г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А42-6612/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: Донский Д.В. по доверенности от 25.04.2011 N 25-21/7790.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-829/2012) Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12 декабря 2011 года по делу N А42-6612/2010 (судья Дмитриевская Л.Е.), принятое
по заявлению ООО "Северо-Западная рыбопромышленная компания Мурманск"
к Мурманской таможне
о признании недействительным требования
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западная рыбопромышленная компания - Мурманск" (183038, Мурманск, ул. Траловая, д. 43, ОГРН 1025100847815, далее - общество, ООО "СЗРК-Мурманск") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным требования Мурманской таможни (183010, Мурманск, ул. Горького, 15, ОГРН 1025100864095, далее - таможня, таможенный орган) N 108 от 07.09.2010 об уплате 15 650 213 руб. 27 коп. таможенных платежей.
Решением суда от 12.12.2011 заявление Общества удовлетворено, оспариваемое требование признано недействительным
В апелляционной жалобе Мурманская таможня, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить. Таможня полагает, что продукция морского промысла (рыболовства), добытая (выловленная) и/или произведенная российскими судами при осуществлении промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне, является продукцией (товаром), полностью произведенной в Российской Федерации, то есть имеет статус российского товара. Таким образом, по мнению таможни, спорная продукция морского промысла неправомерно помещена обществом под таможенный режим "Международный таможенный транзит" (далее - МТТ), в то время как подлежала помещению под таможенный режим "Экспорт" с уплатой вывозных таможенных пошлин, которые доначислены таможней и предъявлены обществу к уплате путем направления оспариваемого требования. Также податель жалобы не согласен с выводом суда относительно отсутствия у таможни оснований для выставления оспариваемого требования в связи с тем, что разрешение на применение таможенного режима МТТ таможенным органом не отменено. Податель жалобы считает, что не отмена в порядке ведомственного контроля разрешения нижестоящего таможенного органа на помещение товаров под режим международного таможенного транзита не влечет недействительность выставленного декларанту требования об уплате таможенных платежей и не освобождает его от обязанности их уплаты.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела.
Из материалов дела следует, что в исключительной экономической зоне Российской Федерации за пределами территориальных вод РФ в период с 29.09.2009 по 05.10.2009 на судно "Юпитер" с принадлежащих обществу судов М-0141 "Калмыково", М-0139 "Ретинское", М-0138 "Капитан Рогозин", М-0145 "Новоильинск", М-0394 "Тобаго", М-0132 "Петр Анохин" по коносаментам от 29.09.2009 N 27К/09, 27.1К/09, от 30.09.2009 N 28К/09, 28.1К/09, от 01.10.2009 N 29К/09, 29.1К/09, от 03.10.2009 N 31/К, 31.1К/09, 32К/09, 32.1К/09, от 05.10.2009 N 34К/09, 34.1К/09 принята к перевозке продукция морского промысла - конечности в панцире краба камчатского варено-мороженого общим весом нетто 302 250 кг, добытая и изготовленная в исключительной экономической зоне РФ.
12.10.2009 судно "Юпитер" с 302 250 кг продукции морского промысла на борту прибыло в порт Мурманск.
12.10.2009 ООО "Северо-Западная судоходная компания" обратилось на таможенный пост "Морской порт Мурманск" с заявлением N 01-06 об оформлении ввезенной продукции морского промысла в режиме международного таможенного транзита.
Разрешение таможенного органа о помещении продукции морского промысла под таможенный режим международный таможенный транзит выдано 12.10.2009.
12.10.2009 судно "Юпитер" с находящейся на борту продукцией морского промысла вышло из порта Мурманск в порт Эмсхавен (Нидерланды), по прибытии в который в период с 20.10.2009 по 23.10.2009 произведена выгрузка транзитного груза общим весом нетто 252 222 кг, переданная для транспортировки обществом на судно "Юпитер". Остальная продукция морского промысла (весом нетто 50 028 кг), переданная на судно общества и вывезенная 12.10.2009, впоследствии вновь ввезена на территорию РФ и оформлена в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления по грузовой таможенной декларации N 10216120/061109/0023310.
В период с 19.07.2010 по 203.09.2010 таможенный орган провел камеральную таможенную проверку по вопросам соблюдения Обществом таможенного законодательства при помещении под таможенный режим МТТ продукции морского промысла, ввезенной на таможенную территорию Российской Федерации, в том числе, 12.10.2009 на судне "Юпитер".
В ходе проведения проверки таможенный орган установил, что продукция морского промысла в количестве 302 250 кг, вывезенная с территории Российской Федерации 12.10.2009 в таможенном режиме МТТ, для таможенных целей имеет статус российского товара, а потому неправомерно помещена под процедуру МТТ. Таможенный орган сделал вывод, что при вывозе с таможенной территории Российской Федерации с целью реализации иностранному покупателю без обязательства обратного ввоза спорная продукция подлежала оформлению в таможенном режиме экспорта с уплатой вывозной таможенной пошлины в размере 14 318 912,4 руб.
Результаты таможенной проверки оформлены актом от 03.09.2010 N 10207000/4000/030910/А0076.
В адрес общества выставлено требование от 07.09.2010 N 108 об уплате 14 318 912,4 руб. вывозной таможенной пошлины и 1 331 300,87 руб. пеней.
Не согласившись с данным требованием Мурманской таможни, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, сделав вывод об отсутствии у вывезенного товара статуса российского, в связи с чем основания для выставления оспариваемого требования у таможенного органа не имелось.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьями 156 и 157 Таможенного кодекса Российской Федерации (действовавшем в спорный период) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влечет за собой обязанность лиц поместить товар под один из таможенных режимов и соблюдать этот таможенный режим. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с названным Кодексом. При соблюдении лицом заявленного таможенного режима и других условий выпуска товаров (статья 149 ТК РФ) таможенный орган обязан выдать разрешение на помещение товаров под заявленный таможенный режим.
В соответствии со статьей 167 ТК РФ международный таможенный транзит - это таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Под таможенный режим МТТ могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Под иностранными товарами понимаются товары, не являющиеся российскими товарами в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 11 ТК РФ (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 ТК РФ). Подпунктом 2 пункта 1 статьи 11 ТК РФ определено, что российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации - то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации.
Применительно к спорным правоотношениям статус российских товаров определяется совокупностью двух признаков: товары должны быть произведены на территории Российской Федерации и не быть вывезены с нее. Кроме того, российскими признаются товары, находящиеся в свободном обращении на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорная продукция морского промысла добыта в исключительной экономической зоне Российской Федерации, то есть за пределами таможенной территории Российской Федерации. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, таможней в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции, проанализировав положения статей 11, 167 ТК РФ, а также пункта 6 статьи 31 ТК РФ в совокупности с пунктом 1 статьи 29 ТК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания добытой и произведенной заявителем морской продукции в исключительной экономической зоне Российской Федерации (за пределами территориального моря Российской Федерации) российским товаром, к которому невозможно применение процедуры МТТ.
Означенный вывод суда соответствует сложившейся правоприменительной практике.
С учетом положений подпункта 23 пункта 1 статьи 11 и статьи 157 ТК РФ товары считаются помещенными под соответствующий таможенный режим со дня проставления таможенными органами на представленной декларантом либо иным ответственным лицом грузовой таможенной декларации или иных, предусмотренных таможенным законодательством документах, соответствующей отметки.
В соответствии со статьей 412 ТК РФ проверка правомерности выдачи разрешения на помещение товаров под таможенный режим международного таможенного транзита возможна лишь в порядке ведомственного контроля.
Приказом Федеральной таможенной службы России от 06.11.2008 N 1378 утвержден порядок проведения таможенной ревизии (далее - Порядок N 1378), пунктом 81 которого установлено, что в случае выявления в ходе таможенной ревизии данных, свидетельствующих о принятии таможенным органом не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения, или совершения таможенным органом или его должностным лицом неправомерных действий (бездействия) в сфере таможенного дела, которые являются поводом для проведения ведомственного контроля, членом ревизионной комиссии, его выявившим, на имя начальника таможенного органа, принявшего решение, составляется рапорт о выявлении поводов, который визируется руководителем ревизионной комиссии.
В силу пункта 82 Порядка N 1378 в случае, если в ходе таможенной ревизии выявлено решение нижестоящего таможенного органа или действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, пересмотр которых в порядке ведомственного контроля отнесен к компетенции структурного подразделения таможенного органа, начальником которого принято решение, рапорт с приложением копий документов, послуживших основанием для его составления, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем составления, направляется в структурное подразделение таможенного органа, к компетенции которого относится пересмотр в порядке ведомственного контроля обнаруженного решения, действия (бездействия) в сфере таможенного дела.
В соответствии с пунктом 83 Порядка N 1378 в течение трех рабочих дней с момента получения рапорта уполномоченным структурным подразделением таможенного органа проводится ведомственный контроль. По результатам составляется заключение о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, либо проект решения об отмене на основании статьи 412 ТК РФ не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, которые рассматриваются начальником таможенного органа, принявшего решение в течение одного рабочего дня.
Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения на основании статьи 412 ТК РФ, или составления заключения о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, или признания действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, копии документов, составленных по результатам ведомственного контроля, направляются руководителю ревизионной комиссии для приобщения к материалам таможенной ревизии (пункт 84 Порядка N 1378).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что решение об отмене в порядке ведомственного контроля разрешения таможенного поста на открытие в отношении спорной продукции морского промысла процедуры МТТ вышестоящим таможенным органом не принято. Оспариваемое требование выставлено на основании изложенного в Акте мнения таможенного инспектора о неправомерном помещении товара под режим МТТ.
Таким образом, разрешение обществу применить к ввезенной продукции таможенный режим МТТ не отменено и действует до настоящего времени, что в свою очередь свидетельствует о нарушении таможней порядка выставления требования об уплате таможенных платежей, в отсутствие оснований его выставления, которые должны быть указаны в требовании.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности помещения обществом спорной продукции морского промысла под режим МТТ и отсутствии у него обязанности по уплате вывозной таможенной пошлины, а как следствие, отсутствие у таможенного органа оснований для направления обществу оспариваемого требования.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 12 декабря 2011 года по делу N А42-6612/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 82 Порядка N 1378 в случае, если в ходе таможенной ревизии выявлено решение нижестоящего таможенного органа или действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, пересмотр которых в порядке ведомственного контроля отнесен к компетенции структурного подразделения таможенного органа, начальником которого принято решение, рапорт с приложением копий документов, послуживших основанием для его составления, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем составления, направляется в структурное подразделение таможенного органа, к компетенции которого относится пересмотр в порядке ведомственного контроля обнаруженного решения, действия (бездействия) в сфере таможенного дела.
В соответствии с пунктом 83 Порядка N 1378 в течение трех рабочих дней с момента получения рапорта уполномоченным структурным подразделением таможенного органа проводится ведомственный контроль. По результатам составляется заключение о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, либо проект решения об отмене на основании статьи 412 ТК РФ не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, которые рассматриваются начальником таможенного органа, принявшего решение в течение одного рабочего дня.
Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения на основании статьи 412 ТК РФ, или составления заключения о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, или признания действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, копии документов, составленных по результатам ведомственного контроля, направляются руководителю ревизионной комиссии для приобщения к материалам таможенной ревизии (пункт 84 Порядка N 1378)."
Номер дела в первой инстанции: А42-6612/2010
Истец: ООО "Северо-Западная рыбопромышленная компания Мурманск"
Ответчик: Мурманская таможня
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-829/12