г. Чита |
|
16 февраля 2012 г. |
Дело N А19-15488/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 ноября 2011 года по делу N А19-15488/2011 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области к муниципальному общеобразовательному учреждению дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа" о взыскании 19433 руб. (суд первой инстанции: Шубина Т.Ю.),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области, зарегистрированное в Едином государственной реестре юридических лиц за ОГРН 1023802003290, ИНН 3817022039, место нахождения: Иркутская область, г.Усть-Илимск, ул.Дружбы народов, 17, (далее - Пенсионный фон, фонд), обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа", зарегистрированного в Едином государственной реестре юридических лиц за ОГРН 1033802005346, ИНН 3817024043, место нахождения: Иркутская область, г.Усть-Илимск, с.Невон, ул.Луговая, 1, (далее- учреждение), штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в размере 19433 руб.
Решением Арбитражного суд Иркутской области от 25 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных фондом требований отказано.
Как следует из судебного акта, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету были представлены учреждением в установленный законом срок, в связи с чем в его действиях отсутствует состав правонарушения в виде непредставления в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене судебного акта и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований.
По мнению фонда, вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях учреждения вменяемого ему правонарушения ввиду своевременного представления сведений о застрахованных лицах является необоснованным в связи со следующим.
Состав правонарушения, предусмотренного статьей Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", представляет собой "непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление не полных и (или) недостоверных сведений".
Из первичного протокола видно, что учреждением индивидуальные сведения первоначально представлены в Пенсионный фонд 30.01.2011. В связи с имеющимися ошибками отчет фондом не был принят, а в адрес учреждения направлен отрицательный протокол по ТКС и уведомление с указанием имеющихся в сведениях ошибок, в котором разъяснено, в чем именно состоят ошибки и предложен срок для их устранения - до 18.02.2011.
Согласно электронным отчетам о приеме документов исправленные сведения представлялись учреждением в фонд 17.02.11, 26.02.11, 09.03.11, 15.03.11, 22.03.11, 24.03.11, 29.03.11 и возвращались на доработку в связи с наличием ошибок, что подтверждается протоколами и уведомлениями о возврате от 22.02.11, от 02.03.11, от 11.03.11, от 17.03.11, от 23.03.11, от 28.0311, от 30.03.11 соответственно.
Представленные в материалы данного дела документы фонда (описание сведений, протокол и др.) указывают на то, что отправка и получение сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2 полугодие 2010 года, а именно, исправленные формы документов (отчет), учреждением представлены по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) и приняты фондом - 01.04.2011, то есть с нарушением установленного законом срока - до 15.02.2011.
Таким образом, привлечение учреждения к ответственности за совершение правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета сведений, является законным.
Пенсионный фонд, указывая на неправомерное применение судом положений Федерального закона от 24.07.2009 N ФЗ-212 "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", ссылается на то, что именно положения Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" устанавливают правовую основу и принципы индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в связи с чем подлежат применению при разрешении данного спора, касающегося несвоевременного представления страхователем сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета.
Отзыв на апелляционную жалобу учреждением не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 21.01.2012. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Фонд известил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителей.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведения камеральной проверки Пенсионным фондом установлено, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2 полугодие 2010 года представлены учреждением 1 апреля 2011 года, при установленном законом сроке - 15 февраля 2011 года.
По результатам камеральной проверки фондом составлен акт от 01.04.2011 N 53Р, на основании которого принято решение от 03.05.2011 N 53Р "О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании", в соответствии с котором учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за несвоевременное представление в органы ПФР индивидуальных сведений в виде штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в размере 19433 руб. (л.д.12).
Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 25.05.2011 N 53Р учреждению предложено уплатить наложенный штраф в течение десяти дней с момента его получения (л.д.9-11).
Как следует из материалов дела, учреждение надлежащим образом извещено о назначении рассмотрения материалов проверки на 03.05.2011 в 15 час. 00 мин., что подтверждается актом (вручен представителю учреждения 04.04.2011); рассмотрение материалов проверки произведено в отсутствие надлежащим образом извещенного страхователя, копия решения N 53 от 03.05.2011 вручена представителю учреждения по доверенности 04.05.2011 (отметка о вручении на решении), требование об уплате штрафа также вручено уполномоченному представителю учреждения (отметка о вручении в требовании).
Судом установлено, что нарушений процедуры привлечения к ответственности Пенсионным фондом не допущено.
В связи с неисполнением учреждением требования в установленный срок в добровольном порядке, Пенсионный фонд обратился с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований Пенсионного фонда о взыскании с учреждения штрафных санкций в сумме 19433 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2 полугодие 2010 года, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в данной статье.
Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.
Страхователь не позднее 20 дней со дня окончания квартала представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанные сведения также могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 30 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н (в ред. от 27.07.2010) "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.02.2010 N 16440) страхователь ежеквартально, до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в территориальный орган фонда относящиеся к отчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.
Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют индивидуальные сведения до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
Сведения о заработной плате (доходе), начисленных и уплаченных страховых взносах за застрахованных лиц представляются на основании данных бухгалтерского учета.
Сведения о трудовом (страховом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (пункт 12 статьи 37) установлено, что в целях реализации Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", (далее - Закон N 27-ФЗ), установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, или представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Непредставление в установленные сроки сведений, обуславливается непредставлением указанных сведений в установленный законом срок.
Представление неполных и (или) недостоверных сведений, обуславливается представлением указанных сведений в срок, установленный законом, но являющихся неполными и (или) недостоверными.
Как следует из материалов дела, МОУ ДОД "Детско-юношеская спортивная школа" представило 30 января 2011 года по телекоммуникационным каналам связи в Управление ПФР в г.Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, что подтверждается электронным отчетом (л.д.20).
В связи с тем, что представленные учреждением сведения содержали ошибки, Пенсионным фондом в адрес учреждения было направлено Уведомление о возврате документов индивидуального (персонифицированного) учета на доработку от 04.02.2011 с указанием на конкретные причины возврата документов (л.д.21-23).
В соответствии с электронными отчетами о приеме документов исправленные сведения представлялись учреждением в Пенсионный фонд 17.02.2011, 26.02.2011, 09.03.2011, 15.03.2011, 22.03.2011, 24.03.2011, 29.03.2011и были возвращены ему для доработки в связи с наличием ошибок, что подтверждается уведомлениями о возврате от 22.02.2011, от 02.03.2011, от 11.03.2011, от 17.03.2011, от 23.03.2011, от 28.03.2011, от 30.03.2011 (24-36).
Исправленные сведения в окончательном виде представлены учреждением, как отражено в протоколе приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета, 1 апреля 2011 года (л.д.17).
Таким образом, необходимые для осуществления персонифицированного учета сведения были представлены учреждением в Пенсионный фонд своевременно, до 15.02.2011, но содержали неполные и (или) недостоверные сведения, в связи с чем были возвращены учреждению.
Как следует из содержания решения от 03.05.2011 N 53Р "О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании", основанием для привлечения учреждения к ответственности явилось непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
С учетом того, что учреждению не вменяется представление в Пенсионный фонд неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, судом первой инстанции сделан правомерный и обоснованный вывод об отсутствии в действиях учреждения состава вменяемого правонарушения, выражающегося в представлении необходимых для учета сведений с нарушением установленного законом срока.
Ссылка фонда в апелляционной жалобе на представление с нарушением срока исправленных сведений судом апелляционной инстанции признается несостоятельной по вышеизложенным основаниям как не свидетельствующая о наличии в действиях учреждения вменяемого ему правонарушения.
При этом суд первой инстанции правильно применил положения части 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", согласно которой нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое этим Законом установлена ответственность.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неприменении в рассматриваемом случае положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ подлежит отклонению в связи с необоснованностью.
В соответствии с абзацами 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2011 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Поскольку правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом N 212-ФЗ, при привлечении страхователей к ответственности на основании этих законов применяется процедура привлечения к ответственности, установленная названным законом.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных фондом требований о взыскании с учреждения штрафа за непредставление в установленный законом срок необходимых для осуществления персонифицированного учета сведений соответствует фактическим обстоятельствам дела и сделан при правильном применении и толковании норм материального права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, отсутствуют.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 ноября 2011 года по делу N А19-15488/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 ноября 2011 года по делу N А19-15488/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка фонда в апелляционной жалобе на представление с нарушением срока исправленных сведений судом апелляционной инстанции признается несостоятельной по вышеизложенным основаниям как не свидетельствующая о наличии в действиях учреждения вменяемого ему правонарушения.
При этом суд первой инстанции правильно применил положения части 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", согласно которой нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое этим Законом установлена ответственность.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неприменении в рассматриваемом случае положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ подлежит отклонению в связи с необоснованностью.
В соответствии с абзацами 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2011 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Поскольку правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом N 212-ФЗ, при привлечении страхователей к ответственности на основании этих законов применяется процедура привлечения к ответственности, установленная названным законом."
Номер дела в первой инстанции: А19-15488/2011
Истец: Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области
Ответчик: МОУ дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа"
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-158/12