г. Чита |
|
17 февраля 2012 г. |
Дело N А78-5568/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2012 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куклина О.А.,
судей Клепиковой М.А., Стрелкова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа закрытого административно-территориального образования п. Горный Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 ноября 2011 года по делу N А78-5568/2011 по иску открытого акционерного общества "Оборонэнерго" (ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225, адрес: г. Москва, ул. Знаменка, 19) к администрации городского округа закрытого административно-территориального образования п. Горный (ОГРН 1057524019365, ИНН 7533000776, адрес: Забайкальский край, Чита-46, ул. Молодёжная, 34) о взыскании 170 552,80 руб., третье лицо - федеральное государственное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036, адрес: г. Чита, ул. Кастринская, 5) (суд первой инстанции: судья Герценштейн О.В.),
при участии в судебном заседании:
от истца - Слюсаренко Р.А., представителя по доверенности от 14.01.2012, Панова Д.Г., представителя по доверенности от 6.10.2011,
от ответчика - Гомбоева Б.В., представителя по доверенности от 6.12.2010,
установил:
Открытое акционерное общество "28 Электрическая сеть" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с администрации городского округа закрытого административно-территориального образования п. Горный 50 000 руб. неосновательного обогащения за электроэнергию, потреблённую на обслуживание общего имущества многоквартирных домов в отсутствие договора энергоснабжения.
В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика 170 552,80 руб. неосновательного обогащения за электроэнергию, потреблённую энергопринимающими устройствами системы уличного освещения, в отсутствие договора энергоснабжения за период с января по апрель 2011 года.
Определением суда от 1.09.2011 по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена 36 Квартирно-эксплуатационная часть.
Определение суда от 2.11.2011 на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена истца - открытого акционерного общества "28 Электрическая сеть" его правопреемником - открытым акционерным обществом "Оборонэнерго" и третьего лица - 36 Квартирно-эксплуатационная часть его правопреемником - федеральным государственным учреждением "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В обоснование исковых требований истец указал, что открытое акционерное общество "28 Электрическая сеть" создано путём преобразования федерального государственного унитарного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота Министерства обороны РФ" в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации N 1359 от 15.09.2008 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" 31.12.2009, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица.
Электрические сети, расположенные на территории закрытого административно-территориального образования п. Горный, ранее закреплённые на праве оперативного управления за государственным учреждением "36 КЭЧ района", переданы федеральному государственному унитарному предприятию "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации N 1318 от 25.11.2009.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации N 1446 от 23.12.2009 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота Министерства обороны Российской Федерации" указанное предприятие приватизировано путём преобразования в открытое акционерное общество "28 Электрическая сеть". Утверждён устав открытого акционерного общества "28 Электрическая сеть" и состав подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного учреждения "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота Министерства обороны Российской Федерации". Пунктом 1.1 устава определено, что открытое акционерное общество "28 Электрическая сеть" создано путём преобразования федерального государственного унитарного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота Министерства обороны Российской Федерации" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1359 от 15.09.2008 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", постановлением Правительства Российской Федерации N 875 от 22.11.2008 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации N 1359 от 15.09.2008 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и является его правопреемником.
Таким образом, электрические сети, ранее принадлежащие на праве оперативного управления государственному учреждению "36 КЭЧ района", в настоящее время являются собственностью истца.
Между открытым акционерным обществом "28 Электрическая сеть" и открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" был заключён договор на оказание услуг по передаче электрической энергии N 18.75.3482.10 от 6.09.2010, в том числе и в отношении сетей, ранее принадлежащих государственному учреждению "36 КЭЧ района". Данный договор распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с 1.05.2010.
Индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для расчётов "котлодержателя" филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Читаэнерго" с открытым акционерным обществом "28 Электрическая сеть", по сетям, ранее принадлежавшим государственному учреждению "36 КЭЧ района", утверждён Приказом Республиканской службы по тарифам Забайкальского края N 32 -Э от 30.04.2010 с 1.05.2010 (внесены изменения в приказ Республиканской службы по тарифам Забайкальского края N 25 от 14.04.2010).
В соответствии с абзацем 8 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004, открытое акционерное общество "28 Электрическая сеть" является сетевой организацией.
В результате проверки договорных условий поставки электроэнергии, потребляемой энергопринимающими устройствами системы уличного освещения закрытого административно-территориального образования п. Горный, проведённой специалистами открытого акционерного общества "28 Электрическая сеть", установлено, что администрацией муниципального образования договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком либо иной энергосбытовой организацией не заключён.
По факту выявленного бездоговорного потребления составлен акт о неучтённом потреблении электроэнергии (бездоговорное электропотребление) N 5 от 10.05.2011. Согласно произведённому истцом расчёту, объём бездоговорного потребления электрической энергии в период с 1.01.2011 по 30.04.2011 составил 38 762 кВт·ч, на сумму 170 552,80 руб.
Претензия с просьбой произвести оплату образовавшейся задолженности оставлена без удовлетворения.
Истец представил в материалы дела выписку из приложения N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации N 1446 от 23.12.2009 о составе подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота Министерства обороны Российской Федерации" (по зоне ответственности Забайкальского филиала - Улётовский район); акты о разграничении балансовой принадлежности сетей между открытым акционерным обществом "28 Электрическая сеть" и государственным учреждением "36 КЭЧ района" по объекту - уличное освещение закрытого административно-территориального образования п. Горный. Также в материалы дела представлен акт о неучтённом потреблении электроэнергии (бездоговорное электропотребление) N 5 от 10.05.2011, подписанный представителем открытого акционерного общества "28 Электрическая сеть" Черных А.В. и главой администрации городского округа закрытого административно-территориального образования п. Горный Рыпаловой М.Г.; расчёт объёмов неучтённого (бездоговорного) потребления электроэнергии к акту N 5 от 10.05.2011, подписанный представителем открытого акционерного общества "28 Электрическая сеть" и главой администрации городского округа закрытого административно-территориального образования п. Горный, согласно которому объём бездоговорного потребления электроэнергии за период с 1.01.2011 по 30.04.2011 составил 38 762 кВт·ч на сумму 170 552,80 руб.
Ответчик исковые требования не признал, указав, что вопрос о передаче органам местного самоуправления инженерных сетей уличного освещения не инициирован. Материалы по инвентаризации световых точек отсутствуют, так же как и ведомости электропотребления. Порядок возмещения данных затрат также отсутствует. Фиксация показаний электросчетчиков проводилась без участия представителей администрации закрытого административно-территориального образования п.Горный. Актом обследования плафонов уличного освещения от 8.08.2011 было установлено, что уличные фонари работают круглосуточно. Также ответчик указал, что согласно акту комиссии по осмотру установки фонарей уличного освещения мест общего пользования от 18.08.2011, схема установки фонарей не соответствует порядку разграничения территории. Объекты 151, 185, КПП-2 70а и подъездной путь к объекту 231 принадлежат Министерству обороны Российской Федерации и находятся на его территории. По расчётам ответчика, объём неучтённого (бездоговорного) потребления электрической энергии по уличному освещению п. Горный и п. Горный-1 за период с января по апрель 2011 года составил 32 582 кВт, на сумму 143 347,60 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 18 ноября 2011 года с администрации городского округа закрытого административно-территориального образования п. Горный в пользу открытого акционерного общества "Оборонэнерго" взыскано 170 552,80 руб. неосновательного обогащения за электроэнергию, потреблённую энергопринимающими устройствами системы уличного освещения.
Не согласившись с решением суда, администрация городского округа закрытого административно-территориального образования п. Горный обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя апелляционной жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие обязанность администрации в спорный период оплачивать энергопотребление приборов уличного освещения. Объекты N 151 (общежитие Министерства обороны Российской Федерации) и N 185 (Гостиница Министерства обороны Российской Федерации), КПП-2 70а и подъездной путь к объекту N 231, принадлежат Министерству обороны Российской Федерации и находятся на его территории. В муниципальную собственность данные объекты не передавались.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из толкования статей 3, 37 Федерального закона "Об электроэнергетике", пунктов 5 и 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, следует, что поставка электрической энергии покупателям осуществляется гарантирующим поставщиком, энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями на основании договоров энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии, условием заключения которых является наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, произведённого в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 151 Правил N 530 под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается потребление энергии юридическими и физическими лицами в отсутствие заключённого в установленном порядке договора энергоснабжения (купли-продажи) электрической энергии и (или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединённых к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения.
В силу пункта 152 Правил N 530 по факту выявленного бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтённом потреблении, на основании которого осуществляются расчёты за потреблённую таким образом электрическую энергию.
В акте о неучтённом потреблении должны содержаться данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электроэнергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учёта на момент составления акта, дата предыдущей проверки, объяснение потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензий к составленному акту в случае их наличия.
В соответствии с пунктом 155 Правил N 530 объём безучётного потребления электрической энергии определяется одним из расчётных способов, предусмотренных пунктами 145 и 147 Правил. Объём бездоговорного потребления электрической энергии, за исключением случаев, предусмотренных Правилами, определяется исходя из расчёта полного использования всей мощности присоединённых энергопринимающих устройств.
В силу пункта 156 Правил N 530 стоимость выявленного объёма бездоговорного потребления электрической энергии взыскивается с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление, сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного лица.
В соответствии со статьёй 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется согласно данным о её фактическом потреблении.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом. Порядок расчётов за энергию также определяется законом.
Факт неучтённого потребления электрической энергии ответчиком подтверждается актом N 5 от 10.05.2011 (т.1 л.108-109) о неучтённом потреблении электрической энергии. Указанный акт составлен в соответствии с пунктом 152 Правил N 530, подписан представителем ОАО "28 Электрическая сеть" Черных А.В. и главой администрации городского округа ЗАТО п. Горный Рыпаловой М.Г.
Истцом произведён расчёт объёма и стоимости потреблённой энергии на основании указанного акта, который составил 38 762 кВт.ч на общую сумму 170 552, 80 руб. за период с 1 января по 30 апреля 2011 года.
Ответчиком не представлены в материалы дела доказательства наличия установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований пользования электрической энергией в спорный период, доказательства оплаты электроэнергии.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что у ответчика отсутствует обязанность по оплате потреблённой электрической энергии, судом апелляционной инстанции оценивается критически. В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация освещения улиц в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа, в связи с чем, администрация городского округа ЗАТО п. Горный является потребителем услуги электроснабжения в отношении уличного освещения.
В соответствии с частью 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закреплённое за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В связи с изложенным, долг за потреблённую энергию на уличное освещение подлежит взысканию с администрации городского округа ЗАТО п. Горный за счёт казны муниципального образования.
Расчёт задолженности судом проверен и признан правильным. Контррасчёт в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил.
Принимая во внимание вышеуказанное, арбитражный суд первой инстанции обосновано взыскал с ответчика задолженность по оплате электроэнергии.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для его отмены либо изменения не усматривается.
Руководствуясь статьёй 268, частью 1 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 ноября 2011 года по делу N А78-5568/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.А. Куклин |
Судьи |
М.А.Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из толкования статей 3, 37 Федерального закона "Об электроэнергетике", пунктов 5 и 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, следует, что поставка электрической энергии покупателям осуществляется гарантирующим поставщиком, энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями на основании договоров энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии, условием заключения которых является наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, произведённого в установленном порядке.
...
В соответствии со статьёй 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется согласно данным о её фактическом потреблении.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом. Порядок расчётов за энергию также определяется законом.
...
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что у ответчика отсутствует обязанность по оплате потреблённой электрической энергии, судом апелляционной инстанции оценивается критически. В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация освещения улиц в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа, в связи с чем, администрация городского округа ЗАТО п. Горный является потребителем услуги электроснабжения в отношении уличного освещения.
В соответствии с частью 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закреплённое за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования."
Номер дела в первой инстанции: А78-5568/2011
Истец: ОАО "Оборонэнерго"
Ответчик: Администрация городского округа ЗАТО п. Горный
Третье лицо: ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-86/12