г. Киров |
|
16 февраля 2012 г. |
Дело N А28-4313/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Ившиной Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бородиной Н.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Опалева А.А., действующего на основании доверенности от 22.12.2011,
представителя ответчика Савиных М.А., действующей на основании доверенности от 11.01.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Токмянина Николая Александровича
на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.10.2011 по делу N А28-4313/2011, принятое судом в составе судьи Будимировой М.В.
по заявлению Департамента лесного хозяйства в лице лесного отдела Сорвижского лесничества департамента лесного хозяйства Кировской области (ОГРН 1074345003963, Кировская область, г. Киров, ул. С. Халтурина, 32)
к индивидуальному предпринимателю Токмянину Николаю Александровичу (ОГРНИП 304433022900024, Кировская область, Арбажский район, пгт Арбаж, ул. Гайдара, 2, 16),
третьи лица: муниципальное образование Арбажский район Кировской области (Кировская область, пгт. Арбаж, ул. Пионерская, д. 2)
о взыскании 2309801 рубля 00 копеек,
установил:
Департамент лесного хозяйства в лице лесного отдела Сорвижского лесничества департамента лесного хозяйства Кировской области (далее - заявитель, Отдел) обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд Кировской области к индивидуальному предпринимателю Токмянину Николаю Александровичу (далее - ответчик, Предприниматель, ИП Токмянин Н.А.) о взыскании в доход государства 2309801 рубля ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечено муниципальное образование Арбажский район Кировской области (далее - третье лицо, Администрация) (том 1 л.д. 123-124).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.10.2011 исковые требования удовлетворены.
Предприниматель с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе Предприниматель указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства отнесения участка, на котором заявителем осуществлялась рубка, к участкам лесного фонда, и к особо охраняемым лесным зонам; Предприниматель осуществлял рубку на землях, которые переданы ему на основании договора аренды от 13.08.2009, отнесенных к землям промышленности и энергетики; в материалах дела имеются доказательства отсутствия вины ответчика в незаконной рубке; в ходе следствия по уголовному делу установлены лица, по вине которых вырублены указанные в исковом заявлении деревья; в ответе на представление от 30.12.2010 Администрация признает вину своих должностных лиц в ненадлежащей передаче земельного участка в аренду заявителю.
Отдел в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с доводами апелляционной жалобы.
Администрация ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Администрации.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.08.2009 муниципальным образованием Арбажский район (арендодатель) и Токмяниным Н.А. (арендатор) заключен договор N 20 аренды земельного участка (далее - договор аренды от 13.08.2009). По условиям данного договора арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок и оплачивает аренду на указанных в договоре условиях (пункт 1.1); кадастровый номер земельного участка N 43:01:380201:0098 (пункт 1.2.1); вид разрешенного использования - свалка (пункт 1.2.6); земельный участок предоставляется для эксплуатации свалки (пункт 1.3) (том 2, л.д. 1-3).
13.08.2009 указанный земельный участок передан арендатору (том 2, л.д. 4).
02.10.2009 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесные участки Арбажского участкового лесничества, в том числе квартал 4, и Арбажского сельского участкового лесничества, в том числе квартал 190 (том 1, л.д. 151, 152).
20.04.2010 Отделом в отношении Предпринимателя (лесонарушитель) составлен протокол о лесонарушении от 20.04.2010 N 5, из которого следует, что на территории выдела 1 квартала 190 Арбажского сельского участкового лесничества Сорвижского лесничества была обнаружена рубка деревьев защитных лесов вдоль железной дороги и автодороги без разрешительных документов. Общая сумма ущерба по протоколу составляет 1925455 рублей 00 копеек. В пояснениях лесонарушитель указал, что вел работы по устному согласованию с администрацией Арбажского района (том 1, л.д. 14-15). К указанному протоколу приложены ведомости перечета пней (том 1 л.д. 16-17), обмера пней (том 1, л.д. 18), определения объема незаконно срубленной древесины в вышеуказанных выделах (том 1, л.д. 19), расчет ущерба незаконно срубленной древесины (том 1, л.д. 21).
20.04.2010 Отделом в отношении ИП Токмянина Н.А. (лесонарушитель) составлен протокол о лесонарушении от 20.04.2010 N 6. В данном протоколе указано, что в 17 выделе 4 квартала Арбажского участкового лесничества Сорвижского лесничества была обнаружена незаконная рубка деревьев, относящихся к защитным лесам зеленых зон, без разрешительных документов. Сумма ущерба по данному протоколу составляет 384346 рублей 00 копеек. В объяснениях лесонарушителя указано, что работы проводились им по устному согласованию с администрацией Арбажского района (том 1 л.д. 22-23). К указанному протоколу приложены ведомости перечета пней (том 1 л.д. 24), обмера пней (том 1 л.д. 25), определения объема незаконно срубленной древесины в вышеуказанных выделах (том 1, л.д. 26), расчет ущерба незаконно срубленной древесины (том 1, л.д. 28).
20.04.2010 следователем СГ при ОВД по Арбажскому району составлены протоколы осмотра места происшествия - свалки п. Арбаж, протоколы осмотра места происшествия - выдел 1 квартал 190 Арбажского сельского участкового лесничества, выдел 17 квартал 4 Арбажского участкового лесничества (том 1 л.д. 93-94, 95-96, 97-98). В данных протоколах указано, что на территории свалки п. Арбаж находятся штабеля деловой древесины, вывезенной с места незаконной рубки выдела 1 квартала 190 и выдела 17 квартала 4, в штабелях имеются деревья породы береза, сосна, ель, различного диаметра пней, в указанном количестве; в выделе 1 квартала 190 Арбажского сельского участкового лесничества и выделе 17 квартала 4 Арбажского участкового лесничества находится место незаконной рубки, которое расположено на расстоянии 160 метров от автодороги Арбаж-Басманы - Рои, к месту рубки ведет лесная дорога, на которой имеются следы от колес трактора, на месте рубки лежат штабеля древесины породы сосна, ель, береза с указанным в протоколах количеством деревьев и диаметром пней.
30.09.2010 начальником СГ при ОВД по Арбажскому району вынесено постановление о прекращении уголовного дела в отношении Токмянина Н.А. в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (отсутствие умысла на незаконную рубку лесных насаждений) (том 1 л.д. 29-30). Из указанного постановления следует, что администрацией Арбажского района с Предпринимателем заключен договор аренды земельного участка, используемого под свалку бытовых отходов; в январе 2010 года Предпринимателем дано указание своим рабочим провести рубку деревьев со стороны леса с целью создания санитарной полосы по требованию экологов; в период с января по март 2010 года бригадой Токмянина Н.А. вырублена древесина в указанных объемах. В данном постановлении указано количество вырубленной древесины в выделе 1 квартала 190 Арбажского сельского участкового лесничества и выделе 17 квартала 4 Арбажского участкового лесничества.
30.09.2010 начальник СГ при ОВД по Арбажскому району направил в адрес главы администрации Арбажского района представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона) (далее - представление от 30.12.2010) (том 1 л.д. 92). В данном представлении указано, что в результате незаконной рубки деревьев в защитных лесах квартала 190 выдела 1 и квартала 4 выдела 17 соответствующих лесничеств лесному фонду Российской Федерации причинен ущерб; не вынесение в натуре границ земельного участка, отведенного под свалку, и не доведение границ арендатору Токмянину Н.А. повлекли вырубку Токмяниным Н.А. деревьев в указанном лесном фонде.
02.11.2010 Отдел направил в адрес ИП Токмянина Н.А. претензионное письмо, в котором предложил Предпринимателю добровольно до 20.12.2010 возместить причиненный ущерб, путем перечисления денежных средств, в сумме 2309801 рубль в федеральный бюджет (том 1 л.д. 31).
Требования отдела в добровольном порядке Предприниматель не выполнил, в связи с чем, заявитель обратился в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта совершения лесонарушения и наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями, а также из правильности расчета взыскиваемой суммы ущерба.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу положений пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке (пункт 1). Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Согласно пунктам 2, 15, 52 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов от 16.07.2007 N 184 (далее - Правила заготовки древесины), заготовка древесины осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров аренды в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду (пункт 2). Отвод и таксация лесосек обеспечиваются: гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков; органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, для заготовки древесины гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (пункт 15). Организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. В технологической карте разработки лесосек указывается: принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики. Осуществление работ по заготовке древесины без разработки технологической карты разработки лесосеки не допускается (пункт 52).
Постановлением правительства Кировской области от 01.12.2008 N 154/465 утверждено Положение о департаменте лесного хозяйства Кировской области, согласно которому департамент исполняет государственную функцию управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и является центром ответственности за ее исполнение, к полномочиям департамента относятся, в том числе осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, выполнение функций администратора платежей за использование лесов.
В соответствии с пунктом 4.6 Инструкции по организации и проведению государственными органами Управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации, утвержденной приказом Рослесхоза от 24.10.1994 N 224, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, незаконным является также пользование лесным фондом без разрешительных документов, а при их наличии - осуществляемое не на том участке или за его границами, установленными в материалах отвода (чертеже, абрисе), рубка не тех пород деревьев и кустарников, не тех отпускных диаметров, которые указаны в разрешительных документах, или не подлежащих рубке, рубка до или после установленных сроков, заготовка лесной продукции сверх разрешенного количества, а также в иных случаях осуществления лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными разрешительными документами. Продукция, заготовленная в этих случаях, является незаконно добытой.
Из пунктов 5.1.1, 5.1.3, 5.1.7, 5.1.8 Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 22.04.1986 N 1 (далее - Инструкция порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства), действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, о каждом лесонарушении составляется протокол (пункт 5.1.1). В тех случаях, когда лесонарушителями являются предприятия, учреждения, организации, для подписания протокола должны быть приглашены их представители. Однако неявка в срок этих лиц не препятствует составлению протокола (пункт 5.1.3). В случае если лесонарушитель установлен, но его не оказалось на месте совершения лесонарушения и его местожительство известно, лесонарушителю вручается под расписку либо направляется заказным письмом с сохранением почтовой квитанции извещение о времени и месте составления протокола. При неявке лесонарушителя письменное доказательство вручения ему извещения прилагается к протоколу как необходимое дополнение к нему (пункт 5.1.7). При необнаружении лесонарушителя, отказе явиться для участия в составлении протокола, а также при отказе от подписания протокола об этом делается в нем оговорка, причем такой протокол считается надлежаще оформленным (пункт 5.1.8).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 273) утверждены методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (приложение N 3), таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (приложение N 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.
Материалами дела установлено, что размер причиненного действиями ответчика ущерба рассчитан в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации N 273 и N 310 и составляет 2309801 рубля. Доказательств, опровергающих указанный размер ущерба, в том числе контррасчета, в материалах дела не имеется. Факт совершения Предпринимателем лесонарушения подтвержден протоколами о лесонарушении, ведомостями перечета пней срубленных деревьев, обмера пней, определения объема срубленной древесины, протоколами осмотра места происшествия, постановлением о прекращении уголовного дела, съемкой GPS-навигатором с приложением координат, абриса, результатов съемки. В материалах дела не имеется ни доказательства того, ответчик при осуществлении рубки деревьев принял все необходимые меры для установления на местности границ земельного участка, переданного ему в аренду для использования под свалку, ни доказательств, опровергающих факт осуществления рубки за пределами участка, предоставленного под свалку,
При таких обстоятельствах судом первой инстанции требования истца удовлетворены правомерно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства отнесения участка, на котором заявителем осуществлялась рубка, к участкам лесного фонда и к особо охраняемым лесным зонам; Предприниматель осуществлял рубку на землях, которые переданы ему на основании договора аренды от 13.08.2009, отнесенных к землям промышленности и энергетики, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку материалами дела подтверждено, что Предпринимателем осуществлялась рубка за пределами земельного участка, предоставленного по договору аренды от 13.08.2009, в том числе на землях лесного фонда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалах дела имеются доказательства отсутствия вины ответчика в незаконной рубке; в ходе следствия по уголовному делу установлены лица, по вине которых вырублены указанные в исковом заявлении деревья; в ответе на представление от 30.12.2010 Администрация признает вину своих должностных лиц в ненадлежащей передаче земельного участка в аренду заявителю, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку материалах дела не имеется доказательства того, Предприниматель при осуществлении рубки деревьев принял все необходимые меры для установления на местности границ земельного участка, переданного ему в аренду для использования под свалку.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Предпринимателя без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Кировской области от 19.10.2011 по делу N А28-4313/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Токмянина Николая Александровича без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 273) утверждены методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (приложение N 3), таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (приложение N 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
...
Материалами дела установлено, что размер причиненного действиями ответчика ущерба рассчитан в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации N 273 и N 310 и составляет 2309801 рубля. Доказательств, опровергающих указанный размер ущерба, в том числе контррасчета, в материалах дела не имеется. Факт совершения Предпринимателем лесонарушения подтвержден протоколами о лесонарушении, ведомостями перечета пней срубленных деревьев, обмера пней, определения объема срубленной древесины, протоколами осмотра места происшествия, постановлением о прекращении уголовного дела, съемкой GPS-навигатором с приложением координат, абриса, результатов съемки. В материалах дела не имеется ни доказательства того, ответчик при осуществлении рубки деревьев принял все необходимые меры для установления на местности границ земельного участка, переданного ему в аренду для использования под свалку, ни доказательств, опровергающих факт осуществления рубки за пределами участка, предоставленного под свалку,"
Номер дела в первой инстанции: А28-4313/2011
Истец: Лесной отдел Сорвижского лесничества департамента лесного хозяйства Кировской области
Ответчик: ИП Токмянин Николай Александрович
Третье лицо: Муниципальное образование Арбажский район Кировской области, Управление Росреестра по Кировской области, Арбажский сектор Котельничского отдела Управления Росреестра по Кировской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N11 по Кировской области, ФБУ "Кадастровая палата" по Кировской области
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7701/11