г. Тула |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А62-1990/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2012.
Полный текст постановления изготовлен 20.02.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Тиминской О.А.,
Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Атавиной В.Ю.,
при участии:
от главы КФХ "Лепехи" Жарикова Г.С. (ОГРН 1026700858910, ИНН 6717001496): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
от ГУ - УПФ РФ в Вяземском районе Смоленской области (ОГРН 1026700851066, ИНН 6722014518): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вяземском районе Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.08.2011 по делу N А62-1990/2011 (судья Борисова Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Лепехи" Жариков Геннадий Сергеевич (ОГРН 1026700858910, ИНН 6717001496) (далее по тексту - глава КФХ "Лепехи" Жариков Г.С.) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным постановления Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вяземском районе Смоленской области (далее по тексту - УПФР (ГУ) в Вяземском районе Смоленской области, Фонд) (ОГРН 1026700851066, ИНН 6722014518) от 05.04.2011 N 07602390001537 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 29.08.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением суда, УПФР (ГУ) в Вяземском районе Смоленской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу глава КФХ "Лепехи" Жариков Г.С., опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
УПФР (ГУ) в Вяземском районе Смоленской области заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителей. Данное ходатайство рассмотрено судом в порядке ст.ст. 158, 159 АПК РФ и удовлетворено с учетом надлежащего уведомления Фонда о месте и времени судебного заседания.
Глава КФХ "Лепехи" Жариков Г.С. направил ходатайство об отложении судебного заседания, назначенного на 15.02.2012, на более поздний срок до полного его выздоровления.
Принимая во внимание, что глава КФХ "Лепехи" Жариков Г.С. надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явка его в судебное заседание не признана обязательной, его правовая позиция изложена в отзыве на апелляционную жалобу, а также учитывая, что ст. 267 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) установлен срок рассмотрения апелляционной жалобы, который подлежит неукоснительному соблюдению, Двадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает установленных ст. 158 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленного ходатайства и считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании.
На основании ст.ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Крестьянское (фермерское) хозяйство "Лепехи", главой которого является Жариков Геннадий Сергеевич, зарегистрировано администрацией Угранского района Смоленской области 30.08.1991.
УПФР (ГУ) в Вяземском районе Смоленской области 11.03.2011 направило в адрес главы КФХ "Лепехи" Жарикова Г.С. требование N 07602340013809 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которым ему предложено в срок до 22.03.2011 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 10 392 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии в сумме 10 392 руб., на обязательное медицинское страхование в сумме 1 610,76 руб., в том числе в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 571,56 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 039,20 руб., пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 188,95 руб., пени в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 10,39 руб., пени в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 18,90 руб.
В связи с неисполнением Главой КФХ "Лепехи" Жариковым Г.С. указанного требования в установленный в нем срок в добровольном порядке Фондом 05.04.2011 вынесено постановление N 07602390001537 "О взыскании указанных сумм страховых взносов и пеней за счет его имущества.
Данное постановление было направлено УПФР (ГУ) в Вяземском районе Смоленской области для исполнения в Угранский РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области.
Постановлением Угранского РОСП УФССП по Смоленской области 07.04.2011 возбуждено исполнительное производство N 897/11/43/67.
Не согласившись с вынесенным Фондом постановлением от 05.04.2011 N 07602390001537, глава КФХ "Лепехи" Жариков Г.С. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон о страховых взносах), вступившим в силу с 1 января 2010 года.
Частью 3 статьи 2 Закона о страховых взносах предусмотрено, что в целях настоящего закона под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона о страховых взносах главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом общий размер страховых взносов по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение стоимости страхового года и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда (на 1 января 2010 года минимальный размер оплаты труда составляет 4330 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда")), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного ч. 2 ст. 12 Закона о страховых взносах, увеличенное в 12 раз (ч. 2 ст. 13 Закона о страховых взносах).
На основании ч. 1 ст. 57 названного Закона в 2010 году для всех плательщиков страховых взносов, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в части 2 данной статьи, применяется тариф страховых взносов в Пенсионный фонд в размере 20 %, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1,1 %, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в размере 2%.
Согласно статье 16 Закона о страховых взносах расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Частью 3 статьи 16 данного Закона определено, что сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В силу ч. 4 ст. 16 Закона о страховых взносах уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в ПФР, ФФОМС и ТФОМС на соответствующие счета Федерального казначейства.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 названого Закона плательщики страховых взносов представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Проанализировав вышеприведенные нормы права, суд первой инстанции сделал правильное заключение о том, что страхователи - главы крестьянских (фермерских) хозяйств обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Отклоняя довод главы КФХ "Лепехи" Жарикова Г.С. о том, что у него не имеется обязанности по уплате страховых взносов ввиду отсутствия доходов и производственной деятельности, суд первой инстанции правомерно указал, что факт получения главами крестьянских (фермерских) хозяйств дохода либо его отсутствия по любым причинам не влияет на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов и не предусматривает освобождение какой-либо категории плательщиков от уплаты страховых взносов.
Тот факт, что принадлежащий Главе КФХ "Лепехи" Жарикову Г.С. земельный участок отнесен к территории памятника природы "Ландшафт реки Угра" свидетельствует о невозможности осуществления предпринимательской деятельности, а не о невозможности обращения с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Ссылку Жарикова Г.С. в обоснование своей позиции на то, что он имеет 2 группу инвалидности, установленную ВТЭК, и не может осуществлять предпринимательскую деятельность при наличии стойкой нетрудоспособности, суд апелляционной инстанции признает несостоятельной.
В соответствии с п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 N 107 суд, рассматривая споры, связанные со взысканием с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, не должен ограничиться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период. При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации в о от 12.05.2005 N 211-О указал на то, что если при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, то он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Таким образом, глава КФХ "Лепехи" Жариков Г.С. должен доказать, что, не осуществляя предпринимательскую деятельность по причине инвалидности, он не мог своевременно отказаться от статуса главы вследствие непреодолимых обстоятельств.
Доказательств того, что глава крестьянского фермерского хозяйства Жариков Г.С. в силу обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера не мог обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, в материалы дела не представлено.
Частью 2 статьи 18 Закона о страховых взносах установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 19 названного Закона в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
До принятия решения о взыскании задолженности по страховым взносам за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банках орган контроля за уплатой страховых взносов направляет ему требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Согласно части 14 статьи 19 Закона о страховых взносах при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 20 Закона о страховых взносах в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Таким образом, законодателем установлена процедура принудительного взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов во внесудебном порядке, состоящая из ряда последовательных этапов, в том числе предусматривающая обязательное принятия органом контроля до постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов решения о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банках.
Несоблюдение этой процедуры либо ее ненадлежащее исполнение безусловным образом влияет на оценку законности самого взыскания, поскольку законность взыскания связана не только с наличием неисполненной обязанности по уплате задолженности, но и с законностью процедур взыскания, применяемых контрольным органом.
Меры принудительного взыскания задолженности по страховым взносам за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества страхователя представляют собой последовательные этапы единого процесса бесспорного взыскания задолженности по страховым взносам, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.
Нарушение порядка, предусмотренного ст.ст. 19, 20 Закона о страховых взносах, является самостоятельным основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов органа контроля.
Из материалов дела следует и установлено судом, что требованием от 11.03.2011 N 07602340013809 главе КФХ "Лепехи" Жарикову Г.С. предлагалось уплатить в срок до 22.03.2011 недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и пени в общей сумме 10 392 руб.
Поскольку уплата в установленный срок недоимки и пеней главой КФХ "Лепехи" Жариковым Г.С. не произведена, 05.04.2011 УПФР (ГУ) в Вяземском районе Смоленской области вынесено постановление N 07602390001537 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя).
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках, Фондом в отношении главы КФХ "Лепехи" не принималось, что УПФР (ГУ) в Вяземском районе Смоленской области не отрицается.
Таким образом, УПФР (ГУ) в Вяземском районе Смоленской области не была применена обязательная процедура взыскания недоимок по страховым взносам - за счет денежных средств, в связи с чем у него не имелось законных оснований для перехода к следующей стадии принудительного взыскания - за счет иного имущества страхователя, что является самостоятельным основанием для признания оспариваемого постановления Фонда недействительным.
Поскольку УПФР (ГУ) в Вяземском районе Смоленской области нарушен порядок взыскания, предусмотренный ст.ст. 19, 20 Закона о страховых взносах, то суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Довод Фонда о том, что исходя из совокупного анализа положений ст.ст. 19 и 20 Закона о страховых взносах при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов в банках или иных кредитных организациях вынесение решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств плательщика в банках не требуется, судом апелляционной инстанции отклоняется как основанный на неправильном толковании данных норм Закона о страховых взносах.
Также суд апелляционной инстанции указывает на отсутствие в материалах дела доказательств того, что УПФР (ГУ) в Вяземском районе Смоленской области при принятии оспариваемого постановления исследовало вопрос о наличии у главы КФХ "Лепехи" Жарикова Г.С. счетов в банках.
В постановлении от 05.04.2011 N 07602390001537 также отсутствует ссылка на основания, предусмотренные ч. 14 ст. 19 упомянутого Закона, для его принятия.
Аналогичный правовой подход сформулирован в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 75514/11.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем уплаченная УПФР (ГУ) в Вяземском районе Смоленской области при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 16.09.2011 N 542 государственная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату Фонду.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.08.2011 по делу N А62-1990/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу УПФР (ГУ) в Вяземском районе Смоленской области - без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вяземском районе Смоленской области (ОГРН 1026700851066, ИНН 6722014518) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 16.09.2011 N 542.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда (на 1 января 2010 года минимальный размер оплаты труда составляет 4330 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда")), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного ч. 2 ст. 12 Закона о страховых взносах, увеличенное в 12 раз (ч. 2 ст. 13 Закона о страховых взносах).
...
В соответствии с п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 N 107 суд, рассматривая споры, связанные со взысканием с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, не должен ограничиться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период. При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.
...
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ)."
Номер дела в первой инстанции: А62-1990/2011
Истец: Глава КФХ "Лепехи" Жариков Г.С.
Ответчик: ГУ-УПФ РФ в Вяземском районе Смоленской области
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5082/11