г. Москва |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А40-102188/11-17-894 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Гончарова В.Я., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Прокофьевой С.Б., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу ООО "ЦентрО" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2011 по делу N А40-102188/11-17-894, принятое судьей Поляковым А.Б.,
по заявлению ООО "ЦентрО" (ОГРН 5067746397197; 115516, г.Москва, ул. Луганская, вл. 12 А, комн. 1)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по городу Москве
об оспаривании постановления N 451-11/4535М от 19.07.2011,
при участии:
от заявителя: |
Гончаров А.В. по доверенности от 27.09.2011 N 418; |
от ответчика: |
Филимонов А.В. по доверенности от 30.12.2011 N 73-01-08/40; |
УСТАНОВИЛ
решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2011 отказано в удовлетворении требований ООО "ЦентрО" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным и отмене постановления от 17.07.2011 N 451-11/4535М Территориального управления ФСФБН в г. Москве (далее - ответчик, административный орган) о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Суд первой инстанции мотивировал свои выводы наличием в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения и соблюдением порядка привлечения к ответственности.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, представил в порядке ст.81 АПК РФ письменные объяснения, которые приобщены судом к материалам дела.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 01.04.2010 Общество заключило с Sinai (Shanghai) внешнеторговый контракт N A-W-10-SinCtn02, на поставку товара, на общую сумму 27 000 000 долларов США (л.д.72).
На основании этого контракта в ОАО "Московский кредитный банк" (банк ПС) резидентом оформлен паспорт сделки N 10040063/1978/0000/2/0.
В рамках исполнения обязательств по контракту Обществом импортированы товары по ГТД N 10115030/290710/П001359. Выпуск товара осуществлен 29.07.2010 (л.д.68).
Справка о подтверждающих документах представлена обществом в уполномоченный банк ПС 17.08.2010 (л.д.69).
Уполномоченным в силу п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ) и п.п. 2.5 Перечня должностных лиц таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях положений, утвержденного приказом ФТС от 15.03.2005 N198, должностным лицом таможенного органа в отсутствие представителя общества, уведомленного надлежащим образом о времени и месте данного процессуального действия, 06.06.2011 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.15.25 КоАП РФ (л.д. 91-94).
Полномочным в силу п.3 ч.2 ст.23.60 КоАП РФ должностным лицом административного органа в отсутствие представителя общества, уведомленного надлежащим образом о времени и месте данного процессуального действия 19.07.2011 рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление (л.д.59-61).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, дал верную оценку в порядке ст.71 АПК РФ имеющимся в деле доказательствам, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п.п.1 и 2 п.2 ст.24 ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст.23 настоящего Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Исследованные судом материалы дела свидетельствуют о том, что Общество в нарушение срока, установленного п.2.4. Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операции с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение) не исполнило обязанность, связанную с представлением в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах и ГТД в срок до 13.08.2010 включительно.
Порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в уполномоченные банки установлен названным Положением.
В соответствии с п.1.3. Указаний Центрального банка РФ от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", зарегистрированных в Минюсте России 25.12.2007 за N 10804 и вступивших в силу 27.01.2008, справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2. Положения и составляемая в соответствии с приложением N1 к Положению относится к формам учета по валютным операциям.
Согласно пункту 2.4 Положения резидент представляет в банк паспорта сделки (далее - ПС) документы, указанные в пункте 2.2. настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию РФ или вывозимых с таможенной территории РФ товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органом путем подачи таможенной декларации.
В силу ст.25 ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Из материалов дела видно, что справка о подтверждающих документах должна быть представлена заявителем в банк ПС не позднее 13.08.2010 включительно, однако Общество исполнило эту обязанность лишь 17.08.2010 (л.д.69).
При этом каких-либо уважительных причин, препятствовавших обществу исполнить эту обязанность, судом не установлено. Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, обществом суду не представлено.
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п.1 ст.2 Гражданского кодекса РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом каких-либо уважительных причин, препятствовавших исполнить эту обязанность, Обществом не представлено, как и доказательств того, что заявителем приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Поддерживая вывод суда первой инстанции о законности оспоренного решения о привлечении к административной ответственности, судебная коллегия отмечает, что федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ (вступил в силу с 28.11.2011) в ч.6 ст.15.25 КоАП РФ введена часть 6.2.
Согласно ч.6.2. ст.15.25. КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на десять, но не более чем на 30 дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Оспариваемое постановление о привлечении Общества к ответственности по ч.6 ст.15.25.КоАП РФ за непредставление справки о подтверждающих документах 19.07.2011, как и решение суда первой инстанции приняты в период действия прежней редакции ст.15.25. КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Вступившая в законную силу новая редакция ст.15.25 КоАП РФ улучшила положение Общества, в связи с чем, с учетом ч.2 ст.1.7 КоАП РФ размер штрафа необходимо снизить до 20 000 рублей, поскольку на момент рассмотрения спора в апелляционном суде действия Общества могут быть квалифицированы на ч.6.2. ст.15.25 КоАП РФ в части наложенного штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ч.5.1 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2011 по делу N А40-102188/11-17-894 изменить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по городу Москве N 451-11/4535М от 19.07.2011 в части размера административного штрафа, снизив его до 20 000 руб.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч.6.2. ст.15.25. КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на десять, но не более чем на 30 дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Оспариваемое постановление о привлечении Общества к ответственности по ч.6 ст.15.25.КоАП РФ за непредставление справки о подтверждающих документах 19.07.2011, как и решение суда первой инстанции приняты в период действия прежней редакции ст.15.25. КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Вступившая в законную силу новая редакция ст.15.25 КоАП РФ улучшила положение Общества, в связи с чем, с учетом ч.2 ст.1.7 КоАП РФ размер штрафа необходимо снизить до 20 000 рублей, поскольку на момент рассмотрения спора в апелляционном суде действия Общества могут быть квалифицированы на ч.6.2. ст.15.25 КоАП РФ в части наложенного штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ч.5.1 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд"
Номер дела в первой инстанции: А40-102188/11-17-894
Истец: ООО "ЦентрО"
Ответчик: ТУ Росфиннадзор по городу Москве
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37183/11