г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А56-41827/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
при участии:
от заявителя: Нагуманова Н.П. по доверенности от 15.11.2011;
от ответчика: не явился-извещен (протокольное уведомление)
от 3-го лица: не явился- извещен (уведомление N 35871)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22239/2011) ООО "НОВИКОМ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2011 по делу N А56-41827/2011 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ООО "НОВИКОМ"
к Балтийской таможне
3-е лицо: ЗАО "Первый контейнерный терминал"
о признании незаконными действий по взвешиванию товара
установил:
ООО "НОВИКОМ" (191002, Санкт-Петербург, ул. Социалистическая, д. 2/30, литера "А", ОГРН 1107847063202, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Балтийской таможни (198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32А, ОГРН 1037811015879, далее - таможенный орган), выразившихся в проведении взвешивания товара, находящегося в контейнерах ООLU8597728 и ООLU8471869 по декларации на товары (далее - ДТ) N 10216100/260411/0038295.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено ЗАО "Первый контейнерный терминал" (198035 г.Санкт-Петербург, наб.Межевого канала, д.5, ОГРН 1027802712343, далее - ЗАО "ПКТ").
Решением суда первой инстанции обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что взвешивание товара в контейнерах проведено таможенным органом вне форм таможенного контроля (таможенный досмотр или осмотр), у таможенного органа отсутствовали основания для совершения таких действий. Кроме того, является ошибочным вывод суда об отсутствии доказательств нарушений незаконными действиями таможенного органа прав и законных интересов общества.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела видно, что 26.04.2011 общество в целях оформления ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товара - "профильные панели из ПВХ" в контейнерах ООLU8597728 и ООLU8471869 подало в Балтийскую таможню декларацию на товары (далее - ДТ) N 10216100/260411/0038295 с приложением пакета документов (опись документов, л.д. 32-33).
В связи с обнаружением, при проверке декларации, несоблюдения условий выпуска товара, предусмотренных п.2 ст.188.п.2 ст.195 ТК ТФ, а именно, отсутствие оригинала транспортного документа (коносамента) с печатью "груз таможенный" и документа, свидетельствующего о помещении товаров в зону таможенного контроля, 27.04.2011 таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки, о чем обществу было направлено соответствующее уведомление б\н от 27.04.2011 с расчетом суммы обеспечения (л.д.71-72,76).
После выпуска товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой обществу стало известно, что при проведении таможенного контроля Балтийской таможней 03.05.2011 произведено взвешивание товара, а 05.05.2011 - его осмотр с применением инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК).
Считая, что действующим таможенным законодательством не предусмотрена такая таможенная процедура как взвешивание товара, находящегося в контейнерах, без принятия таможенным органом решения о проведении таможенного осмотра, досмотра товаров или таможенного осмотра территорий и помещений, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований общества, дал объективную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.
В соответствии со статьей 4 ТК ТС таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
Выпуск товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Согласно пункту 1 статьи 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 95 ТК ТС таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
Порядок организации и проведения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств, необходимых для таможенного контроля, имеет правовое значение и закреплен нормативно.
В силу положений статьи 108 ТК ТС по требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары (пункт 1).
Перевозчик обязан способствовать проведению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит, и транспортных средств, на которых перевозятся такие товары (пункт 2).
Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов (пункт 3).
Таким образом, приведенные положения статьи 108 ТК ТС допускают проведение взвешивания товаров по требованию таможенного органа в рамках осуществления таможенного контроля.
В обоснование незаконности действий Балтийской таможни- взвешивание товара находящегося в контейнерах OOLU8597728, OOLU8471869, общество ссылается на тот факт, что взвешивание было произведено таможенным органом без принятия соответствующего решения о проведении таможенного осмотра, досмотра товаров и надлежащего уведомления заявителя.
В качестве доказательств проведенного по решению таможенного органа взвешивания товара обществом в материалы дела представлены тальманские расписки от 03.05.2011 (л.д. 43-44), счет от 04.05.2011 N 008439 и приложение к счету "Инспекция контейнера в порту" (л.д. 62-63).
Между тем, как видно из материалов дела, в рассматриваемом случае, при приеме и размещении на складе контейнеров ООLU8597728 и ООLU8471869, поступивших по коносаментам N 2512529200ДТ и N 2512529200 ЗАО "ПКТ" производило взвешивание указанных контейнеров целиком, без их растарки, то есть как такового взвешивания товара в рамках данной процедуры не происходило. По результатам взвешивания ЗАО "ПКТ" были оформлены тальманские расписки и документы учета (л.д.78-80).
Суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал, что взвешивание контейнеров ООLU8597728 и ООLU8471869, находящихся в зоне таможенного контроля, производилось по решению таможенного органа, а не в соответствии с процедурой размещения и приема груза на ЗАО "ПКТ".
Апелляционным судом не принимаются доводы общества о нарушении процедуры осмотра товара с применением инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК).
Согласно статье 115 ТК ТС таможенный осмотр - внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Таможенный осмотр должностными лицами таможенного органа товаров, в том числе транспортных средств международной перевозки, международных почтовых отправлений и багажа физических лиц, осуществляется с целью получения подтверждения сведений о характере, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, о наличии на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации.
В зоне таможенного контроля таможенный осмотр может производиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.
Таможенный осмотр может проводиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта.
Заявитель не оспаривает, что спорный контейнер находился в постоянной зоне таможенного контроля, следовательно, его осмотр мог производиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре (п. 3 ст. 115 Кодекса).
По результатам таможенного осмотра должностными лицами таможенных органов составляется акт по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза, если результаты такого осмотра будут использованы в таможенных целях (пункт 5 статьи 115 ТК ТС).
Следовательно, несоставление акта таможенного осмотра по результатам таможенного осмотра с применением ИДК также не противоречит действующим нормам таможенного законодательства.
Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал, что взвешивание контейнеров ООLU8597728 и ООLU8471869 производилось с нарушением требований действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал также, что обществом не представлено доказательств нарушения его законных прав и интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае заявителем не представлено доказательств факта нарушения оспариваемыми действиями таможенного органа прав и законных интересов общества, а также несоответствия указанных действий нормам таможенного законодательства.
Не принимаются доводы общества о нарушении таможенным органом прав и законных интересов общества - нанесение ущерба в размере 6407,45 рублей, причиненного действиями таможенного органа (со ссылкой на счета N 008439 от 04.05.2011, поскольку в деле отсутствуют доказательства, как незаконности действий таможенного органа, так и доказательства нарушения указанными действиями прав и законных интересов заявителя.
Ссылка общества на задержку срока выпуска товара, увеличение издержек, связанных с его хранением и демереджем, несостоятельна. Из материалов дела видно, что выпуск товара произведен 13.05.2011- после предоставления обществом обеспечения уплаты таможенных платежей.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленного требования, дал полную и правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 октября 2011 года по делу N А56-41827/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "НОВИКОМ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений статьи 108 ТК ТС по требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары (пункт 1).
...
Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов (пункт 3).
Таким образом, приведенные положения статьи 108 ТК ТС допускают проведение взвешивания товаров по требованию таможенного органа в рамках осуществления таможенного контроля.
...
Согласно статье 115 ТК ТС таможенный осмотр - внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
...
По результатам таможенного осмотра должностными лицами таможенных органов составляется акт по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза, если результаты такого осмотра будут использованы в таможенных целях (пункт 5 статьи 115 ТК ТС).
...
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования."
Номер дела в первой инстанции: А56-41827/2011
Истец: ООО "НОВИКОМ"
Ответчик: Балтийская таможня
Третье лицо: ЗАО "Первый контейнерный терминал"
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11363/12
18.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11363/12
21.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11363/12
06.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-587/12
20.02.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22239/11