г. Москва |
|
22 февраля 2012 г. |
Дело N А40-100390/11-92-861 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого
судей Е.В. Пронниковой, Э.В. Якутова
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Яцевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЦентрО" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.11.2011 по делу N А40-100390/11-92-861, принятое судьей И.Н. Уточкиным
по заявлению ООО "ЦентрО" (ОГРН 5067746397197, 115516, Москва, ул. Луганская, вл. 12А, комн.1)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по городу Москве
о признании незаконным и отмене постановления N 451-11/4539М от 19.07.2011 о назначении административного наказания
при участии:
от заявителя: |
Гончаров А.В. по дов. от 27.09.2011; |
от ответчика: |
Алипов С.Э. по дов. от 30.ю12.2011 |
УСТАНОВИЛ
ООО "ЦентрО" (заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве (административный орган, ответчик) от 19.07.2011 N 451-11/4539М о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 40000 руб.
Решением от 25.11.2011 суд отказал в удовлетворении требований общества, указав на наличие события и состава вменяемого обществу правонарушения, соблюдение процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ЦентрО" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы сослался на не надлежащее уведомление общества о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель государственного органа в судебном заседании просил оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанных мнений представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый акт без изменения, основываясь на следующем.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В ч. 7 ст. 210 АПК РФ указывается, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ООО "ЦентрО" заключен контракт N А-W-10-SinCen02 от 01.04.2010 (Контракт) на поставку обуви (л.д. 91-107), в соответствии с п. 4.1 которого ориентировочная сумма контракта составляет 27000000 долларов США.
На основании Контракта обществом в ОАО "Московский Кредитный Банк" оформлен паспорт сделки N 10040063/1978/0000/2/0 (л.д. 72).
10.08.2010 сторонами заключено Дополнительное соглашение к Контракту, в соответствии с которым сумма в п. 4.1 изменена и составляет 37000000 долларов США. Данные изменения касаются сведений в графе 5 раздела 3 паспорта сделки.
Общество переоформило паспорт сделки N 10040063/1978/0000/2/0 только 26.08.2010 (л.д. 71), в то время как в соответствии с п.п. 3.15, 3.15.1 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" срок переоформления паспорта сделки, с учетом осуществленной ООО "ЦентрО" 19.08.2010 валютной операции по Контракту, истек 19.08.2010.
Названные фактические обстоятельства заявителем не оспариваются.
В связи с указанными обстоятельствами старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенной инспекции Московской таможни, в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества, составлен протокол от 05.07.2011 N 10129000-687/2011 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ (л.д. 64-67).
19.07.2011 заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве вынесено постановление N 451-11/4539М (л.д. 59-61) о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Постановление по делу об административном правонарушении принято в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Наличие в действиях заявителя события и состава вменяемого ему правонарушения установлены судом первой инстанции, проверены арбитражным апелляционным судом и не оспариваются обществом.
В соответствии с п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным ст. 15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.
Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" агентами валютного контроля являются, в том числе, таможенные органы.
В соответствии с п/п 2.4 Перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (утв. приказом ФТС России от 15.03.2005 N 198) старшие государственные таможенные инспекторы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
Полномочия заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.25 КоАП РФ, установлены ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен, а постановление принято уполномоченным лицом.
Частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу указания п. 3.15. Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И в случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением случаев изменения наименования банка ПС, при реорганизации банка ПС только в случае преобразования (изменения организационно-правовой формы), резидент представляет в банк ПС одновременно документы, указанные в п. 3.15 названной Инструкции. При этом, в соответствии с п. 3.15.1 резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15 настоящей инструкции, после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.
Совокупность приведенных правовых норм и фактических обстоятельств, подтвержденных материалами дела, доказывают наличие в действиях ООО "ЦентрО" события и состава правонарушения предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Не оспаривая данные обстоятельства, заявитель в апелляционной жалобе указывает на то, что не был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с названным доводом общества по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В качестве доказательства надлежащего извещения заявителя о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом представлена в материалы дела копия телеграммы и извещения о ее доставке обществу по адресу г. Москва, ул. Луганская, влад. 12А, корп. 1 (л.д. 62). Как следует из материалов дела указанный адрес является адресом места нахождения юридического лица (л.д. 30). Представителем общества в судебном заседании подтверждено, что по указанному адресу находится единоличный исполнительный орган ООО "ЦентрО".
Довод заявителя жалобы об отсутствии на телеграмме отметки почтовой службы опровергнут в ходе непосредственного исследования судом апелляционной инстанции, с участием представителей лиц, участвующих в деле, подлинника выше указанной телеграммы, представленного в судебном заседании административным органом. При исследовании названного документа судом установлено наличие почтового штемпеля на оборотной стороне документа с указанием даты - 16.07.2011. Указанная дата соответствует дате извещения о вручении телеграммы административного органа заявителю.
В противоречие с мнением подателя апелляционной жалобы о том, что директор Тельнова, получившая телеграмму, не является лицом, уполномоченным на получение телеграмм, и доверенность ей не выдавалась суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что телеграмма доставлена надлежащим образом и у административного органа на момент рассмотрения дела имелись данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела.
В соответствии с Правилами оказания услуг телеграфной связи (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 222) при оказании услуги "внутренняя телеграмма" операторы связи должны обеспечивать для отправителей - прием телеграмм с целью передачи и доставки (вручения) адресатам; для адресатов - доставку (вручение) телеграмм, поданных в их адрес отправителями (п. 23).
В соответствии с п.п. 62, 63 Правил оказания услуг телеграфной связи, телеграммы, адресованные организациям и (или) должностным лицам, вручаются в пункте назначения лицу, уполномоченному на получение телеграмм для последующего вручения адресату, только при наличии договора между соответствующим юридическим лицом и оператором связи, осуществляющим доставку. Вручение телеграмм гражданам по месту их нахождения (жительства) или уполномоченным лицам в пунктах назначения (для телеграмм, адресованных организациям) должно осуществляться только под расписку с указанием даты и местного времени.
Пунктом 52 названных Правил установлено, что уведомления о вручении телеграмм организациям или должностным лицам передаются в адрес отправителя после вручения телеграммы лицу, уполномоченному на получение телеграмм, доставляемых в соответствующий адрес.
Исходя из изложенных требований, а также направления телеграммы по фактическому месту нахождения общества, предоставления отделением почтовой связи информации о доставке телеграммы адресату (извещения о вручении телеграммы) у административного органа не имелось объективных оснований для сомнения в наличии полномочий у лица, получившего телеграмму, доставленную в соответствии с выше приведенными требованиями. Отсутствуют такие основания и у суда.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявителем не представлено неоспоримых и достаточных доказательств того, что в ООО "ЦентрО" не работает Тельнова и у нее не было полномочий на получение корреспонденции общества. Представленная заявителем в материалы дела справка (л.д. 28) без номера и без даты о том, что гр. Тельнова не состоит в трудовых или гражданско-правовых отношениях с ООО "ЦентрО" не является объективным и допустимым доказательством в порядке ст. 68 АПК РФ. Указанная справка предоставлена самим обществом, подписана его генеральным директором, то есть, выдана заинтересованным лицом. Иных доказательств в подтверждение своего довода Обществом не представлено.
Аргумент подателя жалобы об отсутствии у общества какого-либо договора с оператором связи на получение телеграмм не может быть принят судом.
В соответствии с п. 18 Правил оказания услуг телеграфной связи при оказании услуги "телеграмма" в пунктах подачи при отсутствии указанного договора (в письменной форме) он считается заключенным с момента выдачи оператором связи отправителю чека контрольно-кассовой машины или квитанции (формы строгой отчетности), подтверждающих оплату пользователем оказанных услуг. Согласно п. 94. названных Правил при оказании услуги "телеграмма" (внутренней или международной) оплате подлежат: телеграфное сообщение с учетом количества оплачиваемых слов в телеграмме, категории, вида и страны назначения телеграммы; доставка (телеграфный сбор), зависящая от срока прохождения телеграммы и способа ее доставки (вручения).
Таким образом, доставка телеграммы оплачивается отправителем, с получателем телеграммы договор не заключается и плата за доставку не взимается.
Кроме того, п. 66. Положения предусматривает, что при невозможности доставки телеграммы по независящим от оператора связи причинам об этом извещается пункт подачи с указанием причины невручения телеграммы для последующего сообщения отправителю, если отправитель указал при подаче телеграммы свой адрес или телефон.
Следовательно, при невозможности доставки телеграммы заявителю, в том числе и по причине отсутствия договора, до отправителя была бы доведена информация о невозможности доставки телеграммы.
В соответствии с ч.1 ст.2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Оценив в совокупности обстоятельства и доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом вины общества в совершении вмененного ему правонарушения, с учетом того, что заявителем не представлены доказательства отсутствия возможности соблюдения им нарушенных правил и норм.
Размер штрафа назначен административным органом в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, и в соответствии с положениями ст.4.1 КоАП РФ.
Вопреки заявлению подателя апелляционной жалобы о смягчении административной ответственности в порядке ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ в связи с внесением изменений в ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ, нормы названного закона не коснулись административных правонарушений, связанных с нарушением установленных правил оформления паспортов сделок, и оснований для применения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ у суда нет.
Исходя из вышесказанного, вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, является правомерным.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ч.51 ст. 211, ст.ст.266, 268,269 и 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.11.2011 по делу N А40-100390/11-92-861 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
...
В соответствии с Правилами оказания услуг телеграфной связи (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 222) при оказании услуги "внутренняя телеграмма" операторы связи должны обеспечивать для отправителей - прием телеграмм с целью передачи и доставки (вручения) адресатам; для адресатов - доставку (вручение) телеграмм, поданных в их адрес отправителями (п. 23).
...
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
...
Размер штрафа назначен административным органом в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, и в соответствии с положениями ст.4.1 КоАП РФ.
Вопреки заявлению подателя апелляционной жалобы о смягчении административной ответственности в порядке ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ в связи с внесением изменений в ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ, нормы названного закона не коснулись административных правонарушений, связанных с нарушением установленных правил оформления паспортов сделок, и оснований для применения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ у суда нет."
Номер дела в первой инстанции: А40-100390/2011
Истец: ООО "ЦентрО"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Территориальное управление по городу Москве