г. Самара |
|
15 февраля 2012 г. |
Дело N А55-19828/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Апаркина В.Н., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,
с участием:
от заявителя - Цветкова С.М., доверенность от 14.09.2011 г.,
от ответчика - Жалнин С.Н., доверенность от 21.12.2011 г. N 470,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 февраля 2012 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 ноября 2011 года по делу N А55-19828/2011 (судья Новиков Н.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДАКАР" (ОГРН 1036300114795), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДАКАР" (далее - заявитель, ООО "ДАКАР", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконными действий, выраженных в отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 61,5 кв.м., имеющего кадастровый номер 63:01:0238002:3, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Марии Авейде, 27, и об обязании ответчика принять решение о предоставлении в собственность за выкуп вышеназванного земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 24 ноября 2011 года признаны незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в возврате документов по заявлению от 26.07.2011 г. N 12-4/0998/11-с в предоставлении в собственность ООО "ДАКАР" земельного участка площадью 61,5 кв.м., кадастровый номер 63:01:0238002:3, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Марии Авейде, 27, занимаемого временным магазином "Продукты". При этом суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области рассмотреть по существу заявление ООО "ДАКАР" о предоставлении в собственность вышеназванного земельного участка и принять мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд не дал должной правовой оценки обстоятельствам, послужившими основаниями для возврата Министерством документов заявителю, в их взаимосвязи с положениями ст. 36 Земельного кодекса РФ. Кроме того, считает, что у заявителя, являющегося арендатором земельного участка, в силу положений п. 8 ст. 22 Земельного кодекса РФ отсутствует преимущественное право его покупки.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 02.03.2004 г. администрацией Кировского района г. Самары принято распоряжение N 315 "О предоставлении в аренду земельного участка, занимаемого временным магазином "Продукты", расположенного по ул. Марии Авейде, 27, обществу с ограниченной ответственностью "ДАКАР" (л.д. 23)
На основании приказа ответчика от 25.12.2006 г. N 181 между Министерством и ООО "ДАКАР" заключен договор аренды от 26.12.2006 г. N 20а-2006/2011 земельного участка площадью 61,5 кв.м., имеющий кадастровый номер 63:01:0238002:0003, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Марии Авейде, 27, под установку временного магазина "Продукты" (л.д. 13-22).
Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.07.2011 г. (л.д. 24).
26.07.2011 г. Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за выкуп.
23.08.2011 г. Министерство письмом N 12-4/0998/11-с возвратило заявителю пакет документов на основании пункта 2.3. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 (л.д. - 8-9).
Основанием для возврата послужил вывод Министерства о том, что на испрашиваемом заявителем земельном участке отсутствуют здания, строения, сооружения, принадлежащие ООО "ДАКАР" на праве собственности, следовательно, отсутствуют основания для предоставления в собственность земельного участка в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ. Также государственный орган указал, что предоставление данного земельного участка на основании п. 8 ст. 22 Земельного кодекса РФ невозможно, поскольку не представлен документ, свидетельствующий об уведомлении арендатора арендодателем о намерении продать данный земельный участок постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продается участок.
Заявитель, считая, что ему было незаконно отказано в предоставлении в собственность земельного участка, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя частично, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" с 01.07.2006 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1. вышеуказанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
В соответствии с абзацем 4 п. 4 приложения N 2 к Порядку в случае, если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка, принятый до 01.07.2006, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект, а также заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке. При этом к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
Свое право на приобретение в собственность земельного участка заявитель связывает с положениями п. 8 ст. 22 Земельного кодекса РФ, то есть с наличием преимущественного права его покупки, в связи с чем, по мнению Общества, Министерство обязано было принять решение о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Согласно п. 8 ст. 22 Земельного кодекса РФ при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 36 настоящего Кодекса.
Проанализировав положения п. 8 ст. 22 Земельного кодекса РФ, суд первой инстанции верно указал на то, что данное право действительно имеется у заявителя в силу самого факта заключения договора аренды спорного участка. Однако механизм реализации данного права предполагает выражение воли собственника на продажу земельного участка.
При этом из содержания письма Министерства о возврате документов от 23.08.2011 г. N 12-4/0998/11-с, с наличием которого заявитель связывает отказ в предоставлении в собственность земельного участка, однозначно не следует, что государственный орган выразил волю на продажу спорного земельного участка, либо отказывает в продаже земельного участка
Вместе с тем судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявление ООО "ДАКАР" было составлено по форме, указанной в приложении N 1 к Порядку: указана цель использования земельного участка; его предполагаемые размеры и местоположение (с указанием координат); испрашиваемое право на землю; приложена план-схема земельного участка. К заявлению Обществом были приложены все необходимые надлежащим образом оформленные документы, указанные в приложении N 2 к Порядку.
Ответчиком, в нарушение ч. 1 ст. 65 АПК РФ, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, не представлено доказательств того, что представленный ООО "ДАКАР" пакет документов, не соответствовал установленным законодательством требованиям, и имелись основания для его возврата.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Министерства по возврату документов не соответствуют требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ, п. 2.3 Порядка, нарушают права и законные интересы заявителя, и правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признал указанные действия незаконными.
В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявитель просил обязать ответчика принять решение о предоставлении в собственность земельного участка площадью 61,5 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Марии Авейде, 17, занимаемого временным магазином "Продукты", и направить соответствующий проект договора купли-продажи.
Принимая во внимание, что заявление ООО "Дакар" по существу не рассмотрено и без законных на то оснований возвращено заявителю, а также то, что судебные акты арбитражных судов, в силу норм ст. 2 АПК РФ о задачах судопроизводства, не могут подменять собой решения органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, суд первой инстанции обоснованно счел необходимым обязать Министерство после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу обращения ООО "ДАКАР" о предоставлении в собственность вышеназванного земельного участка и принять мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.
Доводы, приведенные Министерством в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 ноября 2011 года по делу N А55-19828/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответчиком, в нарушение ч. 1 ст. 65 АПК РФ, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, не представлено доказательств того, что представленный ООО "ДАКАР" пакет документов, не соответствовал установленным законодательством требованиям, и имелись основания для его возврата.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Министерства по возврату документов не соответствуют требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ, п. 2.3 Порядка, нарушают права и законные интересы заявителя, и правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признал указанные действия незаконными.
...
Принимая во внимание, что заявление ООО "Дакар" по существу не рассмотрено и без законных на то оснований возвращено заявителю, а также то, что судебные акты арбитражных судов, в силу норм ст. 2 АПК РФ о задачах судопроизводства, не могут подменять собой решения органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, суд первой инстанции обоснованно счел необходимым обязать Министерство после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу обращения ООО "ДАКАР" о предоставлении в собственность вышеназванного земельного участка и принять мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А55-19828/2011
Истец: ООО "ДАКАР"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16021/11