г. Санкт-Петербург |
|
21 февраля 2012 г. |
Дело N А56-3548/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Жиляевой Е.В., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Коросташовым А.А.
при участии:
от истца: генерального директора Березовского М.В., представителя по доверенности от 31.01.2012 г.. Андреева В.В.
от ответчика: представителя по доверенности от 29.12.2011 г.. Тоноян М.Р.
от 3-х лиц: 1 - не явился (извещен), 2 - представителя по доверенности от 06.02.2012 г.. Типикиной Е.С.,
рассмотрев дело по заявлению ООО "Металликон"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
3-и лица: 1 - Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, 2 - ФБУ "Кадастровая палата" по Ленинградской области
о признании незаконными действий по определению вида разрешенного использования земельного участка, обязании совершить действия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Металликон" (ОГРН 1024700872536, находящееся по адресу: 188800, Ленинградская область, Выборгский район, г. Выборг, Пекарный пер., д. 2б), (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (ОГРН 1037843045734, находящееся по адресу: 131311, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3), (далее - Управление) о признании незаконными действий по определению вида разрешенного использования земельного участка площадью 6000 кв. м с кадастровым N 47:01:01-08-005:0008 по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, Ленинградское шоссе, д. 73, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и кадастровой стоимости названного участка за период с 01.01.2008 по настоящее время, выразившихся в отнесении его к 7-й группе видов разрешенного использования, предусмотренных Приложением N 2 таблицы 1 Типового перечня видов разрешенного использования к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденного приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (в редакции от 14.08.2008) "Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Типовой перечень) и обязании ответчика внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части отнесения указанного участка к 9-й группе видов разрешенного использования Типового перечня и направить в инспекцию Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области уведомление об отнесении данного участка за указанный период к 9-й группе видов разрешенного использования Типового перечня, указав удельный показатель кадастровой стоимости участка и кадастровую стоимость, соответствующую 9-й группе Типового перечня.
Определением от 11.04.2011 г.. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Администрация).
Решением от 23.05.2011 г.. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Определением от 04.10.2011 г.. апелляционный суд установил безусловные основания для отмены решения в связи с рассмотрением дела в суде первой инстанции в отсутствии сведений об извещении Администрации о времени и месте судебного разбирательства и перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции
Определением от 22.11.2011 г.. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФБУ "Кадастровая палата" по Ленинградской области.
На основании ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса РФ произведена замена состава суда и рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании представители Общества просили удовлетворить заявленные требования, а представители заинтересованного лица и третьего лица возражали против удовлетворения заявления.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, присутствующих в судебном заседании, апелляционный суд признал заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником административно-бытового корпуса площадью 4487 кв.м, земельного участка площадью 6000 кв.м с кадастровым N 47:01:01-08-005:0008 под названным объектом недвижимости, расположенных по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, Ленинградское шоссе, д. 73, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 10.05.2005 серии 47АА N 042088, N 042089.
Согласно кадастровому плану указанного земельного участка от 27.04.2006 разрешенное использование (назначение) участка - под существующий административно-бытовой корпус; удельный показатель кадастровой стоимости - 888,15 руб. за 1 кв.м.
Кадастровый паспорт указанного земельного участка от 02.10.2008 устанавливает удельный показатель кадастровой стоимости в размере 4411,34 руб. за 1 кв. м.
Письмом от 07.10.2010 Управление сообщило Обществу, что по сведениям государственного кадастра недвижимости спорный участок отнесен к 7-й группе видов разрешенного использования, изменение вида разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами, которые в настоящее время в Выборгском районе Ленинградской области не установлены, либо по решению органа местного самоуправления, рекомендовано обратиться в такой орган для вынесения соответствующего постановления.
Ссылаясь на то, что отнесение данного участка к 7-му виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства) не может считаться правомерным, на момент приобретения здания и земельного участка он относился к землям под промышленными объектами, основным видом деятельности заявителя является обработка металлов и нанесение покрытий на металлы, участок должен быть отнесен к 9-му виду разрешенного использования (земельные участки для размещения производственных, административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок), с заявлением об изменении вида разрешенного использования собственник земельного участка не обращался, нарушены его права; ООО "Металликон" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 того названного кодекса предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ленинградской области проведена в 2006-2007 годах, ее результаты утверждены постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 356.
Постановлением правительства Ленинградской области от 19.03.2009 N 63 изменены УПКС земель населенных пунктов, в том числе и земель Выборгского района 7-й и 9-й групп видов разрешенного использования.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов следует определять применительно к определенным видам разрешенного использования. В Методических рекомендациях в числе прочих названы следующие виды разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (пункт 1.2.7); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Согласно пункту 2.6.4 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков производится путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе данных видов разрешенного использования на площадь земельных участков.
Согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется применительно к определенным видам разрешенного использования.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционный суд полагает, что указание в имеющихся документах на использование спорного земельного участка под существующий административно-бытовой корпус не является основанием для отнесения участка к виду разрешенного использования, связанному с размещением на участке объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, указанному в 7-й группе Типового перечня видов разрешенного использования.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности на земельный участок спорный участок предназначен для размещения существующего административно-бытового корпуса. Как указано в выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО "Металликон" является обработка металлов и нанесение покрытий на металлы; к дополнительным видам деятельности отнесены обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения, оптовая торговля эксплуатационными материалами и принадлежностями машин и оборудования, прочими машинами, приборами, оборудованием общепромышленного и специального назначения, деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта, сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества.
Таким образом, земельный участок, предназначенный для размещения на нем административно-бытового корпуса, не связанного с осуществлением деятельности в области образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, не может быть отнесен к 7-й группе Типового перечня видов разрешенного использования. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, согласно названному перечню относятся к 9-й группе видов разрешенного использования.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пунктов 1, 4, 5.3.5 и 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, в спорный период данное агентство осуществляло полномочия по государственной кадастровой оценке земель и функции по ведению государственного земельного кадастра непосредственно и через свои территориальные органы.
В настоящее время ведение государственного кадастра недвижимости в силу пункта 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, возложено на Росреестр, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 названного Положения).
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости: о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Частями 1, 2 статьи 28 того же Закона предусмотрено, что техническая ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, или воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
При таких обстоятельствах и в соответствии с требованиями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ апелляционный суд обязывает Управление устранить в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона N 221-ФЗ, допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
При оценке доказательств и доводов лиц, участвующих в деле, а также при разрешении вопроса применении законов и иных нормативных правовых актов по данному делу, апелляционный суд принял во внимание выводы суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.01.2011 г.. по делу N А56-5266/2009 со схожими обстоятельствами дела, в целях соблюдения единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Согласно ст. 110 АПК РФ с заинтересованного лица в пользу заявителя взыскивается 2000 руб. судебных расходов по государственной пошлине.
В соответствии со ст. 333.40 Налогового кодекса РФ заявителю надлежит возвратить из федерального бюджета 4000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2011 г.. по делу N А56-3548/2011 отменить.
Признать незаконными действия по определению вида разрешенного использования земельного участка площадью 6000 кв. м с кадастровым N 47:01:01-08-005:0008 по адресу: Ленинградская обл., г. Выборг, Ленинградское шоссе, д. 73, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и кадастровой стоимости названного участка за период с 01.01.2008 по настоящее время, выразившиеся в отнесении его к 7-й группе видов разрешенного использования, предусмотренных Приложением N 2 таблицы 1 Типового перечня видов разрешенного использования к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденного приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 NП/0152 (в редакции от 14.08.2008) "Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части отнесения указанного земельного участка к 9-й группе видов разрешенного использования Типового перечня.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области направить в инспекцию Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области уведомление об отнесении данного участка за вышеуказанный период к 9-й группе видов разрешенного использования Типового перечня, указав удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка и кадастровую стоимость, соответствующую 9-й группе Типового перечня.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Металликон" 2000 руб. судебных расходов по государственной пошлине.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Металликон" из федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частями 1, 2 статьи 28 того же Закона предусмотрено, что техническая ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, или воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
При таких обстоятельствах и в соответствии с требованиями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ апелляционный суд обязывает Управление устранить в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона N 221-ФЗ, допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
...
Признать незаконными действия по определению вида разрешенного использования земельного участка площадью 6000 кв. м с кадастровым N 47:01:01-08-005:0008 по адресу: Ленинградская обл., г. Выборг, Ленинградское шоссе, д. 73, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и кадастровой стоимости названного участка за период с 01.01.2008 по настоящее время, выразившиеся в отнесении его к 7-й группе видов разрешенного использования, предусмотренных Приложением N 2 таблицы 1 Типового перечня видов разрешенного использования к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденного приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 NП/0152 (в редакции от 14.08.2008) "Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов"."
Номер дела в первой инстанции: А56-3548/2011
Истец: ООО "Металликон"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, ФБУ "Кадастровая палата" Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14449/11