г. Москва |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А41-30368/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Хабаров С.В., доверенность от 18.08.2011,
от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Одинцовский машиностроительный завод" (ИНН: 5032081481) на решение Арбитражного суда Московской области от 31.10.2011 по делу N А41-30368/11, принятое судьей Денисовым А.Э., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Одинцовский машиностроительный завод" к судебному приставу-исполнителю Специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств управления Федеральной службы судебных приставов России по Московской области Орлову О.В., при участии взыскателя по исполнительному производству - Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области, о признании незаконным постановления от 13.11.2010 N 46/44/17140/24/2010 и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Одинцовский машиностроительный завод" (далее - заявитель, общество, ООО "ОМЗ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств управления Федеральной службы судебных приставов России по Московской области Орлову О.В. (далее - заинтересованное лицо, судебный пристав-исполнитель) о признании незаконным постановления от 13.11.2010 N 46/44/17140/24/2010 о наложении запрета на эксплуатацию, снятие с учета, изменение регистрационных данных, проведение государственного технического осмотра автотранспортных средств, действий по аресту (описи) имущества от 22.07.2011 в отношении транспортных средств по исполнительному производству N 4475/10/49/50-СД и обязании устранить допущенные нарушения.
В деле в качестве третьего лица участвует взыскатель по исполнительному производству - Межрайонная ИФНС России N 22 по Московской области (далее - налоговый орган, инспекция).
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с названным судебным актом, заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В судебное заседание не явились представители заинтересованного и третьего лица, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, ссылаясь на судебную практику.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителя общества, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Одинцовский машиностроительный завод".
Как следует из материалов дела и установлено судом, налоговым органом вынесено постановление N 751 от 15.07.2010 о взыскании налогов, сборов, пеней за счет имущества ООО "ОМЗ" в размере 17 478 076 рублей 68 копеек.
Специализированным межрайонным отделом по исполнению особо важных исполнительных производств управления Федеральной службы судебных приставов России по Московской области (далее - СМО по ИОВИП УФССП по МО) вышеуказанный акт принят на исполнение.
Судебным приставом-исполнителем СМО по ИОВИП УФССП по МО Орловым О.В. 12.08.2010 возбуждено исполнительное производство N 46/44/17140/24/2010 в отношении ООО "ОМЗ", в котором должнику предложено добровольно исполнить требования исполнительного документа.
13.11.2010 судебным приставом- исполнителем СМО по ИОВИП УФССП по МО Орловым О.В. в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление N 46/44/17140/24/2010 о наложении запрета на эксплуатацию, снятие с учета, изменение регистрационных данных, проведения государственного технического осмотра транспортных средств:
марки "ВАЗ 21093", государственный регистрационный знак Е037МР90;
марки "ВАЗ 21093", государственный регистрационный знак М102МЕ90;
марки "ДЭУ НЕКСИЯ", государственный регистрационный знак К192ЕУ90;
марки "ВАЗ 2120", государственный регистрационный знак Т671АТ190;
марки "ТОЙОТА", государственный регистрационный знак К675ММ150.
В СМО по ИОВИП УФССП по МО на исполнение также получено постановление Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области от 17.11.2010 N 1080 о взыскании налогов, сборов, пеней за счет имущества ООО "ОМЗ" в размере 14 225 281 рубля 41 копейки.
Судебным приставом-исполнителем 13.12.2010 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 46/44/24390/19/2010 в отношении ООО "ОМЗ", в котором должнику предложено добровольно исполнить требования исполнительного документа.
Требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок должником не исполнены.
Судебным приставом-исполнителем в связи с неисполнением должником в добровольном порядке требований направлены запросы относительно должника в банки и соответствующие органы.
Согласно ответам из коммерческих банков: Уралсиб банка, Кредит-Москва банка, Независимого строительного банка, Сберегательного банка Российской Федерации, остаток денежных средств на счетах составляет 0 рублей 0 копеек.
По сведениям, полученным из Одинцовского отдела ГИБДД УВД, по компьютерной базе данных АМТС, за ООО "ОМЗ" зарегистрированы и на учете числятся транспортные средства:
марки "ВАЗ 21093", государственный регистрационный знак Е037МР90;
марки "ВАЗ 21093", государственный регистрационный знак М102МЕ90;
марки "ДЭУ НЕКСИЯ", государственный регистрационный знак К192ЕУ90;
марки "ВАЗ 2120", государственный регистрационный знак Т671АТ190;
марки "ТОЙОТА", государственный регистрационный знак К675ММ150.
Судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства N 4475/10/49/50-СД в присутствии двух понятых и представителя ООО "ОМЗ" Промзелев С.Н., действующего на основании доверенности, произвел опись и арест имущества должника (4 позиции транспортных средств: марки "ВАЗ 21093", государственный регистрационный знак Е037МР90; марки "ДЭУ НЕКСИЯ", государственный регистрационный знак К192ЕУ90; марки "ВАЗ 2120", государственный регистрационный знак Т671АТ190; марки "ТОЙОТА", государственный регистрационный знак К675ММ150), о чем составлен Акт о наложении ареста (описи имущества (л.д.8).
ООО "ОМЗ", считая незаконными постановление N 46/44/17140/24/2010 о наложении запрета на эксплуатацию, снятие с учета, изменение регистрационных данных, проведения государственного технического осмотра транспортных средств и действия по аресту (описи имущества) от 22.07.2011, обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал правомерный вывод о том, что оспариваемое постановление N 46/44/17140/24/2010 и действия по аресту (описи имущества) от 22.07.2011 соответствует требованиям действующего законодательства и принято судебным приставом-исполнителем в пределах своих полномочий, в связи с чем нарушения прав и законных интересов заявителя не допущено.
На основании части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Кодекса.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Задачи исполнительного производства в силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) заключаются в правильном и своевременном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 80 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.
Судом установлено, что постановление N 46/44/17140/24/2010 о наложении запрета на эксплуатацию, снятие с учета, изменение регистрационных данных, проведения государственного технического осмотра транспортных средств, принято судебным приставом-исполнителем в связи с отсутствием денежных средств на счетах общества.
Статьей 94 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее указанной организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.
Данной нормой установлена очередность обращения взыскания на имущество должника-организации:
в первую очередь - на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий;
во вторую очередь - на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;
в третью очередь - на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;
в четвертую очередь - на непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда.
Правила очередности обращения взыскания учитываются при избрании меры принудительного исполнения в виде обращения взыскания на имущество, тогда как при совершении исполнительных действий в виде наложения запрета на имущество (пункт 1 статьи 80 Федерального закона N 229-ФЗ) и иных действий судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности.
Согласно представленным в материалы дела уведомлениям о государственной регистрации ареста от 22.02.2011, 21.02.2011, регистрирующим органом произведена государственная регистрация ареста, наложенного на недвижимое имущество должника по постановлению судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество, подлежащее государственной регистрации (л.д. 52-59).
Требования, установленные Федеральным законом N 229-ФЗ к принятию оспариваемого постановления судебным приставом-исполнителем соблюдены, прав и законных интересов должника, связанных с процедурой принятия постановления не нарушено.
Ссылка заявителя на то, что действия по аресту (описи имущества) от 22.07.2011 в рамках исполнительного производства N 4475/10/49/50-СД являются незаконными, поскольку арестованные транспортные средства используются в производственной деятельности ООО "ОМЗ", отклоняется в связи со следующим.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 94 Федерального закона N 229-ФЗ взыскание обращается в первую очередь, в том числе на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг.
В акте о наложении ареста (описи имущества) от 22.07.2011 в рамках исполнительного производства N 4475/10/49/50-СД указано, что аресту подвергнуты легковые транспортные средства.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что изъятые по данному акту автомашины не относятся к категории транспортных средств, на которые запрещено обращение взыскания, поскольку они не могут непосредственно участвовать в производственной деятельности ООО "ОМЗ".
Судебная коллегия апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы о нарушении прав должника и ссылки на статью 17 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", несоблюдение которых создает препятствие должнику в исполнении обязанности, возложенной указанными нормативно-правовыми актами на владельцев транспортных средств по представлению на технический осмотр транспортных средств.
Также необоснованны ссылки общества на статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу следующего.
Статьей 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра.
Оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя содержит указания на запрет эксплуатации транспортных средств, следовательно, ссылки должника на отсутствие возможности соблюдения вышеуказанных нормативно-правовых актов без права пользования транспортными средствами необоснованны.
В соответствии с частью 3 статьи 80 Федерального закона N 229-ФЗ арест на имущество должника применяется, в том числе, для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации.
Согласно части 4 статьи 80 Федерального закона N 229-ФЗ арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования и других факторов.
Частью 5 статьи 80 Федерального закона N 229-ФЗ арест имущества должника (за исключением ареста, исполняемого регистрирующим органом, ареста денежных средств, находящихся на счетах в банке или иной кредитной организации, ареста ценных бумаг и денежных средств, находящихся у профессионального участника рынка ценных бумаг на счетах, указанных в статьях 73 и 73.1 названного Федерального закона) производится судебным приставом-исполнителем с участием понятых с составлением акта о наложении ареста (описи имущества).
Положения пункта 7 части 1 статьи 64, части 3 статьи 68, статьи 80 Федерального закона N 229-ФЗ не относят арест имущества должника, наложенный в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, в том числе в целях обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации, к мерам принудительного исполнения.
В рассматриваемом случае судебным приставом-исполнителем не обращено взыскание на имущество должника, а применены меры для обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.
Таким образом приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно несоответствия оспариваемого постановления положениям Федерального закона N 229-ФЗ о наложении ареста на имущество должника, исследованы арбитражным судом апелляционной инстанции в полном объеме, признаны необоснованными и отклонены.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.10.2011 по делу N А41-30368/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 4 статьи 80 Федерального закона N 229-ФЗ арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования и других факторов.
Частью 5 статьи 80 Федерального закона N 229-ФЗ арест имущества должника (за исключением ареста, исполняемого регистрирующим органом, ареста денежных средств, находящихся на счетах в банке или иной кредитной организации, ареста ценных бумаг и денежных средств, находящихся у профессионального участника рынка ценных бумаг на счетах, указанных в статьях 73 и 73.1 названного Федерального закона) производится судебным приставом-исполнителем с участием понятых с составлением акта о наложении ареста (описи имущества).
Положения пункта 7 части 1 статьи 64, части 3 статьи 68, статьи 80 Федерального закона N 229-ФЗ не относят арест имущества должника, наложенный в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, в том числе в целях обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации, к мерам принудительного исполнения.
В рассматриваемом случае судебным приставом-исполнителем не обращено взыскание на имущество должника, а применены меры для обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.
Таким образом приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно несоответствия оспариваемого постановления положениям Федерального закона N 229-ФЗ о наложении ареста на имущество должника, исследованы арбитражным судом апелляционной инстанции в полном объеме, признаны необоснованными и отклонены."
Номер дела в первой инстанции: А41-30368/2011
Истец: ООО "Одинцовский машиностроительный завод"
Ответчик: СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ПО ОСОБЫМ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВАМ ГУ ФССП по Московской области, Судебный пристав-исполнитель Специализированного межрайонного отдела оп исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по МО Орлов О. В.
Третье лицо: ИФНС России по г. Одинцово Московской области, МРИ ФНС N 22 по МО, ИФНС по г. Одинцово Московской области, СПИ СМО по ОИП УФССП по МО Орлов О. В.
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10700/11