г. Саратов |
|
17 февраля 2012 г. |
Дело N А12-18329/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дергачевой М.Т.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волго-Дон-Авто"
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "02" декабря 2011 года по делу N А12-18329/2011, принятое судьей Романовым С.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волго-Дон-Авто"
к Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 02.12.2011 г.. отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Волго-Дон-Авто" (далее - ООО "Волго-Дон-Авто", Общество) о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (далее - Инспекция, административный орган) N 4869-ВС от 13.09.2011 г.. о привлечении к административной ответственности по ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что с 01.01.2012 г.. вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 г.. N 373-П, которое не предусматривает обязанность проведения предприятиями расчетов наличными деньгами в специально оборудованной кассе.
Инспекция считает принятое по делу решение законным и обоснованным, возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а принятый по делу судебный акт - отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией на основании поручения N 0088 от 05.09.2011 г. проведена проверка деятельности ООО "Волго-Дон-Авто", которой установлено нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившегося в отсутствии специально оборудованного помещения кассы, что зафиксировано в акте проверки полноты учета выручки N 056/11 от 05.09.2011 г., протоколе осмотра от 05.09.2011 г. и протоколе об административном правонарушении N 9476-ВА от 05.09.2011 г.
По результатам проверки постановлением N 4869-ВС от 13.09.2011 г. Общество привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 15.1 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении требований п.п. 3, 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России N40 от 22.09.1993 г.
Общество оспорило вынесенное в отношении него постановление в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях ООО "Волго-Дон-Авто" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ и отсутствии в данном случае оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, при этом исходил из следующего.
В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денет сверх установленных лимитов установлена административная ответственность.
По своей конструкции диспозиция ст. 15.1 КоАП РФ является отсылочной и предусматривает необходимость обращения к специальным нормам, устанавливающим конкретные правила денежного обращения, хранения свободных денежных средств.
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г.. "О денежной системе Российской Федерации" (утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 26.04.1995 г.. N 65-ФЗ) правила хранения, перевозки и инкассации наличных денежных средств устанавливались Центральным банком РФ (далее - ЦБ). Во исполнение указанной нормы решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 г.. N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в РФ.
Данным нормативным актом были закреплены требования в том числе по технической укрепленности и оборудованию помещений касс (пункт 3, пункт 29, приложение N 3), несоблюдение которых установлено сотрудниками налогового органа в ходе проверки и не оспаривается заявителем.
Пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций, утвержденного решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 г.. N 40, предусмотрена обязанность каждого предприятия иметь кассу для осуществления расчетов наличными деньгами.
Пунктами 29, 30 указанного Порядка установлено, что помещение кассы должно быть изолированным, предназначенным для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, оборудованным в соответствии с Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий, приведенными в Приложении N 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации. Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы, согласно пункту 3 этого Приложения, должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем. Согласно пункту 2 указанного Приложения данные требования распространяются на все объекты, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности.
Таким образом, указанными нормами закреплена обязанность проведения предприятиями расчетов наличными деньгами в специально оборудованной кассе.
При проведении проверки установлен факт нарушения порядка ведения кассовых операций, выразившийся в отсутствии по месту нахождения общества, расположенного по адресу: Волгоградская область, р. п. Городище, ул. Автомобилистов, 6, изолированного помещения кассы, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения денег.
Из акта проверки полноты учета выручки N 056/11 от 05.09.2011 г., протокола осмотра от 05.09.2011 г. и протокола об административном правонарушении N 9476-ВА от 05.09.2011 г. следует, что прием и выдача денежных средств осуществляется в помещении, закрывающимся металлической дверью, открывающейся наружу при отсутствии внутренней, изготовленную в виде стальной решетки и открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; отсутствует и окошко для выдачи денег.
Согласно акту проверки, на момент проверки в кассе находились наличные денежные средства в сумме 451, 79 руб.
Таким образом, факт нарушения Обществом п. 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров Центрального Банка России N 40 от 22.09.1993 г.., установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.
Вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения является правильным.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в связи с принятием Положения Банка России от 12.10.2011 г.. N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (далее - Положение Банка России от 12.10.2011 г.. N 373-П), зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 24.11.2011 г.. N 22394 ("Вестник Банка России" от 30.11.2011 N 66), и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 09.12.2011 г.. N 22) Указанием Центрального Банка РФ от 13.12.2011 г.. N 2750-У был признан утратившим силу Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Банка России 22.09.1993 г.. N 40, нарушение требований которого в части отсутствия оборудованной кассовой комнаты вменяется ООО "Волго-Дон-Авто".
Настоящее указание вступило в силу с 01.01.2012 г..
В соответствии с п. 1.11 Положения Банка России от 12.10.2011 г.. N 373-П мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, с 01.01.2012 г.. организации и индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно определять порядок хранения наличных денежных средств.
В связи с этим с 01.01.2012 г.. публичная обязанность, нарушение которой вменено Обществу оспариваемым постановлением административного органа, отменена, таким образом с этой даты устранена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а именно, отсутствии надлежащим образом оборудованной кассовой комнаты.
Согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Вместе с тем закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из абзаца 1 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г.. N 2 следует, что в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку вменяемое Обществу административное правонарушение совершено до вступления в силу Указания Центрального Банка России от 13.12.2011 N 2750-У, его положение как лица совершившего правонарушение, улучшилось из-за устранения административной ответственности за отсутствие оборудованной кассовой комнаты, а постановление о назначении административного наказания не исполнено, то подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (далее - Инспекция, административный орган) N 4869-ВС от 13.09.2011 г.. является незаконными и подлежит отмене.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции об отказе Обществу в признании незаконным и отмене вышеназванного постановления административного органа подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "02" декабря 2011 года по делу N А12-18329/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области N 4869-ВС от 13.09.2011 г.. о назначении административного наказания по ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Вместе с тем закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из абзаца 1 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г.. N 2 следует, что в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку вменяемое Обществу административное правонарушение совершено до вступления в силу Указания Центрального Банка России от 13.12.2011 N 2750-У, его положение как лица совершившего правонарушение, улучшилось из-за устранения административной ответственности за отсутствие оборудованной кассовой комнаты, а постановление о назначении административного наказания не исполнено, то подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение."
Номер дела в первой инстанции: А12-18329/2011
Истец: ООО "Волго-Дон-Авто"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 5 по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-47/12