г. Чита |
|
21 февраля 2012 г. |
Дело N А19-23807/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Ячменёва Г.Г., Никифорюк Е.О., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тайшетском районе Иркутской области на определение Арбитражного суда Иркутской области от 15 ноября 2011 года о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта по делу N А19-23807/2010, по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тайшетском районе Иркутской области (место нахождения: 665008, Иркутская область, г. Тайшет, ул. 8 Марта, 8-31Н, ОГРН 1023801941624 ИНН 3815007420) к Муниципальному учреждению "Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайшетского района" (место нахождения: 665000, Иркутская область, г. Тайшет, ул. Кирова, 123, ОГРН 1023801943516, ИНН 3838000879) о взыскании 42 591, 62 руб., (суд первой инстанций Куклина Л.А.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от Финансового управления Администрации Тайшетского района: не явился, извещен,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тайшетском районе Иркутской области (далее - УПФ РФ ГУ в Тайшетском районе Иркутской области) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Муниципальному учреждению "Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайшетского района" (далее - МУ "Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайшетского района", Учреждение) о взыскании 42 591, 62 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 января 2011 года заявленные требования удовлетворено частично. Взыскано с Муниципального учреждения "Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайшетского района" в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тайшетском районе Иркутской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 41 133 руб. 12 коп., в том числе: недоимка по страховым взносам - 39861 руб. 00 коп., пени в сумме 1272 руб. 12 коп. с зачислением в соответствующие бюджеты. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 15 ноября 2011 года Муниципальному учреждению "Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайшетского района" предоставлена отсрочка исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 14.01.2011 года по делу N А19-23807/2010 до 31 декабря 2011 года.
Предоставляя отсрочку исполнения судебного акта суд первой инстанции принял во внимание тяжелое финансовое положение Муниципального учреждения "Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайшетского района", недостаточность бюджетного финансирования учреждения, а также его социальную значимость.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, УПФ РФ ГУ в Тайшетском районе Иркутской области обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе учреждению в удовлетворении заявленных требований о предоставлении отсрочки. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что неуплата, а также несвоевременная и частичная уплата страховых взносов влечет нарушение пенсионных прав работников Учреждения, поскольку в соответствии с действующим пенсионным законодательством размер трудовой пенсии напрямую зависит от суммы поступивших страховых взносов, выплаты текущих пенсий осуществляется за счет сумм страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда РФ.
От Финансового управления Администрации Тайшетского района поступил письменный отзыв, в котором с апелляционной жалобой оно не согласилось, считает определение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
В судебное заседание представители УПФ РФ ГУ в Тайшетском районе Иркутской области, МУ "Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайшетского района", Финансового управления Администрации Тайшетского района не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно декларации по страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2009 год, расчету задолженности по страховым взносам, сумма задолженности МУ "Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайшетского района" по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за указанный период с учетом уплаченных сумм составила: на страховую часть пенсии - 28 821 руб. 00 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 11 040 руб. 00 коп.
По окончании срока для уплаты страховых взносов Учреждению начислены пени и 18.05.2010 выставлено требование N 369 за 2009 год, в котором предложено уплатить недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 28821 руб. 00 коп., по страховым взносам на накопительную часть пенсии 11 040 руб. 00 коп.; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть пен сии, в сумме 621 руб. 75 коп.; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на накопительную часть пенсии, в сумме 369 руб. 46 коп.
Кроме того, Учреждению начислены пени с 30.11.2009 на взысканную ранее, но фактически неуплаченную недоимку по страховым взносам за девять месяцев 2009 года на страховую часть пенсии - 772 руб. 56 коп., на накопительную часть пенсии - 365 руб. 27 коп., за полугодие 2009 года на страховую часть пенсии - 135 руб. 21 коп., на накопительную часть пенсии - 123 руб. 63 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 января 2011 года заявленные требования удовлетворены частично. Взыскано с Муниципального учреждения "Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайшетского района" в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тайшетском районе Иркутской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 41 133 руб. 12 коп., в том числе: недоимка по страховым взносам - 39861 руб. 00 коп., пени в сумме 1272 руб. 12 коп. с зачислением в соответствующие бюджеты. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В целях исполнения данного судебного акта 15.03.2011 года Арбитражным судом Иркутской области выдан исполнительный лист N АС 002670761 на взыскание с Учреждения указанных сумм.
15.09.2011 МУ "Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайшетского района" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта по делу N А19-23807/10-64 на срок до окончания финансового года - 31 декабря 2011 года.
В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Указанная норма права не содержит перечня оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта, а устанавливает критерий для определения обстоятельств, которые могут выступать в качестве таких оснований, - затруднительность исполнения судебного акта.
При этом в каждом конкретном случае арбитражный суд устанавливает наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, и необходимость предоставления отсрочки исполнения с учетом соблюдения баланса интересов должника и взыскателя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.12.2003 N 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела. При этом у суда имеется право принять решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения, что с учетом задачи судопроизводства в арбитражных судах по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность и являющихся, в частности, сторонами исполнительного производства, само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод.
При этом суд оценивает доказательства, представленные лицом, подавшим заявление о рассрочке исполнения судебного акта, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
МУ "Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайшетского района", обращаясь с заявлением о предоставлении отсрочки указанного выше судебного акта, в качестве причин необходимости принятия таких мер указало на тяжелое финансовое положение учреждения, выразившееся в наличии значительной кредиторской задолженности, отсутствие денежных средств, достаточных для уплаты и подлежащих взысканию на основании решения арбитражного суда страховых взносов и пени. Кроме того, должник является учреждением, финансируемым из бюджета, при этом учитывая имущественное положение должника и его социальную значимость, учреждение намерено использовать возможность реструктурирования задолженности по страховым взносам.
В подтверждение правомерности требований учреждением представлена справка от 05.09.2011 о наличии кредиторской задолженности в сумме 720 175 руб. 27 коп. согласно которой задолженность МУ "Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайшетского района" по заработной плате работникам составляет - 315 365,46 руб., за приобретение услуг - 185403,08 руб., за коммунальные услуги - 22 194,69 руб., по транспортному налогу - 156 152,04 руб., страховым взносам в ПФР - 41 060 руб. Денежные средства для погашения недоимки по страховым взносам и пени в сумме 42 591 руб. 62 коп. у Учреждения отсутствуют, так как финансирование его осуществляется за счет средств бюджета, поступление которого является недостаточным для погашения текущей задолженности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к вводу, что данные обстоятельства свидетельствуют о тяжелом финансовом положении Учреждения, что затрудняет исполнение решения арбитражного суда.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено то, что на момент рассмотрения настоящей апелляционной жалобы задолженность МУ "Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайшетского района" перед Пенсионным фондом оплачена в полном объеме.
Так, из представленного Финансовым управлением Администрации Тайшетского района отзыва на апелляционную жалобу и приложенных к ней копий платежных поручений следует, что Министерством финансов Иркутской области было осуществлено перечисление межбюджетных трансфертов для погашения задолженности муниципального учреждения "Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района" по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени в сумме 41 133 руб. 12 коп. за 2009 год. Оплата задолженности осуществлялась в следующих размерах:
- пени на страховую часть трудовой пенсии в сумме 812, 48 руб. - заявка на оплату расходов N 213 от 15.09.2011;
- пени на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 459, 64 руб. - заявка на оплату расходов N 214 от 15.09.2011;
- страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии за 2009 год в сумме 0,75 руб. - заявка на оплату расходов N 299 от 19.12.2011;
- страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии за 2009 год в сумме 83,88 руб. - заявка на оплату расходов N 300 от 19.12.2011;
- страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии за февраль 2009 года в сумме 13 521, 25 руб. - платежное поручение N 51510 от 16.12.2011;
- страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии за 2009 год в сумме 6 538, 00 руб. - платежное поручение N 51511 от 16.12.2011;
- страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии за декабрь 2009 год в сумме 15 299, 00 руб. - платежное поручение N 15512 от 16.12.2011;
-страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии за февраль 2009 год в сумме 4 418, 12 руб. - платежное поручение N 51513 от 16.12.2011.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что МУ "Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайшетского района" документально подтверждены обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, наличие которых в силу части 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет арбитражному суду, выдавшему исполнительный лист, по заявлению должника отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции не противоречат указанным выше нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 15 ноября 2011 года по делу N А19-23807/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца, в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.12.2003 N 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела. При этом у суда имеется право принять решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения, что с учетом задачи судопроизводства в арбитражных судах по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность и являющихся, в частности, сторонами исполнительного производства, само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод.
...
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что МУ "Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайшетского района" документально подтверждены обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, наличие которых в силу части 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет арбитражному суду, выдавшему исполнительный лист, по заявлению должника отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения."
Номер дела в первой инстанции: А19-23807/2010
Истец: УПФ РФ (ГУ) в Тайшетском районе Иркутской области
Ответчик: МУ "Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации Тайшетского района"
Третье лицо: Финансовое управление администрации Тайшетского района
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5446/11