 N 31 УФАС возбудило дело N 02А/05-01-2011 о нарушении обществом антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В рамках данного дела в соответствии с Порядком проведения анализа N 220 антимонопольным органом проведен анализ товарного рынка пассажирских авиаперевозок по направлению Нарьян-Мар-Архангельск-Нарьян-Мар в 2009-2010 годах, по результатам которого составлен аналитический отчет.
На основании указанного аналитического отчета УФАС издан приказ от 29.04.2011 N 55 "О включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов", которым ЗАО "Нордавиа-РА" включено в названный Реестр с долей более 65 процентов на рынке услуг по деятельности воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, в географических границах рынка - г.Нарьян-Мар, г.Архангельск.
Общество не согласилось с обоснованностью издания приказа о включении его в указанный Реестр и обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал ЗАО "Нордавиа-РА" в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 (далее - Правила), формирование и ведение реестра осуществляются путем включения в него сведений о хозяйствующем субъекте, а также исключения из него соответствующих сведений и внесения изменений в содержащиеся в реестре сведения.
Включение в реестр сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы, если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35 процентов на соответствующем товарном рынке одного или нескольких субъектов Российской Федерации (территория, на которой осуществляет свою деятельность территориальный орган Федеральной антимонопольной службы) или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (пункт 4 Правил).
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона N 135-ФЗ. Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете (пункт 8 Правил).
Основаниями для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр являются:
а) аналитический отчет, подготовленный:
в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
при рассмотрении ходатайства о даче согласия на осуществление сделок и иных действий или уведомления о сделках и иных действиях, подлежащих государственному контролю за экономической концентрацией;
по итогам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта;
по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе;
б) решение суда о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр (пункт 13 Правил).
Согласно пунктам 16 и 17 Правил решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр, исключении соответствующих сведений из реестра, внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения оформляются приказом антимонопольного органа. Решения антимонопольного органа о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр, исключении соответствующих сведений из реестра, внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержден Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
Из имеющегося в материалах дела аналитического отчета следует, что целью исследования является установление наличия/отсутствия доминирующего положения общества на исследуемом рынке в период совершения действий, содержащих признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с положениями статьи 5 Закона N 135-ФЗ для квалификации доминирующего положения в ряде случаев необходимо установление неизменности или подверженности малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Выбранный временной интервал исследования товарного рынка охватывает 2009 - 2010 годы.
Предварительное определение товара проведено в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным постановлением Госкомстата России от 06.11.2001 N 454-ст, - деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию (код - 62.10.1), что соответствует пункту 7 Правил, согласно которому в реестр включаются сведения о рынке товаров, работ, услуг в соответствии с кодами общероссийских классификаторов.
Ссылка общества на нарушение порядка определения географических границ товарного рынка (раздел 4 Порядка проведения анализа N 220) является необоснованной.
В силу пункта 4.1 указанного Порядка процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:
- предварительное определение географических границ товарного рынка;
- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);
- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
Как следует из аналитического отчета, такая информация в нем раскрыта.
При определении продуктовых границ рынка УФАС принято во внимание отсутствие как автомобильного, так и железнодорожного сообщения между г. Архангельском и г. Нарьян-Маром, а также отсутствие железнодорожного сообщения на территории Ненецкого автономного округа, что подтверждается представленными УФАС справками ЗАО "Турконсул" и территориального органа Росстата (том 2, листы 41,61,62), а также представленной апелляционной коллегии информацией управления движением Центральной дирекции филиала ОАО "РЖД" от 24.10.2011 N 11292.
Общество данные обстоятельства не опровергло.
Из представленных указанными лицами данных следует, что из г.Архангельска (г.Нарьян-Мара) в г.Нарьян-Мар (г.Архангельск) можно добраться только авиатранспортом, взаимозаменяемые услуги перевозки пассажиров отсутствуют.
Согласно пункту 4.5 Порядка проведения анализа N 220 определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами:
- методом "тест гипотетического монополиста", который проводится в соответствии с пунктом 4.6 настоящего Порядка;
- методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);
- сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.
При определении географических границ товарного рынка УФАС установлены географическое расположение районов продаж (местоположение приобретателей услуг - жителей Ненецкого автономного округа, отсутствие продавцов, конкурирующих друг с другом при осуществлении продаж товара предварительного определенного приобретателем).
В связи с этим и с учетом специфики оказания услуг (авиаперевозки пассажиров) управлением правомерно определены географические границы рынка как г.Нарьян-Мар, г.Архангельск.
На основании пунктов 5.1, 5.2 Порядка проведения анализа N 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
Из аналитического отчета следует, что анализ рынка выявил лишь одного субъекта, осуществляющего деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, по маршруту г. Архангельск (г. Нарьян-Мар) - г. Нарьян-Мар (г. Архангельск), которым является ЗАО "Нордавиа-РА".
Доказательств, опровергающих указанные выводы, обществом не представлено.
Поскольку общество является единственным перевозчиком пассажиров по названному маршруту, его доля на рынке регулярных авиаперевозок пассажиров в пределах рассматриваемых географических границ рынка составляет 100 %.
ЗАО "Нордавиа-РА" в апелляционной жалобе ссылается на несоблюдение УФАС при проведении анализа пункта 6.1 Порядка проведения анализа N 220 в связи с тем, что антимонопольным органом при расчете объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов использован не основной показатель (объем продаж), а объем перевозок.
Пунктом 6.1 названного Порядка определено, что расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:
- объем продаж;
- объем поставок (отгрузок);
- объем выручки;
- объем перевозок;
- объем производства;
- объем производственных мощностей;
- объем запасов ресурсов;
- объем товара в соответствии с заключенными договорами.
Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.
Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и приобретателям.
Действительно, УФАС применен такой показатель, как "количество перевезенных пассажиров". Вместе с тем его применение не повлекло за собой неправильного вывода о доминирующем положении на определенном товарном рынке, поскольку в данном случае доля ЗАО "Нордавиа-РА" на рассматриваемом рынке составляет 100 %, иных хозяйствующих субъектов на данном рынке в определенных географических границах не имеется.
Кроме того, сведения относительно доли на спорном товарном рынке получены антимонопольным органом на основании данных, представленных ЗАО "Нордавиа-РА", и их достоверность обществом не оспаривается.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал обществу в признании недействительным приказа от 29.04.2011 N 55.
Выводы суда, изложенные в решении от 08.11.2011, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 ноября 2011 года по делу N А05-7634/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Нордавиа - региональные авиалинии" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.В. Потеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 (далее - Правила), формирование и ведение реестра осуществляются путем включения в него сведений о хозяйствующем субъекте, а также исключения из него соответствующих сведений и внесения изменений в содержащиеся в реестре сведения.
...
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона N 135-ФЗ. Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете (пункт 8 Правил).
...
Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержден Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
Из имеющегося в материалах дела аналитического отчета следует, что целью исследования является установление наличия/отсутствия доминирующего положения общества на исследуемом рынке в период совершения действий, содержащих признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с положениями статьи 5 Закона N 135-ФЗ для квалификации доминирующего положения в ряде случаев необходимо установление неизменности или подверженности малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Выбранный временной интервал исследования товарного рынка охватывает 2009 - 2010 годы."
Номер дела в первой инстанции: А05-7634/2011
Истец: ЗАО "Нордавиа-региональные авиалинии"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу
Третье лицо: ОАО "Аэропорт Архангельск", ОАО "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд", ОАО "Нарьян-Марский объединённый авиаотряд"
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8928/11