г. Ессентуки |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А22-1885/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Семёнова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу прокурора Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.11.2011 по делу N А22-1885/2011 (судья Алжеева Л.А.),
по заявлению прокурора Республики Калмыкия (г. Элиста, ул. Т.Самохина, 1)
к Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия (г. Элиста, ул. Н.Очирова, 15)
об оспаривании распоряжения от 29.03.2011 N 4/2670502 в части и возложении обязанности,
с участием третьего лица: ОАО "Племенной завод имени А. Чапчаева" (ОГРН 1060804001807, Республика Калмыкия, пос. Алцынхута, ул. Чапчаева, д. 3)
при участии в судебном заседании:
от Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия - Шурганов Ю.В. (доверенность от 10.02.2012),
от ОАО "Племенной завод имени А. Чапчаева" - генеральный директор Эрендженов И.Б. (паспорт),
от прокурора Республики Калмыкия - не явились,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики Калмыкия (далее - Прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании распоряжения Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - Министерство) от 29.03.2011 N 4/2670502 незаконным в части перечисления открытому акционерному обществу "Племенной завод имени А.Чапчаева" (далее - общество) субсидии из республиканского бюджета на поддержку овцеводства в размере 1091507 рублей и взыскании с последнего полученной субсидии в доход федерального бюджета.
Общество привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
Решением суда от 29.11.2011 в удовлетворении требований Прокурора отказано.
Прокурор обжаловал решение суда в апелляционном порядке, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Прокурор указывает на то, что суд указал на возможность получения сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидии независимо от соблюдения установленных законодательством требований, лишь при наличии согласования с Министерством. У Министерства отсутствовали основания для предоставления обществу субсидии. Суд не рассмотрел требование прокурора о взыскании с общества полученной субсидии.
В отзывах общество и Министерство не согласны с доводами апелляционной жалобы, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества и Министерства поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.
Прокурор надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного заседания, не явился, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Калмыкия. Основным видом деятельности общества является разведение крупного рогатого скота, одним из дополнительных видов деятельности является разведение овец, коз, лошадей, ослов, мулов и лошаков (л.д.47-50).
23.03.2011 состоялось заседание рабочей группы Министерства, по результатам которого принято решение о выделении обществу субсидии на поддержку овцеводства (л.д.11).
На основании принятого на заседании рабочей группы решения, уполномоченным органом вынесено распоряжение от 29.03.2011 N 4/2670502 о выделении обществу субсидии в размере 1091507 рублей.
Справкой Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Калмыкия N 11323 подтверждено, что по состоянию на 01.03.2011 общество не имеет неисполненных обязательств по уплате налогов (л.д.54).
По сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики в 2009 году на начало отчетного периода за обществом числилось 15265 голов овец и коз, в 2010 году на начало текущего финансового года - 13394 голов овец и коз (л.д.17-31).
Постановлением Правительства РФ от 20.12.2010 N 1069 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 28.01.2011 N 16 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Калмыкия сельскохозяйственным товаропроизводителям на поддержку овцеводства и табунного коневодства (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, признанным таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ), состоящим на учете в налоговых органах Республики Калмыкия на содержание маточного поголовья овец и коз, поголовья мясных табунных лошадей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 294-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В пункте 4 Порядка содержатся два условия, при соблюдении которых, сельскохозяйственный товаропроизводитель может претендовать на получение субсидии из республиканского бюджета:
а) сохранение поголовья сельскохозяйственных животных на начало отчетного периода по сравнению с поголовьем сельскохозяйственных животных аналогичного периода прошлого года;
б) отсутствие задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней.
В случае несоответствия условиям, указанным в пунктах 2 и 4 Порядка, уполномоченный орган принимает решение об отказе во включении заявителя в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих субсидии (пункт 8 Порядка).
Сохранение поголовья сельскохозяйственных животных на начало отчетного периода по сравнению с поголовьем сельскохозяйственных животных аналогичного периода прошлого года предполагает сохранение в пределах, не превышающих установленных норм нагрузки скота на единицу площади пастбищ. В случае превышения этих норм является обязательным указанное сокращение независимо от воли сельскохозяйственного товаропроизводителя. В данном случае, соблюдение сельхозпроизводителем норм нагрузки скота на единицу площади пастбищ посредством сокращения поголовья, превышающего норму, не может расцениваться как несохранение сельскохозяйственного поголовья. Иное бы означало, что для соблюдения условий получения субсидий, указанных в подпункте а) пункта 4 Порядка, сельскохозяйственный товаропроизводитель не может сокращать поголовье до нормативного, то есть означало бы допущение нарушения установленных Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27.04.2006 N 158 "О нормах нагрузки скота на пастбища на территории Республики Калмыкия" нормативных требований и тем самым - деградации пастбищ.
Из смысла пункта 4 Порядка следует, что субсидии не предоставляются в случае сокращения поголовья, численность которого соответствовала (не превышала) норм нагрузки на единицу пастбищ. То обстоятельство, что сельскохозяйственный товаропроизводитель (общество) сократил поголовье именно в связи с необходимостью соблюдения норм нагрузки подтверждается тем, что такое решение было принято по согласованию с Министерством.
Кроме этого, следует учесть, что пунктом 1 статьи 8.26 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение норм выпаса сельскохозяйственных животных.
Таким образом, сокращение численности поголовья является вынужденной мерой, согласованной с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, направленной на соблюдение требований нормативно-правовых актов и сохранение пастбищ.
Оспариваемое распоряжение от 29.03.2011 N 4/2670502 не нарушает права и законные интересы заявителя, граждан или организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод Прокурора о том, что распоряжение Министерства нарушает права и законные интересы лиц, являющихся потенциальными получателями бюджетных средств, обоснованно отклонен судом, как не подтвержденный доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Предоставленные обществу субсидии, использованы обществом по целевому назначению на приобретение ветмедикаментов и кормов, что подтверждается приобщенными к материалам дела платежными поручениями (л.д. 67-72).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.11.2011 по делу N А22-1885/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства РФ от 20.12.2010 N 1069 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства.
...
В соответствии с пунктом 2 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, признанным таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ), состоящим на учете в налоговых органах Республики Калмыкия на содержание маточного поголовья овец и коз, поголовья мясных табунных лошадей.
...
Из смысла пункта 4 Порядка следует, что субсидии не предоставляются в случае сокращения поголовья, численность которого соответствовала (не превышала) норм нагрузки на единицу пастбищ. То обстоятельство, что сельскохозяйственный товаропроизводитель (общество) сократил поголовье именно в связи с необходимостью соблюдения норм нагрузки подтверждается тем, что такое решение было принято по согласованию с Министерством.
Кроме этого, следует учесть, что пунктом 1 статьи 8.26 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение норм выпаса сельскохозяйственных животных.
...
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг."
Номер дела в первой инстанции: А22-1885/2011
Истец: Прокурор РК в защиту интересов государства и общества
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия, Министерство сельского хозяйства РК, ОАО Племенной завод им. А. Чапчаева
Третье лицо: ОАО "Племенной завод им. А. Чапчаева", Прокуратура Республики Калмыкия