г. Вологда |
|
14 февраля 2012 г. |
Дело N А13-8816/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Журавлёва А.В. и Маховой Ю.В. при ведении протокола секретарями судебного заседания Бахориковой М.А и Ефимовой О.Н.,
при участии от истца Чащиной О.А. по доверенности от 29.03.2011 N 1д-401, от ответчика Алибеговой С.Г. по доверенности от 06.02.2012 N 4,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 ноября 2011 года по делу N А13-8816/2011 (судья Кургин А.Ф.),
установил
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Федеральному государственному учреждению комбинат "Балтика" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному Федеральному округу (ОГРН 1033500887617; далее - Комбинат) о взыскании 1200 руб. штрафа за задержку с 28.01.2011 по 31.01.2011 принадлежащего железной дороге вагона.
Протокольным определением от 25.11.2011 судом принято уточнение наименования ответчика в связи с его переименованием на Федеральное государственное казённое учреждение комбинат "Балтика" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному Федеральному округу (далее - Учреждение).
Решением суда от 30 ноября 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Мотивирует жалобу тем, что факт задержки вагона подтверждается ведомостью подачи и уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ N 016007, подписанной уполномоченным представителем Учреждения Кошелевым А.Г. без разногласий и составленной на основании памяток приёмосдатчика на подачу и уборку вагонов N 19, 23, которые также подписаны представителем ответчика без разногласий. По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что истцом в одностороннем порядке изменены условия контракта и один из вагонов подан перевозчиком сверх декадной заявки ответчику (5 вагонов вместо 4), не соответствует обстоятельствам дела: в декадной заявке ответчика указано 16 вагонов (8 вагонов - по станции Академическая, 8 вагонов - по станции Березки), в договоре не указано на подачу вагонов из расчёта две цистерны на один транспорт. Таким образом, штраф за задержку вагона начислен перевозчиком в соответствии с действующим законодательством и на основании надлежащим образом оформленных документов.
Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, просил её удовлетворить.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается в материалах дела, сторонами 11.11.2010 заключён государственный контракт (договор N 4-115) "на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ФГКУ комбинат "Балтика" Росрезерва по ст. Шексна Северной ж.д." (далее - контракт), согласно параграфу 5 которого подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и возврат их с пути необщего пользования производятся по уведомлению.
В соответствии с параграфом 7 контракта на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается следующая вместимость мест погрузки и выгрузки по сливу или наливу: дизтоплива - 13 цистерн, керосина - 13 цистерн, мазута - 2 цистерны.
Время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется с момента фактической подачи вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов до момента получения железнодорожной станцией от "владельца" (Комбината) уведомления о готовности всей одновременно поданной партии вагонов к уборке. В случае прибытия вагонов в количестве, превышающем размер одновременной подачи к местам погрузки, выгрузки, оставшиеся на путях станции вагоны, зачисляются на платное пользование через установленное технологическое время (параграф 8 контракта).
В параграфе 9 контракта стороны предусмотрели, что "владелец" уплачивает "перевозчику" (Общество) предусмотренные статьями 62 и 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) штрафы за задержку вагонов, принадлежащих "перевозчику", на железнодорожном пути необщего пользования свыше 36 часов с момента подачи вагонов под погрузку или выгрузку.
В спорный период на подъездные пути Общества под грузовые операции были поданы вагоны-цистерны согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 016007.
За простой принадлежащего железной дороге вагона N 50256130 ответчику начислен штраф в сумме 1200 руб. 00 коп., за взысканием которого Общество обратилось в арбитражный суд.
В силу статьи 794 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик и отправитель несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашениями сторон.
В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на 24 часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении 36 часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьёй 99 настоящего Устава.
На основании части 2 статьи 99 Устава за задержку вагонов сверх нормативного времени, 36 часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, предусмотренные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами.
Согласно части 1 статьи 100 того же Устава за задержку вагонов, в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 Устава с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Пунктом "б" параграфа 9 контракта установлено, что штраф за задержку вагонов начисляется по истечении 36 часов с момента подачи вагонов под погрузку или выгрузку.
В соответствии с пунктами 2 и 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утверждённых приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, основанием для начисления указанного штрафа являются акты общей формы, а также ведомости подачи и уборки вагонов.
В подтверждение заявленных требований истцом предъявлены суду: ведомость подачи и уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ N 016007, подписанная уполномоченным представителем Комбината Кошелевым А.Г. без разногласий; памятки приёмосдатчика на подачу и уборку вагонов N 19 и 23.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции со ссылкой на разнарядку Министерства обороны Российской Федерации N 531, телетайп от 31.12.2010, отправленный железной дорогой, и декадную заявку Комбината, составленную на основании указанных документов, согласно которой, по утверждению ответчика, вагоны-цистерны должны подаваться из расчёта два вагона-цистерны на один транспорт, указал, что истцом в одностороннем порядке изменены условия контракта, разнарядки Министерства обороны Российской Федерации и декадной заявки. Ответственность за поставку не заявленного в декадной заявке одного дополнительного вагона-цистерны под погрузку и выгрузку на пути необщего пользования ответчика несёт перевозчик.
Апелляционная инстанция с данным выводом суда согласиться не может.
Согласно декадной заявке Комбината от 18.01.2011 N 2 в период третьей декады января 2011 года для отправки на станцию Академическую Октябрьской железной дороги Обществом должно быть подано 8 вагонов-цистерн на четыре транспорта.
Данных о том, что на один транспорт должно подаваться только по два вагона-цистерны (и не может быть подано на один транспорт три вагона-цистерны, а на другой - один вагон-цистерна), декадная заявка не содержит.
Отсутствуют такие сведения и в разнарядке Министерства обороны Российской Федерации N 531 по государственному контракту от 30.12.2010 N НТ/2011/38/Г-11, стороной по которому Общество не является.
Условиями контракта, заключённого сторонами по делу, какой-либо порядок подачи вагонов-цистерн в зависимости от количества транспорта, не предусмотрен.
Предъявленная ответчиком суду копия телетайпа от 31.12.2010 не может быть принята в качестве доказательства согласования сторонами по делу порядка подачи вагонов-цистерн в рамках заключённого ими контракта, поскольку неясно кому данный документ адресован. Полное содержание данного документа в материалах дела отсутствует.
Какие-либо иные доказательства ответчик суду в обоснование своей позиции по делу не представил.
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что доводы ответчика о подаче ему Обществом пятого вагона-цистерны сверх декадной заявки, не нашли своего подтверждения материалами дела.
В связи с этим, поскольку вина истца в простое спорного вагона отсутствует, его требования о взыскании с ответчика штрафа подлежат удовлетворению с отнесением расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы на Учреждение.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 ноября 2011 года по делу N А13-8816/2011 отменить.
Взыскать с Федерального государственного казённого учреждения комбината "Балтика" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному Федеральному округу (ОГРН 1033500887617) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) 1200 руб. 00 коп. штрафа и 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с Федерального государственного казённого учреждения комбината "Балтика" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному Федеральному округу (ОГРН 1033500887617) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
А.В. Журавлёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 794 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик и отправитель несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашениями сторон.
...
В соответствии с пунктами 2 и 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утверждённых приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, основанием для начисления указанного штрафа являются акты общей формы, а также ведомости подачи и уборки вагонов."
Номер дела в первой инстанции: А13-8816/2011
Истец: ОАО "РЖД" в лице Вологодского отделения Северной железной дороги-филиала ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги" в лице Вологодского отделения Северной железной дороги-филиала ОАО "РЖД"
Ответчик: ФГУ комбинат "Балтика" Управление Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному округу
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9337/11