город Ростов-на-Дону |
|
20 февраля 2012 г. |
дело N А53-22646/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Л.А.,
судей Смотровой Н.Н., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" - представитель - Журбина Екатерина Валерьевна, доверенность от 31.12.2011 г. N 8,
от Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - представители: Шафрат Антон Эрастович, доверенность от 26.09.2011 г. N 50; Августовская Анастасия Геннадьевна, доверенность от 14.09.2011 г. N 22,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.01.2012 по делу N А53-22646/2011,
принятое в составе судьи Ерёмина Ф.Ф.
по заявлению Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростовский отдел госнадзора)
к открытому акционерному обществу "Энергосбыт Ростовэнерго"
о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ЮМТУ Росстандарта) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго" (далее - ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго") к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Решением суда от 13.01.2012 г. заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде 40 000 руб. штрафа. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в поставке электроэнергии, не соответствующей обязательным требованиям ГОСТ 13109-97.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 13.01.2012 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что управлением не доказано нахождение точки, в отношении которой проведены испытания, в пределах ответственности именно ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго". Акт проверки и протокол испытаний не содержат методики проведения измерений. Проверка проведена с нарушением Закона N 294-ФЗ. Управлением нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представители управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражали. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 10.10.2011 г. N 01-30/1741 сотрудниками ЮМТУ Росстандарта проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения в процессе поставки электроэнергии обязательных требований стандартов и правил обязательной сертификации электроэнергии в отношении объектов Юго-Западного межрайонного отделения ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго", расположенных по адресам: Мясниковский район, х. Калинин, ул. 50 лет Победы, д. 31 и д. 33.
В ходе проверки установлено, что при осуществлении обществом деятельности по реализации электроэнергии допущено нарушение обязательных требований п. 5.2 и 5.4.2 ГОСТ 13109-97 "Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
По факту выявленных нарушений, в отношении ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" составлен протокол об административном правонарушении N 07-34/85 от 02.11.2011 г.
Материалы проверки переданы в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, данного Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии.
Из содержания части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике следует, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 539 и пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
В силу пункта 65 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила), качество электрической энергии, поставляемой по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии), должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.
Пунктом 115 Правил, в частности, предусмотрено, что в случае отклонений показателей качества электрической энергии сверх величин, установленных техническими регламентами и иными обязательными требованиями, лица, не исполнившие обязательства, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации и договорами ответственность.
ГОСТ 13109-97 устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем энергоснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения, под которыми понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований государственных стандартов.
В ходе проведенной управлением проверки ФГУ "Ростовский ЦСМ" проведены лабораторные испытания на предмет соответствия поставляемой обществом "Энергосбыт Ростовэнерго" электрической энергии требованиям ГОСТ 13109-97.
По результатам испытаний установлено, что ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" при передаче электрической энергии допустило следующие нарушения обязательных требований ГОСТа 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения":
- электрическая энергия не соответствует обязательным требованиям пункта 5.2 по показателю "установившееся отклонение напряжения";
- электрическая энергия не соответствует обязательным требованиям пункта 5.4.2 по показателю n-гармонической составляющей напряжения.
Факт поставки обществом электрической энергии, не соответствующей требованиям ГОСТа 13109-97, подтвержден актом проверки от 11.10.2011 г., протоколами испытаний электрической энергии от 31.10.2011 г. N 0685-07-11 и N 0686-07-11, а также протоколом об административном правонарушении N 07-34/85 от 02.11.2011 г.
При таких обстоятельствах административный орган пришел к обоснованному выводу о квалификации совершенного обществом правонарушения по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом обязательных требований ГОСТ 13109-97 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Общество в апелляционной жалобе указывает, что управлением не доказано нахождение точки, в отношении которой проведены испытания, в пределах ответственности именно ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго".
На основании пункта 112 Правил N 530 качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
Согласно представленным в материалы дела договором оказания услуг по передаче электроэнергии от 30.03.2008 г. N 60309/08/219/01/08 и договорам энергоснабжения с гражданами общество приняло на себя обязательство осуществлять продажу электрической энергии потребителям в точках поставки, расположенных по адресам: Мясниковский район, х. Калинин, ул. 50 лет Победы, д. 31 и д. 33 в соответствии с ГОСТ 13109-97.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что общество является субъектом вменяемого ему правонарушения, правомерен.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении управлением при проведении проверки положений Закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)" не принимаются судебной коллегией.
Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен КоАП РФ и положения Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ на правоотношения, связанные с привлечением лица к административной ответственности, не распространяются, поскольку согласно пункту 3 статьи 1 названного Закона он не применяется, в том числе к действиям государственных органов при проведении административного расследования, что имеет место в рамках данного дела.
Подлежит отклонению ссылка заявителя апелляционной жалобы на допущенные управлением процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием законного представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем в протоколе делается запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
При этом в силу части 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Из пункта 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 10) следует, что в целях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Из протокола об административном правонарушении N 07-34/85 от 02.11.2011 г. усматривается, что он составлен в отсутствие законного представителя ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго".
Законный представитель общества приглашался в управление 02.11.2011 г. к 14 часам для составления протокола об административном правонарушении.
В подтверждение надлежащего уведомления заявителя о времени и месте составления протокола представлено уведомление о вручении телеграммы сотруднику общества (л.д. 116 т. 1).
Таким образом, процессуальные требования КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении ЮМТУ Росстандарта соблюдены.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.01.2012 по делу N А53-22646/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Л.А.Захарова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем в протоколе делается запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
При этом в силу части 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Из пункта 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 10) следует, что в целях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ)."
Номер дела в первой инстанции: А53-22646/2011
Истец: Южное межрегиональное территориальное управление (ЮМТУ Росстандарта), Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростовский отдел госнадзора)
Ответчик: ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго"
Третье лицо: ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго"