г. Санкт-Петербург |
|
17 февраля 2012 г. |
Дело N А42-7374/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: Донских Д.В. по доверенности от 25.04.2011 N 25-21/7790.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-427/2012) Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07 декабря 2011 года по делу N А42-7374/2010 (судья Соломонко Л.П.), принятое
по заявлению ОАО "Мурманский траловый флот"
к Мурманской таможне
о признании недействительности требования и незаконным решения
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманский траловый флот" (183038, Мурманск, ул. Шмидта, д. 43, ОГРН 1025100833966, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в ходе судебного заседания, в котором просило:
- признании недействительным требование Мурманской таможни (183010, Мурманск, ул. Горького, 15, ОГРН 1025100864095, далее - таможня, таможенный орган) N 103 от 31.08.2010 об уплате таможенных платежей;
- признать недействительным решение таможни от 27.09.2010 N 24 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке;
- обязать Мурманскую таможню вернуть денежные средства, незаконно списанные со счета общества в сумме 15 712, 64 руб.
Решением суда от 07.12.2011 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Мурманская таможня, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить. Таможня полагает, что продукция морского промысла (рыболовства), добытая (выловленная) и/или произведенная российскими судами при осуществлении промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне, является продукцией (товаром), полностью произведенной в Российской Федерации, то есть имеет статус российского товара. Таким образом, по мнению таможни, спорная продукция морского промысла неправомерно помещена обществом под таможенный режим "Международный таможенный транзит" (далее - МТТ), в то время как подлежала помещению под таможенный режим "Экспорт" с уплатой вывозных таможенных пошлин, которые доначислены таможней и предъявлены обществу к уплате путем направления оспариваемого требования. Также податель жалобы не согласен с выводом суда относительно отсутствия у таможни оснований для выставления оспариваемого требования в связи с тем, что разрешение на применение таможенного режима МТТ таможенным органом не отменено. Податель жалобы считает, что не отмена в порядке ведомственного контроля разрешения нижестоящего таможенного органа на помещение товаров под режим международного таможенного транзита не влечет недействительность выставленного декларанту требования об уплате таможенных платежей и не освобождает его от обязанности их уплаты.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела.
Из материалов дела следует, что в исключительной экономической зоне Российской Федерации за пределами территориальных вод РФ Общество в период с 26.10.2009 по 21.11.2009 на принадлежащем ему на праве собственности судне М-0002 "Адмирал Шабалин" выловило и произвело рыбопродукцию общим весом 3 031 132 кг.
09.11.2009 с данного судна на судно т/х "Капитал Телов" передано 785 625 кг мороженой сайки, из которых 25 000 кг предназначались для перевозки на т/х "Канопус", принадлежащем ООО "Карельская Судоходная компания", в порт Велсен (Нидерланды).
30.11.2009 судно т/х "Канопус" с 25 000 кг сайки мороженой прибыло в порт Мурманск.
30.11.2009 ООО "Карельская Судоходная компания" обратилось на таможенный пост "Морской порт Мурманск" с заявлением об оформлении ввезенной рыбопродукции в режиме международного таможенного транзита.
Разрешение таможенного органа о помещении рыбопродукции в количестве 25 000 кг сайки под таможенный режим международный таможенный транзит получено 01.12.2009.
03.12.2009 указанная рыбопродукция вывезена с таможенной территории Российской Федерации и 21.12.2009 выгружена с борта судна т/х "Канопус" и передана иностранной организации.
В период с 13.07.2010 по 26.08.2010 таможенный орган провел камеральную таможенную проверку по вопросам соблюдения Обществом таможенного законодательства при помещении под таможенный режим МТТ рыбопродукции, ввезенной на таможенную территорию Российской Федерации 30.11.2009 на судне т/х "Канопус".
В ходе проведения проверки таможенный орган установил, что рыбопродукция в количестве 25 000 кг, вывезенная с территории Российской Федерации 03.12.2009 в таможенном режиме МТТ, для таможенных целей имеет статус российского товара, а потому неправомерно помещена под процедуру МТТ. Таможенный орган сделал вывод, что при вывозе с таможенной территории Российской Федерации с целью реализации иностранному покупателю без обязательства обратного ввоза спорная рыбопродукция подлежала оформлению в таможенном режиме экспорта с уплатой вывозной таможенной пошлины в размере 14 528 руб.
Результаты таможенной проверки оформлены актом от 26.08.2011 N 10207000/4000/260810/А0078.
В адрес общества выставлено требование от 31.08.2010 N 103 об уплате 14 528 руб. вывозной таможенной пошлины и 1 083, 31 руб. пеней.
В связи с неисполнением данного требования 27.09.2010 Мурманской таможней принято решение N 24 о взыскании денежных средств в сумме 15 712, 64 руб. в бесспорном порядке.
30.09.2010 указанная сумма списана с расчетного счета общества на основании инкассовых поручений N 56, 57 от 27.09.2010.
Не согласившись с требованием и решением Мурманской таможни, общество оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, сделав вывод об отсутствии у вывезенного товара статуса российского, в связи с чем основания для выставления оспариваемого требования и принятия решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке, у таможенного органа не имелось.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьями 156 и 157 Таможенного кодекса Российской Федерации (действовавшем в спорный период) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влечет за собой обязанность лиц поместить товар под один из таможенных режимов и соблюдать этот таможенный режим. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с названным Кодексом. При соблюдении лицом заявленного таможенного режима и других условий выпуска товаров (статья 149 ТК РФ) таможенный орган обязан выдать разрешение на помещение товаров под заявленный таможенный режим.
В соответствии со статьей 167 ТК РФ международный таможенный транзит - это таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Под таможенный режим МТТ могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Под иностранными товарами понимаются товары, не являющиеся российскими товарами в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 11 ТК РФ (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 ТК РФ). Подпунктом 2 пункта 1 статьи 11 ТК РФ определено, что российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации - то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации.
Применительно к спорным правоотношениям статус российских товаров определяется совокупностью двух признаков: товары должны быть произведены на территории Российской Федерации и не быть вывезены с нее. Кроме того, российскими признаются товары, находящиеся в свободном обращении на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорная продукция морского промысла добыта в исключительной экономической зоне Российской Федерации, то есть за пределами таможенной территории Российской Федерации. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, таможней в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции, проанализировав положения статей 11, 167 ТК РФ, а также пункта 6 статьи 31 ТК РФ в совокупности с пунктом 1 статьи 29 ТК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания добытой и произведенной заявителем морской продукции в исключительной экономической зоне Российской Федерации (за пределами территориального моря Российской Федерации) российским товаром, к которому невозможно применение процедуры МТТ.
Означенный вывод суда соответствует сложившейся правоприменительной практике.
С учетом положений подпункта 23 пункта 1 статьи 11 и статьи 157 ТК РФ товары считаются помещенными под соответствующий таможенный режим со дня проставления таможенными органами на представленной декларантом либо иным ответственным лицом грузовой таможенной декларации или иных, предусмотренных таможенным законодательством документах, соответствующей отметки.
В соответствии со статьей 412 ТК РФ проверка правомерности выдачи разрешения на помещение товаров под таможенный режим международного таможенного транзита возможна лишь в порядке ведомственного контроля.
Приказом Федеральной таможенной службы России от 06.11.2008 N 1378 утвержден порядок проведения таможенной ревизии (далее - Порядок N 1378), пунктом 81 которого установлено, что в случае выявления в ходе таможенной ревизии данных, свидетельствующих о принятии таможенным органом не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения, или совершения таможенным органом или его должностным лицом неправомерных действий (бездействия) в сфере таможенного дела, которые являются поводом для проведения ведомственного контроля, членом ревизионной комиссии, его выявившим, на имя начальника таможенного органа, принявшего решение, составляется рапорт о выявлении поводов, который визируется руководителем ревизионной комиссии.
В силу пункта 82 Порядка N 1378 в случае, если в ходе таможенной ревизии выявлено решение нижестоящего таможенного органа или действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, пересмотр которых в порядке ведомственного контроля отнесен к компетенции структурного подразделения таможенного органа, начальником которого принято решение, рапорт с приложением копий документов, послуживших основанием для его составления, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем составления, направляется в структурное подразделение таможенного органа, к компетенции которого относится пересмотр в порядке ведомственного контроля обнаруженного решения, действия (бездействия) в сфере таможенного дела.
В соответствии с пунктом 83 Порядка N 1378 в течение трех рабочих дней с момента получения рапорта уполномоченным структурным подразделением таможенного органа проводится ведомственный контроль. По результатам составляется заключение о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, либо проект решения об отмене на основании статьи 412 ТК РФ не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, которые рассматриваются начальником таможенного органа, принявшего решение в течение одного рабочего дня.
Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения на основании статьи 412 ТК РФ, или составления заключения о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, или признания действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, копии документов, составленных по результатам ведомственного контроля, направляются руководителю ревизионной комиссии для приобщения к материалам таможенной ревизии (пункт 84 Порядка N 1378).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что решение об отмене в порядке ведомственного контроля разрешения таможенного поста на открытие в отношении спорной рыбопродукции процедуры МТТ вышестоящим таможенным органом не принято.
Таким образом, разрешение обществу применить к ввезенной рыбопродукции таможенный режим МТТ не отменено и действует до настоящего времени, что в свою очередь свидетельствует о нарушении таможней порядка выставления требования об уплате таможенных платежей, в отсутствие оснований его выставления, которые должны быть указаны в требовании.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности помещения обществом спорной рыбопродукции под режим МТТ и отсутствии у него обязанности по уплате вывозной таможенной пошлины, а как следствие, отсутствие у таможенного органа оснований для направления кооперативу оспариваемого требования и принятия решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке
В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества суд обязал Мурманскую таможню возвратить ОАО "Мурманский траловый флот" 14 528 руб. ввозной пошлины и 1 184, 54 пени.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 07 декабря 2011 года по делу N А42-7374/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 82 Порядка N 1378 в случае, если в ходе таможенной ревизии выявлено решение нижестоящего таможенного органа или действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, пересмотр которых в порядке ведомственного контроля отнесен к компетенции структурного подразделения таможенного органа, начальником которого принято решение, рапорт с приложением копий документов, послуживших основанием для его составления, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем составления, направляется в структурное подразделение таможенного органа, к компетенции которого относится пересмотр в порядке ведомственного контроля обнаруженного решения, действия (бездействия) в сфере таможенного дела.
В соответствии с пунктом 83 Порядка N 1378 в течение трех рабочих дней с момента получения рапорта уполномоченным структурным подразделением таможенного органа проводится ведомственный контроль. По результатам составляется заключение о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, либо проект решения об отмене на основании статьи 412 ТК РФ не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, которые рассматриваются начальником таможенного органа, принявшего решение в течение одного рабочего дня.
Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения на основании статьи 412 ТК РФ, или составления заключения о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, или признания действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, копии документов, составленных по результатам ведомственного контроля, направляются руководителю ревизионной комиссии для приобщения к материалам таможенной ревизии (пункт 84 Порядка N 1378)."
Номер дела в первой инстанции: А42-7374/2010
Истец: ОАО "Мурманский траловый флот"
Ответчик: Мурманская таможня
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-427/12