г. Воронеж |
|
16 февраля 2012 г. |
Дело N А14-6660/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.02.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Администрации городского округа город Воронеж: Кобяшева А.В., главного специалиста отдела правовой работы в сфере городского хозяйства юридического управления департамента правовой работы администрации, доверенность N 1046 от 10.01.2012,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Бобрешова С.В., главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения, доверенность N 72-д от 26.12.2011; Захаровой С.В., представителя по доверенности N 08-д от 27.01.2012,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: Щекланова Е.А., специалиста 1 разряда отдела юридического обеспечения и регистрации прав собственности РФ, доверенность N МБ-12/7 от 10.01.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.12.2011 по делу N А14-6660/2011 (судья Шишкина В.М.) по заявлению Администрации городского округа город Воронеж к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании недействительным решения N01/041/2011-166 от 18.04.2011, с участием третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа город Воронеж (далее - Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление, регистрирующий орган) о признании недействительным решения Управления Росреестра N 01/041/2011-166 от 18.04.2011 об отказе в государственной регистрации права собственности на часть нежилого встроенного помещения I, II в литере: А, номера на поэтажном плане 1 в помещении I и 4 в помещении II, общей площадью 22,9 кв.м., по адресу: г. Воронеж, ул. Грамши, 72, и обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования городской округ город Воронеж на часть нежилого встроенного помещения I, II в литере: А, номера на поэтажном плане 1 в помещении I и 4 в помещении II, общей площадью 22,9 кв.м., по адресу: г. Воронеж, ул. Грамши, 72.
В рассмотрении дела в качестве третьего лица принимало участие Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - ТУФА УГИ по Воронежской области).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, полагая, что он принят с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Администрация указывает, что нежилое встроенное помещение I, II в литере: А, номера на поэтажном плане 1 в помещении I и 4 в помещении II, общей площадью 22,9 кв.м. является частью жилого дома N 72 по улице Грамши, переданного из федеральной собственности в муниципальную собственность города Воронежа, в соответствии с процедурой, установленной распоряжением Президента Российской Федерации N 114-рп, в связи с чем, у муниципального образования городской округ город Воронеж возникло право муниципальной собственности на данные помещения.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на распоряжение N 137-р "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность", принятое во исполнение данного акта постановление Воронежской городской Думы от 11.09.2001 года N 113-I "Об утверждении перечня N 147 объектов социально-бытовой сферы, передаваемых в муниципальную собственность", и указывает на то, что 27.09.2002 по акту приема-передачи основных средств по форме ОС-1 с баланса ГУ Домоуправление N1 КЭЧ МВО на баланс МУ "РайДЕЗ ЖКХ Ленинского района" принят жилой дом N 72 по улице Грамши со всеми встроенными и пристроенными нежилыми помещениями.
По мнению заявителя жалобы, судом необоснованно сделан вывод о наличии спора о праве между Администрацией городского округа город Воронеж и ТУ ФАУГИ по Воронежской области.
Так, ТУ ФАУГИ в Воронежской области не представлено доказательств отнесения спорного имущества к федеральной собственности и включения указанного имущества в соответствующий реестр федеральной собственности.
Представитель Администрации в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным.
Представители Управления Росреестра в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным. В отзыве Управление указывает на то, что по результатам проведения правовой экспертизы представленных документов было установлено отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о ранее возникшем праве собственности Российской Федерацией на спорное помещение, наличие которой необходимо для государственной регистрации последующего перехода этого права в период действия Закона о регистрации, что в силу абз. 8, 10 части 1 статьи 20 Закона о регистрации является основанием для отказа в государственной регистрации.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области также возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения. В представленном суду отзыве ТУ ФАУГИ в Воронежской области указало, что надлежащая процедура передачи жилого дома и нежилых помещений в нем с участием уполномоченных органов не проводилась; факт отнесения жилого дома по адресу: г. Воронеж, ул. Грамши, 72 к имуществу вооруженных сил подтверждается приложением N 2 к распоряжению Правительства РФ от 26.01.2000 N 137-р. Считает, что муниципальное образование городской округ город Воронеж неправомерно включило в перечень имущества передаваемого в муниципальную собственность нежилые помещения в доме N 72 по ул. Грамши г. Воронежа.
В судебном заседании 02.02.2012 объявлялся перерыв до 09.02.2012.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителей лиц участвующих в деле, оценив все в совокупности, апелляционная инстанция считает, что обжалуемое решение подлежит отмене.
Как установлено судом области и следует из материалов дела, 15.02.2011 представителем Администрации в адрес Управления Росреестра подано заявление о регистрации права собственности с выдачей свидетельства на часть нежилого встроенного помещения I, II, в литере А, адрес: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Грамши, 72.
Уведомлением от 09.03.2011 N 01/41/2011-166 заявителю сообщено о приостановлении государственной регистрации на срок до 09.04.2011, поскольку государственная регистрация права муниципальной собственности на заявленный объект недвижимости возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности за Российской Федерацией на заявленный объект недвижимости не зарегистрировано.
Также регистрирующий орган разъяснил, что если возникшие сомнения в наличии оснований для государственной регистрации прав в установленный срок не будут устранены, Управление Росреестра по Воронежской области будет вынуждено отказать в государственной регистрации прав.
Сообщением N 01/041/2011-166 от 18.04.2011 заявителю отказано в государственной регистрации прав на основании абзацев 9,10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как следует из отказа, документов, свидетельствующих о праве собственности, переходе собственности, оформленных в соответствии с действующим законодательством в отношении заявленного объекта недвижимости в муниципальную собственность на государственную регистрацию не представлено.
Таким образом, регистрирующим органом сделан вывод о том, что правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объекты недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие указанного Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Считая данный отказ незаконным, Администрация обратилась в суд с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из правомерности обжалуемого отказа, с учетом того, что доказательств, с достоверностью подтверждающих надлежащую передачу с участием уполномоченных органов спорных объектов недвижимости в муниципальную собственность суду не представлено, а также, пришел к выводу, что между муниципальным образованием и Российской Федерацией фактически имеется спор о праве, который может быть разрешен в самостоятельном (исковом) порядке.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами арбитражного суда области в связи со следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативные правовые акты, решения могут быть признаны недействительными, незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон N122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация прав в силу статьи 16 указанного Закона производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Статья 20 Закона о государственной регистрации содержит основания для отказа в государственной регистрации.
На основании абзацев 9, 10 названной статьи, указанных регистрирующим органом в сообщении N 01/041/2011-166 от 18.04.2011 в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если:
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Как установлено судом области, на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" муниципальному образованию передана часть нежилого встроенного помещения I, II в литере: А, номера на поэтажном плане 1 в помещении I и 4 в помещении II, общей площадью 22,9 кв.м., по адресу: г. Воронеж, ул. Грамши, 72.
В соответствии с указанным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации жилищный фонд не подлежал приватизации и передавался в муниципальную собственность городов независимо от ведомственной принадлежности, включая встроенно-пристроенные нежилые помещения.
Согласно подпункту "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.11.1996 N 1592 "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации обязано до 1 января 2005 года передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городов, не имеющих органов самоуправления), находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.1999 N 1131 установлено, что в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность могут передаваться находящиеся в федеральной собственности объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, в том числе жилищный фонд (социального использования), инженерные сооружения, коммуникации и прочие объекты.
В силу пункта 2 названного Постановления перечни объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, составляются органами субъектов Российской Федерации по управлению имуществом по представлению органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, согласованному органами местного самоуправления.
26 января 2000 года Правительством Российской Федерации принято распоряжение N 137-р "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность", согласно пункту 1 которого принято предложение администрации города Воронежа и Мингосимущества России, согласованное с Минобороны России и администрацией Воронежской области, о передаче в муниципальную собственность города Воронежа находящихся в федеральной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Воронежской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа, расположенных в городе Воронеже, согласно Приложению N 2 к указанному распоряжению. В названном Приложении указан, в том числе жилой дом N72 по улице Грамши.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, с учетом Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп и во исполнение вышеназванных решений постановлением Воронежской городской Думы от 11 сентября 2001 года N 113-1 утвержден перечень N 147 объектов социально-бытовой сферы передаваемых в муниципальную собственность, где в приложение N 1 указан жилой дом N 72 по улице Грамши со всеми встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными помещениями (пункт 32).
Таким образом, поскольку часть нежилого встроенного помещения I, II в литере: А, номера на поэтажном плане 1 в помещении I и 4 в помещении II, общей площадью 22,9 кв.м. является частью жилого дома N 72 по улице Грамши, переданного из федеральной собственности в муниципальную собственность города Воронежа в соответствии с процедурой, установленной Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп, следовательно, у муниципального образования городского округ город Воронеж возникло право муниципальной собственности на данное помещение в силу вышеупомянутого Распоряжения Правительства РФ N 137-р "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность" с момента принятия решения о передаче имущества.
Учитывая изложенное, возникновение права собственности публичного образования в результате применения процедур разграничения государственной собственности на имущество определяется в соответствии со специальными нормами федерального законодательства.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности N 1070 от 06.06.2011 Управлением муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж спорное имущество включено в реестр объектов муниципальной собственности.
Представленный в регистрирующий орган кадастровый паспорт N 5234 от 26.11.2010 содержит все необходимые сведения для идентификации объекта как недвижимого имущества и является подтверждением его внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Поскольку право собственности муниципального образования на указанный объект заявителем подтверждено, то у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на часть нежилого встроенного помещения I, II в литере: А, номера на поэтажном плане 1 в помещении I и 4 в помещении II, общей площадью 22,9 кв.м., по адресу: г. Воронеж, ул. Грамши, 72.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда области о наличии в данном случае спора о праве между Администрацией городского округа город Воронежа и ТУ ФАУГИ по Воронежской области на данную часть нежилого встроенного помещения.
Судом не принято во внимание, что спорное нежилое помещение было передано в установленном законом порядке в муниципальную собственность.
Нормативные акты, регламентирующие данную процедуру, не связывают подписание акта приема-передачи с основаниями возникновения права собственности, поскольку основанием возникновения права муниципальной собственности является вышеназванное распоряжение Правительства N 137-р.
Какой-либо дополнительной процедуры передачи спорного имущества нормативными актами не установлено.
Кроме того, следует отметить, что на момент обращения Администрации за государственной регистрацией права данная часть нежилого помещения не учитывалось в реестре федерального имущества (письмо от 31.05.2011 N 7-3493).
Доказательств, подтверждающих отнесение указанного имущества к федеральной собственности, материалы дела не содержат.
Таким образом, вывод о наличии спора о праве, является ошибочным.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что имеется совокупность оснований для признания решения регистрирующего органа незаконным, а именно - несоответствие закону и нарушение прав заявителя на регистрацию права собственности на спорный объект.
Доводы ответчика, третьего лица о правомерности принятого судебного акта не могут быть приняты во внимание в соответствии с вышеизложенным.
В связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а апелляционная жалоба Администрации- удовлетворению.
Учитывая, что заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в силу закона и не понес судебных расходов, вопрос об их распределении не разрешался.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации городского округа город Воронеж удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.12.2011 по делу N А14-6660/2011 отменить.
Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области N 01/041/2011-166 от 18.04.2011 об отказе в государственной регистрации права собственности на часть нежилого встроенного помещения I, II в литере: А, номера на поэтажном плане 1 в помещении I и 4 в помещении II, общей площадью 22,9 кв.м, по адресу: г. Воронеж, ул. Грамши, 72.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области зарегистрировать право собственности муниципального образования городской округ Воронеж на часть нежилого встроенного помещения I, II в литере: А, номера на поэтажном плане 1 в помещении I и 4 в помещении II, общей площадью 22,9 кв.м, по адресу: г. Воронеж, ул. Грамши, 72.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, с учетом Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп и во исполнение вышеназванных решений постановлением Воронежской городской Думы от 11 сентября 2001 года N 113-1 утвержден перечень N 147 объектов социально-бытовой сферы передаваемых в муниципальную собственность, где в приложение N 1 указан жилой дом N 72 по улице Грамши со всеми встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными помещениями (пункт 32).
Таким образом, поскольку часть нежилого встроенного помещения I, II в литере: А, номера на поэтажном плане 1 в помещении I и 4 в помещении II, общей площадью 22,9 кв.м. является частью жилого дома N 72 по улице Грамши, переданного из федеральной собственности в муниципальную собственность города Воронежа в соответствии с процедурой, установленной Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп, следовательно, у муниципального образования городского округ город Воронеж возникло право муниципальной собственности на данное помещение в силу вышеупомянутого Распоряжения Правительства РФ N 137-р "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность" с момента принятия решения о передаче имущества.
...
Представленный в регистрирующий орган кадастровый паспорт N 5234 от 26.11.2010 содержит все необходимые сведения для идентификации объекта как недвижимого имущества и является подтверждением его внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"."
Номер дела в первой инстанции: А14-6660/2011
Истец: Администрация ГО г. Воронеж, Администрация городского округ город Воронеж
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области
Третье лицо: ТУФА по управлению государственным имуществом в Воронежской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области