город Ростов-на-Дону |
|
17 февраля 2012 г. |
дело N А32-3639/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Х.Тимченко
судей И.Н.Глазуновой, Т.Р.Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Задорожней Е.Ю.
при участии:
от истца: представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае не явился, извещен (уведомление N 34400246462483);
от ответчика: директор ОАО "Кропоткинское объединенное предприятие "Стройиндустрии" Карачинов Рамазан Мухадинович (паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24 ноября 2011 г. по делу N А32-3639/2011
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Краснодарском крае
к открытому акционерному обществу "Кропоткинское объединенное предприятие "Стройиндустрии" (ОГРН 1022302294717, ИНН 2313014407),
принятое судьей Карпенко Т.Ю.
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ТУ Росимущества г. Краснодар обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением ОАО "Кропоткинское объединенное предприятие "Стройиндустрии" (далее ОАО "КОПС") о признании отсутствующим права собственности ответчика на газопровод высокого давления протяженностью 4395 м, газопровод от ГРС БЛПУМГ до ГРП предприятия, расположенный по адресу: г. Кропоткин, ул. Машиностроительная, 3, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в виде аннулирования записи от 21.03.2008 N регистрации 23-23-25/015/2008-110 в Едином государственном реестре прав, о признании права собственности за Российской Федерацией на газопровод высокого давления протяженностью 4395 м, расположенный по адресу: г. Кропоткин, ул. Машиностроительная, 3.
В ходе рассмотрения дела истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, в котором просил: истребовать из незаконного владения газопровод высокого давления протяженностью 4 395 м. ( том 4,лист дела 49)
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24 ноября 2011 г. в иске отказано. Суд установил, что спорное имущество находится у ответчика с момента приватизации-1992 г..,применил срок исковой давности по заявлению ответчика.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом к Краснодарском крае не согласившись с принятым судебным актом обратилось в суд с апелляционной жалобой. Заявитель жалобы указал, что ОАО"КОПС" создано путем преобразования ТОО "Кропоткинское объединенное предприятие Стройиндустрии",зарегистрированного постановлением главы администрации города Кропоткина от 15.03.1993 N 485/3 и является правопреемником его имущественных прав и обязанностей.
ТОО "КОПС" создано путем преобразования созданного 14.06.1991 арендного Кропоткинского объединенного предприятия Стройиндустрии и выкупа части арендованного им имущества из федеральной собственности по договору купли-продажи от 26.11.1992 N 280.Таким образом, созданное в 1991 году арендное предприятие, преобразованное в ТОО "КОПС", в настоящем ОАО "КОПС", ни какого отношения не имеет к ранее существовавшему до 1991 года Кропоткинскому предприятию Стройиндустрии "Главкубаньрисстроя" Гидростройиндустрии Треста "Промстройматериалы" Министерства мелиорации и водного хозяйства, которое являлось федеральной собственностью и все имущество принадлежало государству.
Все правоотношения с другими организациями, всю производственную деятельность до 1990 года производило Кропоткинское предприятие Стройиндустрии "Главкубаньрисстроя" Гидростройиндустрии Треста "Промстройматериалы" Министерства мелиорации и водного хозяйства.
Согласно плану приватизации арендного Кропоткинского объединенного предприятия Стройиндустрия, который был утвержден 28.10.1992, Фонд государственного имущества Краснодарского края и арендное предприятие заключили договор от 26.11.1992 за N 280 о выкупе части арендованного имущества.За выкупленное имущество в соответствии с актом оценки (приложение N 1 к плану приватизации) оплату арендное предприятие произвело в размере 7 603 тыс. руб. (что подтверждается платежными поручениями NN 702, 703, 207, 215). Тогда как, общая стоимость всего арендованного имущества на 01.01.1991 составляла 12 333 тыс. руб. Стоимость основных средств установлена актом оценки от 01.01.1991 г.Указанная сумма рассчитана в плане приватизации, однако, в актах упомянуты лишь следующие объекты: корпус пищеблока, напорный трубопровод промфекальных стоков от насосной станции очистных сооружений, фекальная насосная станция, гараж на территории котельной (литер Б), насосная мазута, мазутохранилище. Следовательно, предприятием было выкуплено лишь 62% имущества, находящегося в аренде ОАО "КОПС".
В договоре купли- продажи N 280 от 25.11.1992 г., акте оценки стоимости имущества по состоянию на 01.01.1991 г. спорный объект недвижимости отсутствуют, газопровод высокого давления не передавался при приватизации ОАО "КОПС". Следовательно, он остался в федеральной собственности.
Спорный объект недвижимости строился государством, а именно Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР строило для своих нужд объединенное предприятие стройиндустрии для водохозяйственного строительства (Акт приемки в эксплуатацию от 25.06.1970).План приватизации арендного Кропоткинского объединенного предприятия стройиндустрии от 28.10.1992 содержит в п. 3 указание на то, что предприятие находится в федеральной собственности.
Таким образом, на момент совершения сделок, на которых основывает свои возражения ОАО "КОПС" - договора N 10 аренды Кропоткинского объединенного предприятия Стройиндустрии от 20.12.1990 и договора N 280 купли-продажи от 26.11.1992, все имущество Кропоткинского объединенного предприятия стройиндустрии, а, соответственно, и спорный объект недвижимости находился в федеральной собственности. ТУ Росимущества в КК просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель ОАО "КОПС" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, пояснив, что спорный газопровод с момента приватизации находится во владении и пользовании общества. Для его эксплуатации получены все необходимы документы, в том числе и лицензии.
ТУ ФАУГИ явку представителя в судебное заседание не обеспечило. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.12.1990 г. между Специализированным строительным объединением "Кубаньводстрой" (арендодатель ) и трудовым коллективом Кропткинского объединенного предприятия Стройиндустрии (арендатор) был заключен договор аренды о передаче арендатору производственные здание, сооружения машины и другие основные фонды по состоянию на 01.01.1991 г. на сумму 12 333 000 руб., оборотные средства с правом выкупа.(том 1,лист дела 88). Собрание коллектива арендного предприятия 28.10.1992 г. приняло решение о выкупе имущества (протокол N 3) (том 1,лист дела 88)
25.09.1992 комитетом по управлению государственным имуществом Краснодарского края было принято решение N 404-1 о приватизации арендного предприятия "Стройиндустрия", расположенного по адресу: г. Кропоткин, промзона, на основании заявки трудового коллектива арендного предприятия "Стройиндустрия".. 26.11.1992 между Фондом государственного имущества Краснодарского края (продавец) заключен договор купли-продажи N 280,по условиям которого арендному Кропоткинскому объединенному предприятию Стройиндустрии продано имущество Кропоткинского объединенного предприятия Стройиндустрии, с передачей на баланс покупателя всех активов и пассивов Кропоткинского объединенного предприятия Стройиндустрии в соответствии с актом оценки стоимости имущества по состоянию на 01.01.1991 согласно приложения N1, являющегося неотъемлемой частью договора (т. 1, лист дела 46-49).
Спорный объект- газопровод был принят в эксплуатацию 25.06.1970 года государственной приемочной комиссией, в подтверждение чего подписан "Акт о приемке в эксплуатацию законченного строительства первой очереди комплекса объектов Объединенного предприятия стройиндустрии". В соответствии с указанным актом, в том числе был сдан в эксплуатацию газопровод высокого давления от ГРС до промузла общей протяженностью 4 395 м, в том числе стальных труб: Д=377-3370 п.м. и Д=300-1025 п.м.
25.06.1970 года на учет были приняты следующие объекты : "Газопровод от ответвления до промузла" длиной 1025 п.м. - инв. N 119, производственное подразделение ПСЦ и "Подводящий газопровод от ГРС до ответвления" длиной 3370п.м. - инв. N 118, производственное подразделение "Насосная".(том 1, лист дела 113,114)
При заключения договора купли-продажи имущества арендного предприятия N 280 от 26.11.1992 г. в акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.01.1991 г. под порядковым номером N 394, инвентарный номер 102, "Ливневый коллектор" были включены следующие объекты: инвентарный номер 118 - газопровод, подводящий от ГРП балансовой стоимостью на 01.01.1991 г. 88 694 руб.; инвентарный номер 111 - напорный трубопровод к/фекальных стоков балансовой стоимостью на 01.01.1991 194 550 руб.
С момента приватизации газопровод ответчиком поставлен на учет, что подтверждается инвентарными карточками (1,лист дела 111). Бремя содержания газопровода несет ответчик, данное обстоятельство подтверждается договором на техническое обслуживание и ремонт от 11.02.2010 г., договором технического надзора от 03.03.2003 г. актами, счетами на ремонт газопровода, платежными поручениями об оплате за техническое обслуживание газопровода, лицензией на осуществление деятельности эксплуатации взрывоопасных производственных объектов (том 4,5).Право собственности на газопровод высокого давления протяженностью 4395 м. 21.03.2008 г. зарегистрировано за ОАО "Кропоткинское объединенное предприятия Стройиндустрии", в подтверждение выдано свидетельство о регистрации права серии 23 АД 644761 (том 1,лист дела 116).
Истец полагает, что газопровод не был предметом приватизации и остался в федеральной собственности, в связи с чем, обратился с иском о виндикации.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Положения о комитете по управлению государственным имуществом Краснодарского края, обладающем правами и полномочиями территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, утвержденным решением Малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 09.12.1992 N 395, комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края создан постановлением главы администрации Краснодарского края N 191 от 03.04.92 (ранее с 17.09.91 департамент государственного имущества) на основании и во исполнение Закона РСФСР от 3 июня 1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР". Комитет наделен правами и полномочиями территориального агентства Госкомимущества России (распоряжение Госкомимущества N 45-р от 5 февраля 1992 г.). Комитет, обладающий правами и полномочиями территориального агентства Госкомимущества России, действует в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, а также в соответствии с распоряжениями и поручениями Госкомимущества России, решениями краевого Совета народных депутатов, администрации края, изданными в пределах их полномочий. Согласно пункту 2.1 упомянутого Положения комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края принимал и регистрировал заявки на приватизацию предприятий, подразделений и составных частей имущественных комплексов предприятий федеральной и краевой собственности; утверждал планы приватизации государственных предприятий. В силу пункта 3.1 названного Положения комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края имел исключительное право проводить приватизацию государственных предприятий, находящихся на территории края, включая решение вопросов о способах, сроках и формах приватизации конкретных объектов; был вправе выступать правопреемником по договорам аренды государственного имущества, включая договоры аренды с правом выкупа, заключенные ранее с предприятиями, организациями, учреждениями как арендодателями.
Данные полномочия комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края соответствовали положениям письма Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 05.06.1992 N ОК-15/3365 "О правах комитетов по управлению государственным имуществом в части аренды", а также Указу Президента Российской Федерации от 14.10.1992 N 1231 "Об утверждении Типового положения о комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом".
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. При таких обстоятельствах, вопрос о праве собственности на указанные в иске объекты может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска. В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поскольку истец, считающий себя собственником спорных объектов, не обладает на них зарегистрированным правом и фактически ими не владеет, вопрос о праве собственности на такое имущество может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска с соблюдением правил, предусмотренных статьями 223 и 302 ГК РФ. Данный вывод следует из системного истолкования норм гражданского права о способах защиты права собственности (глава 20, статья 12 ГК РФ), а также исходя из принципа равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством (статья 1 Кодекса). При рассмотрении виндикационного иска обеспечивается возможность установления добросовестности приобретения имущества и его надлежащего собственника, соединение права и фактического владения, а также защита владельца правилами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов, а также стабильность гражданского оборота (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2007 N 3039/07 по делу N А40-70770/05-85-579, от 27.01.2009 N 10527/08 по делу N А56-28328/00, от 15.09.2009 N 5429/09 по делу N А32-8848/07-53/163). ОАО "КОПС" до вынесения судом решения по делу было сделано заявление о применении исковой давности (том 1, лист дела 80).
В пункте 13 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 и 15.11.2001 N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что при рассмотрении заявления стороны в споре о применении исковой давности в отношении требований юридического лица необходимо иметь в виду, что в силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда юридическое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Из материалов дела следует и истцом не оспаривается нахождение спорных объектов в фактическом владении ОАО "КОПС" в течение всего времени с момента приватизации имущественного комплекса Кропоткинского объединенного предприятия Стройиндустрии- с 1992 г.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Таким образом, какие-либо другие доводы в обоснование заявленного искового требования не подлежали рассмотрению, поскольку сам факт истечения срока исковой давности с учетом разъяснения, данного в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12, 15.11.2001 N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", служит самостоятельным основанием для отказа в иске.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 10853/10, в силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Из указанных норм права следует, что субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти. Следовательно, последующее перераспределение функций по управлению государственным имуществом между такими органами не может служить основанием для изменения срока исковой давности или порядка его исчисления по требованию, заявленному в защиту интересов этого публичного образования. Комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края участвовал в сделке по приватизации имущества предприятия от имени Российской Федерации. Истцом по делу выступает орган государственной власти, на который возложены обязанности по контролю за использованием и сохранностью находящегося в государственной собственности имущества и который для надлежащего осуществления этих обязанностей имеет возможность в пределах срока исковой давности получить сведения о государственной регистрации прав на спорные объекты недвижимости.
Таким образом, органы государственной власти должны были знать об обстоятельствах выбытия спорных объектов недвижимого имущества из государственной собственности с момента приватизации имущества ответчиком.
Перераспределение государственных функций по распоряжению федеральным имуществом (приватизации) между различными органами государственной власти не является основанием ни для возобновления течения срока исковой давности по виндикационному иску федерального собственника, ни для восстановления пропущенного срока исковой давности.
ТУ Роимущества КК представило суду апелляционной инстанции заключение Ростовского центра судебных экспертиз N 0870/Э от 24.11.2011 г., из которого следует, что в акте оценки стоимости зданий и сооружений на 01.01.1991 г. наименование- газопровод высокого давления, протяженностью 4395 м от ГРС БЛПУМГ до ГРП ОАО "КОПС" не выявлено. Между тем, истец не оспаривает, что спорный газопровод находится у ответчика с момента приватизации- с 1992 г., а с настоящим иском ТУ Росимущества в Краснодарском крае обратилось 22.02.2011 г., то есть за пределами трехлетнего срока исковой давности.
Таким образом, судом первой инстанции правильно применен срок исковой давности к заявленным требованиям, оснований для отмены судебного акта первой инстанции по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24 ноября 2011 г. по делу N А32-3639/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Х. Тимченко |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
...
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 10853/10, в силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Из указанных норм права следует, что субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти. Следовательно, последующее перераспределение функций по управлению государственным имуществом между такими органами не может служить основанием для изменения срока исковой давности или порядка его исчисления по требованию, заявленному в защиту интересов этого публичного образования. Комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края участвовал в сделке по приватизации имущества предприятия от имени Российской Федерации. Истцом по делу выступает орган государственной власти, на который возложены обязанности по контролю за использованием и сохранностью находящегося в государственной собственности имущества и который для надлежащего осуществления этих обязанностей имеет возможность в пределах срока исковой давности получить сведения о государственной регистрации прав на спорные объекты недвижимости."
Номер дела в первой инстанции: А32-3639/2011
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ТУФАУГИ по КК
Ответчик: ОАО "Кропоткинское объединение предприятие стройиндустрии", ОАО "Кропоткинское объединенное предприятие "Стройиндустрии"
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Департамент имущественных отношений по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, УФРС по Краснодарскому краю