город Москва |
|
15 февраля 2012 г. |
Дело N А40-89279/11-139-761 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.02.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой
Судей Т.Т. Марковой, М.С. Сафроновой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.А. Солодовником
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Филиал N 21 ГУ-Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2011
по делу N А40-89279/11-139-761, принятое судьей И.В. Корогодовым
по заявлению Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (ОГРН 1037739267500, 109012, г.Москва, пер. Богоявленский, д.6 стр.2)
к Филиалу N 21 Государственного учреждения-Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (115088, г.Москва, 2-й Южнопортовый проезд, д.20)
о признании недействительным решения;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Сырбуль Е.С. по дов. N 05-13-15/1 от 16.12.2011
от заинтересованного лица - Масленников Д.А. по дов. от 08.06.2011
УСТАНОВИЛ:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (далее - департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Филиалу N 21 Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, филиал) о признании недействительным решения филиала от 16.05.2011 N 19 "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу филиала - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Материалами дела установлено, на основании решения от 01.04.2011 N 28 ЕСН филиалом проведена документальная выездная проверка по обязательному социальному страхованию департамента.
В ходе проверки правильности назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за 2008, 2009 г.г. выявлены нарушения действующего законодательства, что привело к переплате в размере 12 077,42 руб. дополнительного послеродового отпуска по листку нетрудоспособности ВД N 0525799, выданному 23.11.2007 г. женской консультацией поликлиники на имя Иноземцевой Д.К. за период нетрудоспособности с 07.01.2008 по 22.01.2008, что явилось нарушением п. 50 Порядка выдачи медицинскими учреждениями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514, который вступил в законную силу с 28.11.2007 г.
По окончанию проверки составлен акт от 12.04.2011 N 28 ЕСН и вынесено решение от 16.05.2011 N 19 "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования" в соответствии с которым не приняты к зачету расходы в сумме 12 077,42 руб. (январь 2008 г.).
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что доводы филиала не основаны на нормах действующего законодательства в связи с чем, требования заявителя правомерно удовлетворены в силу следующих обстоятельств.
Согласно ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ)обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
Согласно подп. 5 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности. В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Финансирование пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Управление средствами государственного социального страхования осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации, как указано в п. 1 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, согласно п. 1,2, 5 которого документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности. Листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.
Таким образом, основанием для выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Согласно статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Статьей 20 названных Основ законодательства установлено право граждан при заболевании, утрате трудоспособности на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственной гарантией оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора. Наличие трудовых отношений между обществом и работником установлено судом и подтверждается материалами дела. Общество, являясь страхователем наемных работников, в соответствии со статьей 12 указанного закона обязано выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Согласно положениям пунктов 1 и 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514 "О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности".
Вместе с тем, нецелевое расходование средств социального страхования Департаментом не доказано, так как основания для выдачи спорного листка нетрудоспособности у поликлиники имелись.
Таким образом, правовые основания для привлечения Департамента к административной ответственности у ГУ МРО ФСС РФ отсутствовали.
Основаниями для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с пунктом 2 статьи являются:
1) наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства;
2) наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора. Наличие трудовых отношений между обществом и работником установлено судом и подтверждается материалами дела. Департамент, являясь страхователем наемных работников, в соответствии со статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязано выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
Приказом руководителя Департамента здравоохранения г.Москвы от 25 января 2008 года N 44 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" установлено принятие к руководству приказа Минздравсоцразвития РФ от 1 августа 2007 года N 514 "Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности".
Таким образом, вышеуказанный порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности применяется с 25 января 2008 года.
Следовательно, на момент выдачи Женской консультацией городской поликлиники N 27 больничного листа серия ВД N 0525799 23.11.2007, приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514 "Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" не действовал.
На основании вышеизложенного, больничный лист серия ВД N 0525799 оплачен без нарушений.
Заявленные требования основаны на положениях приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514 "Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" не действовал, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечениями пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что решение законно, так как отсутствует событие правонарушения и вина привлекаемого лица - отраслевого органа исполнительной власти города Москвы - Департамента.
Таким образом, заявленные требования были правомерно удовлетворены судом первой инстанции, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нормы материального права были правильно применены судом первой инстанции. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2011 по делу N А40-89279/11-139-761 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям пунктов 1 и 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
...
Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514 "О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности".
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора. Наличие трудовых отношений между обществом и работником установлено судом и подтверждается материалами дела. Департамент, являясь страхователем наемных работников, в соответствии со статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязано выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
Приказом руководителя Департамента здравоохранения г.Москвы от 25 января 2008 года N 44 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" установлено принятие к руководству приказа Минздравсоцразвития РФ от 1 августа 2007 года N 514 "Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности".
...
Заявленные требования основаны на положениях приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514 "Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" не действовал, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечениями пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"."
Номер дела в первой инстанции: А40-89279/2011
Истец: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, Департамент ЖКХ и устройства
Ответчик: Филиал N 21 ГУ-Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, ФИЛИАЛ N21 ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ-МОСКОВСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ПО Г. МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-677/12